Психологическая студия для родителей и детей раннего возраста «Ступеньки общения»

Фания Дресвянкина
Психологическая студия для родителей и детей раннего возраста «Ступеньки общения»

Актуальность проблемы

Во все времена процесс воспитания детей ставил перед обществом, перед родителями множество сложных проблем. Но эти проблемы всегда зависели от конкретных социально-экономических условий и духовной жизни общества.

В наше время мы сталкиваемся с усилением ряда неблагоприятных тенденций, существенно осложняющих психическое развитие и воспитание детей.

Совершенно очевидно, что занятость родителей, материальные трудности, неуверенность в завтрашнем дне, а в связи с этим некоторая переориентация ценностей и ряд других факторов искажают характер взаимоотношений родителей и детей.

В своем большинстве общение в семье обеднено, недостаточно теплоты и внимательного отношения, довольно редки совместные формы деятельности взрослого и ребенка. Обеднение и формализация контактов в сочетании с повышенными требованиями послушания не способствуют формированию у ребенка ощущения самоценности, значичимости для других.

Бесспорно то, что в первые годы ребенка для его гармоничного развития наибольшее значение имеет отношение к нему близких взрослых и, прежде всего, матери. Л. С. Выготский писал, что для ребенка мир опосредован взрослыми. Неадекватное отношение к своему ребенку бывает следствием просто недостатка знаний. В большинстве случаев они свидетельствуют о недостаточно чутком отношении родителей к ребенку, об их низкой чувствительности к эмоциональным состояниям, потребностям и реальным возможностям ребенка.

Увеличение количества детей, в той или иной степени испытывающих устойчивое эмоциональное неблагополучие, не может не вызвать тревогу.

Это свидетельствует о том, что во все более усложняющихся социально-психологических условиях идет процесс активного изменения в воспитатель

ных традициях и установках родителей, занятых в большей степени обеспечением семьи. В связи с этим проблема детско-родительских отношений все более усугубляется. Одна из основных задач детского сада – взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, поскольку это важный и по-своему сложный аспект педагогической деятельности. В этой связи большое внимание уделяется ответственности общественных воспитательных учреждений за организацию работы с родителями, в том числе детей 2-3 летнего возраста.

Задача дошкольного учреждения – изначально устанавливать партнерские, диалоговые взаимоотношения, знакомить родителей с основными факторами и условиями благоприятного психологического развития ребенка на данном возрастном этапе. Педагогический коллектив ДОУ должен терпимее относиться к фактам несовершенства родительского воспитания, вызывать у родителей доверие к детскому саду и готовность сотрудничать с ним в вопросах диагностики, педагогической поддержки, профилактики возрастных новообразований ребенка.

Каждый возрастной этап, в том числе и период раннего детства, сопровождается изменениями в развитии и поведении малыша. Взрослые сталкиваются с определенными проблемами, и выбранная ими форма поведения может вызвать неоднозначные ответные реакции ребенка. Даже в самой благополучной семье, где родители добросовестно заботятся о ребенке, в процессе воспитания они сталкиваются с разнообразными трудностями, с которыми самостоятельно не могут справиться. Родители испытывают затруднения, анализируя собственную воспитательную деятельность, пытаясь установить причины своих первых педагогических ошибок, не замечают неадекватности используемых методов. Иными словами, необходимо помочь им овладеть психолого-педагогическими знаниями, умениями, при этом нужны конкретные, действенные советы, рекомендации.

Большой вклад в создании системы воспитания детей раннего возраста внесли отечественные ученые: Н. М. Аскарина, Г. Г. Григорьева, Л. Н. Павлова, Н. М. Щелованов, М. Ю. Кистяковская, Н. П. Кочетова и др. И в то же время анализ практики показывает, что в целом работа с родителями детей раннего возраста проводится формально и односторонне. По мнению современных исследователей Е. Арнаутовой, Г. Зубовой, Р. Калининой, Н. Кряжевой, А. Луговской, Е. Лютовой, Г. Мониной и др., главным и труднопреодолимым препятствием в воспитании детей раннего возраста является их тяжелая адаптация к детскому саду, проживание возрастного кризиса развития, сопровождающиеся частыми болезнями и эмоциональными стрессами детей. Следует уделять внимание проблемам организации жизнедеятельности ребенка в условиях семейного воспитания, развитию навыков осознанного отношения родителей к возникающим проблемам общения с сыном (дочерью, выработке адекватных способов родительского поведения. Важно через различные формы привлечь внимание родителей к обмену мнениями по актуальным вопросам воспитания ребенка раннего возраста, способствовать пониманию собственного ребенка.

Публикации по теме:

Проект по ОБЖ в старшей группе «Осторожно!» Актуальность проекта: проблема воспитания у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как активному субъекту противопожарной.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации "Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности" я старалась.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Психологическая студия для родителей и детей раннего возраста «Ступеньки общения»
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 09:17
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Самая лучшая мама на свете!» (фото отчет).
День Матери -один из самых замечательных и трогательных праздников. Дети с нетерпением ожидали этого дня. Ведь мама- это самый родной человечек, ближе ее...
Паспорт второй младшей средней группы
Группу посещает 15 девочек, 12 мальчиков Раздевалка: шкафчики, папки с работами детей ; в раздевалке есть уголок группы ; есть уголок "Безосный...
Лэпбук «Времена года» двусторонний. Мастер-класс.
Лэпбук давно "привлёк" моё пристальное внимание к себе, но я не решалась браться за его изготовление по ряду причин. Во-первых, никак не могла...
Фотоотчёт «Птицы зимой»
Вот и наступила долгожданная зима. Дети с удовольствием лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки, любуются зимним одеянием деревьев. Так же...
Конспект занятия по ИЗО деятельности. Аппликация «Ромашка» совместная деятельность...
Конспект занятия - Декоративное рисование – «Ромашки» Программное содержание. Цель: Закреплять умение детей изображать цветок симметричного строения....