Лучший педагог года

Психологическая задача. Решение.

Ирина Ивановская
Психологическая задача. Решение.

Ситуация: К педагогу-психологу детского сада обратились родители одного из воспитанников, запрос был связан с неудовлетворительной работой воспитателя (45 лет) : «Строга с их ребенком, держит строгую дисциплину в группе, спорит с родителями, часто критикует их ребенка». У заведующей ДОУ нареканий к работе данного воспитателя нет, но зам. заведующей по ВМР отмечает, что в последнее время данный воспитатель не так активна в работе, часто уклоняется от выступлений на педагогических советах ДОУ.

Исходя из ситуации, на консультацию будут приглашены воспитатель, родитель.

Публикация «Психологическая задача, Решение,» размещена в разделах

Беседа с воспитателем будет направлена на определение отношений, сложившихся с воспитанниками, родителями воспитанников, на эмоциональное самочувствие педагога. Вопросы:

1. Каким, по Вашему мнению, является психологический климат в Вашей группе?

2. Каков стиль Вашего общения с детьми?

3. На кого из детей Вы обращаете больше внимания? Почему?

4. Какие трудности возникают во взаимодействии со сложными детьми? Как Вы их решаете?

5. Каковы Ваши действия в случаях конфликтов детей друг с другом?

6. Каков стиль Вашего общения с родителями воспитанников?

7. Как Вы решаете возникшие противоречия по тому или иному вопросу с родителями воспитанников?

8. Каково Ваше самочувствие?

9. Как Вы снимаете накопившуюся усталость, напряжение после работы?

Беседа с родителями будет направлена на определения взаимоотношений ребенка с другими детьми, с взрослыми, стиля воспитания ребенка. Вопросы:

1. Каков стиль воспитания ребенка в семье? Есть ли определенные правила в семье для ребенка?

2. Как, по Вашему мнению, складываются взаимоотношения Вашего ребенка с другими детьми, с взрослыми?

3. Бывают ли случаи упрямства, непослушания у ребенка?

4. В полной ли мере Вы даете внимание ребенку?

По моему мнению, возможными причинами возникшей ситуации могут быть:

1. Авторитарный стиль педагогической деятельности воспитателя, модель взаимодействия (учебно - дисциплинарная) : чрезмерная принципиальность; консерватизм мышления, взглядов, убеждений; нежелание преодолеть устаревший стиль воспитания. Отсутствие во взаимоотношениях с детьми доброжелательности, чуткости, гуманности. Возможно преобладание наказания, указа, стремления доминировать.

2. Возрастной кризис педагога: перепады настроения, раздражительность, нервозность, отсутствие желания делать привычные вещи, неудовлетворенность от работы.

3. Эмоциональное выгорание педагога: снижение энтузиазма, негативизм и усталость, эмоциональная закрытость, формализация контактов.

4. Разница в возрасте родитель – педагог: так называемый «конфликт поколений», непонимание и непринятие позиций друг друга, отсутствие желания услышать другого.

5. Возможен попустительский стиль воспитания в семье, вседозволенность: ребенок предоставлен сам себе, отсутствуют требования и правила; ребенок перекладывает модель поведения в семье (вседозволенность) на поведение в детском саду.

6. Возможен неблагоприятный социометрический статус ребенка в коллективе детей: ребенок может быть не принят сверстниками, отсюда конфликты среди детей и, как следствие, критика и строгость к ребенку со стороны воспитателя.

Планирование психодиагностического обследования :

1. Наблюдение в группе. Метод позволит определить психологический климат в группе, стиль общения педагога с детьми.

2. Методика «Самоконтроль в общении» М. Снайдера. Методика выявления уровня коммуникативного контроля.

3. Диагностика уровня эмоционального выгорания педагога (В. В. Бойко).

Методика позволит выявить подробную картину синдрома «эмоционального выгорания», позволит увидеть его ведущие симптомы. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз выгорания, можно дать достаточно объёмную характеристику психологического состояния педагога по фазам: напряжение, сопротивление и истощение.

4. Анкета для родителей, направленная на изучение семьи и ребенка. Анкета поможет выявить отношения родитель – ребенок, определить стиль воспитания в семье.

5. Социометрическое исследования в группе в виде игры-беседы «Капитан корабля». С помощью метода диагностики межличностных взаимоотношений можно определить проблемные, конфликтные формы в отношении каждого ребенка с другими детьми. Использование данной методики позволит выявить достаточно полную картину не только особенностей поведения ребёнка, но также вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника.

Исходя из данных психодиагностического обследования, допустим, что подтвердилось следующее: авторитарный стиль общения педагога с детьми, присутствует синдром эмоционального выгорания педагога; выраженный возрастной кризис.

Рекомендации:

1. Педагогу-психологу организовать психологическое просвещение педагога с целью формирования психологической культуры по отношению к своему психическому здоровью, к своему организму в целом, с целью осознания важности своего психоэмоционального состояния для эффективности педагогической деятельности.

2. Предложить педагогу пройти психологический тренинг по освоению методов снятия эмоционального напряжения, освоению практических методов саморегуляции; тренинг развития навыков общения с целью коррекции стиля общения с воспитанниками и родителями.

Публикации по теме:

Анкета для родителей Уважаемые мамы и папы! Просим Вас ответить на вопросы анкеты для анализа качества работы детского сада. Анкета для родителей «Удовлетворены.

Анкета для родителей «Выявление удовлетворенности родителей работой ДОУ и педагогического коллектива» Каждый год в нашей старше-подготовительной группе проводится анонимно анкета для родителей по выявлению удовлетворенности работой ДОУ и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологическая задача. Решение.
Опубликовано: 7 апреля 2015 в 19:55
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД