Папки-передвижки

Психологические аспекты детского рисования

Чепикова Виктория
Психологические аспекты детского рисования

Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне…

Э. Успенский

Изостудия - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь могут вза-имодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения, т. е. одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии; левши и правши; дети из обеспеченных и малоимущих семей.

Публикация «Психологические аспекты детского рисования» размещена в разделах

Главная цель для педагога — это психологическое здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, незащищенность, агрессивность, нестабильность, беспокойство и тревога, то это отражается в его рисунке.

Особый микроклимат изостудии способствует взаимодействию педагога с детьми и родителями, формирует у детей коммуникативные способности; приобщает их к миру взрослых, развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

По мнению В. Штерна, рисунок ребенка — отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер — ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку.

По мнению Л. С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.

Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают многочисленные исследования других специалистов: уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.

Работа с ребенком — это процесс, который требует осторожности и деликатности. Как утверждает В. Оклендер, «рисование — это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств». Число методов, облегчающих детям выражение их чувств с помощью рисования, бесконечно.

H. Васина, О. Суслова считают, что «природа ребенка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь — чувственным аспектом познания». Поэтому рисование — помощь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.

Неотъемлемой частью в рисовании являются создание у ребенка ощущения собственной значимости, активизация его общения с внешним миром, развитие чувственного восприятия и умения использовать свой интеллект.

Прежде чем нарисовать портрет любого героя, мы описываем его характер, выражаем свои эмоции по отношению к образу. Рассказываем детям, как изменяются черты лица в зависимости от нашего настроения. Много говорим о цвете, который помогает выражению эмоций. Учимся на палитре подбирать гамму цветов и оттенков как для добрых и счастливых образов, так и для коварных и жестоких. Соответственно получаем такие оттенки и цвета: желтый, оранжевый, розовый, светло-зеленый, серо-желтый — для положительных героев; красный, фиолетовый, коричневый, серый, черный, голубой, темно-зеленый, синий и др. — для отрицательных героев.

Творческая деятельность используется и как психическая помощь, она стимулирует способности человека.

Ценность любого произведения искусства заключается в передаче художником своего внутреннего мира, в его эмоциональности и чувственности, причем произведение должно быть социально значимо. Поэтому чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее будет работать его воображение, тем интереснее окажется творческое самовыражение.

Вывод, что использование в едином блоке психологии, изобразительного искусства способствует творческой направленности ребенка.

Творчество есть не что иное, как реализация человеком собственной индивидуальности. В зависимости от того, в какой сфере и с помощью каких средств осуществляется это предъявление, мы можем говорить о конкретных видах творчества.

Литература

1. Белая К. Ю. Разноцветные игры. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 336с.

2. Рогов Е. И. Психология общения. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.– 336с.

3. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 192 с.

Публикации по теме:

«Осенний портрет»«Осенний портрет» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне….».

Фотоотчёт. Работы детей кружка «Цветныё ладошки»Фотоотчёт. Работы детей кружка «Цветныё ладошки» Работы детей кружка "Цветныё ладошки" группы"Солнышко" Воспитатель Белых Н. В. Как красиво звучат слова Э. Успенского: «… Это правда! Ну.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические аспекты детского рисования
Опубликовано: 21 апреля 2013 в 13:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД