Психологические особенности страхов детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Людмила Михайлова
Психологические особенности страхов детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Согласно данным исследований в коррекционной педагогике и психологии в настоящее время в мире живут около 180 миллионов детей с нарушениями зрения. При этом нарушения эмоциональной сферы как вторичный дефект у данной категории детей становятся все более разнообразными и трудными для осуществления коррекционной поддержки.

Трудности эмоционального развития ребенка с нарушениями зрения в дошкольном возрасте становятся фактором, осложняющим его взаимодействие со сверстниками и адаптацию в дошкольном учреждении и в школе. Эмоциональные расстройства негативно влияют на психическое здоровье дошкольников с нарушениями зрения, а также ограничивает их социальные возможности в процессе адаптации и интеграции.

Анализ психологической и педагогической литературы показывает, что эмоциональная сфера – класс субъективных психологических состояний человека, в отношении которого среди психологов до сих пор нет согласия, хотя его исследования ведутся уже много веков. В исследованиях большинства специалистов эмоциональная сфера рассматривается как «важнейшая система психики, тесно связанная с когнитивной, волевой, мотивационной сферами, влияющая на любое проявление человеческой активности и обеспечивающая адаптацию к изменяющимся условиям окружающей действительности» [3].

В дошкольном возрасте эмоциональное развитие претерпевает значительные изменения в сторону своего усложнения, устойчивости, дифференциации характеристик и интеграции их в единую целостную систему. Возрастную динамику эмоционального развития определяют эмоциональные новообразования, последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза: ситуативная вариативность эмоционального реагирования, расширение ряда эмоциональных модальностей (базовые - социальные, опознание эмоциональных состояний по выражению лица, социальное преобразование выражения эмоций, формирование структуры представлений об эмоциях, вербальное обозначение эмоций [1].

Развитие эмоций у детей с нарушениями зрения, по мнению Л. И. Фильчиковой, проходит особый путь: «…поскольку дети младенческого возраста с нарушениями зрения имеют врожденную патологию зрительного анализатора, то есть раннюю депривацию, то путь психического развития младенца с дефектом зрения является своеобразным как по темпу психического развития, так и по качественной его характеристике» [4].

В своих исследованиях Л. И. Плаксина отмечает, что значительному количеству детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста присущи невротические проявления, которые имеют свою специфику и причины. Можно наблюдать подавленность в настроении, частые слезы, огорчения. В отдельных случаях проявляется повышенная возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость, рассеянность внимания, эмоциональная неустойчивость и конфликтность [2].

Исследования ученых показывают, что нарушение зрения вносит специфику в развитие всей личности ребенка и особенно велико его влияние на эмоциональную сферу ребенка. У детей со зрительным дефектом наблюдается своеобразие восприятия и недостаточность овладения компенсаторными навыками по созданию наглядно-чувственного образа, приводящие в свою очередь, к обеднению эмоционального опыта. Развитие эмоций у детей с нарушением зрения имеет ряд особенностей: преобладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность, одиночество, повышенный уровень страхов. Анализ литературных источников показывает, что специальных психологических исследований, посвященных изучению особенностей страхов детей с нарушениями зрения крайне мало.

Целью нашего исследования явилось выявление психологических особенностей страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №112 комбинированного вида» и МБДОУ «Детский сад №137 компенсирующего вида» города Чебоксары Чувашской Республики. В исследовании принимали участие 10 детей с нарушениями зрения (экспериментальная группа) и 19 нормально развивающихся детей 5-7 лет (контрольная группа).

Анализ научной литературы позволил отобрать наиболее приемлемые методики диагностики страхов детей с нарушениями зрения: 1) Методика выявления детских страхов "Страхи в домиках"; 2)Модификация теста Петера Муриса «Уровни детских страхов». Учитывая контингент детей, нам пришлось адаптировать вышеназванные методики. Мы увеличили размеры предлагаемых изображений.

При помощи методики «Страхи в домиках» "(Авторы: А. И. Захаров и М. Панфилова) нами было проведено исследование с целью выявления количества и уточнения преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.

В связи с тем, что автором этой методики уровни по количеству страхов выделены не были, нам пришлось выделить 3 уровня: высокий, средний и низкий. Для контрольной группы детей наиболее характерен низкий уровень проявления страхов – 52,6 %. Высокий уровень наблюдается у 26,3 % и средний – 21 %. Дети были заинтересованы в эксперименте, задаваемые вопросы вызывали у них улыбку.

У детей экспериментальной группы низкий уровень выраженности страхов не наблюдался. Для них свойственен высокий уровень – 90 %, средний уровень проявился у 10 %.

Модификация теста Петера Муриса «Уровни детских страхов»(Автор: Петер Мурис) показывает, действительно ли тот или иной страх вызывает у ребенка эмоцию страха, или же это реакция опасения, проявляющаяся как тревожность.

Для контрольной группы детей старшего дошкольного возраста характерным является отсутствие страха – 68 %, что говорит о благополучном эмоциональном состоянии детей. Опасение наблюдается в 15,8 % и сильный страх – 15,8 % случаев. При выполнении задания дети вели себя спокойно, уверенно.

У детей экспериментальной группы наиболее часто проявляется сильный страх – 80 %, что говорит о невротизации детей, а также о возможном развитии фобий. Опасение присуще 20 % детей, что говорит о повышении у них уровня тревожности. При выполнении задания дети проявляли взволнованность, у некоторых детей при переспрашивании наблюдалась дрожь в голосе. Анализируя результаты проведенного исследования проявления страхов по методике «Уровни страхов» как у нормально видящих детей, так и детей с нарушениями зрения мы видим, что полученные результаты свидетельствуют о некоторых различиях проявления страхов у детей разных категорий.

Можно сделать вывод, что у детей с нарушениями зрения степень выраженности и количество страхов намного выше, чем у детей с нормальным зрением. Этот факт указывает на необходимость специального психологического сопровождения и организации целенаправленной коррекционно-развивающей программы по коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Литература

1. Выготский, Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Т. 2. – М. – 1982.

2. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения/ Л. И. Плаксина. – М.: ГороД, 1998. – 262 с.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПБ.: Питер, 2007. – 713 с.

4. Фильчикова, Л. И Нарушения зрения у детей раннего возраста: Диагностика и коррекция / Л. И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В. Парамей. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 176 с.

Публикации по теме:

Презентация для учителей-логопедов «Использование технологий в работе учителя-логопеда» В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового.

Психологические особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста Согласно данным исследований в коррекционной педагогике и психологии в настоящее время в мире живут около 180 миллионов детей с нарушениями.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Экология
  • Космос
Автор публикации:
Психологические особенности страхов детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Опубликовано: 18 марта 2014 в 11:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...