Папки-передвижки

Психологические переживания семьи, воспитывающей ребенка с нарушением в развитии

Валентина Агапитова
Психологические переживания семьи, воспитывающей ребенка с нарушением в развитии

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Семья, в которой есть ребенок с нарушениями развития, возможно, большая - с братьями и сестрами, окруженная бабушками и дедушками, а возможно, - только мать с ребенком. Ребенку может быть годик или он уже большой. Разными могут быть и нарушения, и состояние ребенка. Разный состав семей, разное материальное и социальное положение, но переживания чаще всего сходны.

Публикация «Психологические переживания семьи, воспитывающей ребенка с нарушением в развитии» размещена в разделах

Появление ребенка с нарушениями развития становится крайне интенсивным опытом для семьи, практически разбивает, сложившиеся в семье представления о себе, разрушает ожидания, связанные с будущим. Оказавшись в этой ситуации, семья начинает долгий путь. Это путешествие с открытым концом, возможно, длиной в целую жизнь.

Многие люди, имеющие детей с нарушениями, по прошествии лет оценивая свою жизнь, говорят, что именно рождение особого ребенка дало их семьям удивительный опыт переосмысления жизни, научило принятию, надежде, вере. Но в начале этого пути отправными переживаниями становятся переживания горя, травмы, потери, сопровождающиеся чувствами вины, отчаяния, боли, несправедливости.

В психологии принято выделять пять основных этапов переживания горя :

1. Отрицание (человек, не верит, что это произошло с ним).

Отрицание является реакцией противоборства, противостояния, крайнего несогласия. Отрицанию может быть подвергнуто то, что вторгается в жизнь человека и разрушает целостную картину мира. Надо заметить, что отрицание является одним из механизмов выживания в крайне тяжелой для человека ситуации.

Иногда отрицание столь сильно, что родители ребенка с глубокими нарушениями и очевидными проблемами до последнего момента не оформляют инвалидность или возлагают большие надежды на какое-то конкретное лечение либо метод воздействия, которые, как им кажется, вернут ребенка и семью в «здоровье», то есть – в счастье.

Будучи защитной реакцией, отрицание связано с сильным напряжением и расходом энергии, которая, если бы ситуация была принята, могла быть использована для изменения.

2. Сделка (человек пытается «совершить сделку» с высшими силами, жизнью, судьбой и т. д. - пообещав себе что-то исправить в своем поведении, образе жизни, а взамен надеясь вернуть благополучие).

Фаза «сделки» характеризуется «магическим», или «фантастическим», типом мышления. В фазе сделки родители могут присоединиться к местным организациям, отстаивающим какие-либо гуманитарные цели. Еще одно характерное проявление фазы сделки-пламенное обращение к религии или ожидание чуда.

3. Гнев (произошедшее вызывает в человеке чувство негодования, несправедливости).

Это может быть гнев на Бога («Почему Я?», на самого себя или на супруга – за то, что произвел на свет больного ребенка или за недостаточную помощь Часто гнев проецируется на специалистов, по мнению родителей, не оказывающих ребенку достаточной помощи (врачей) или плохо его обучающих (учителей).

Выражение гнева часто имеет очистительный эффект и помогает снизить чувство тревоги; однако когда родители понимают, что их гнев не может изменить состояние ребенка, и полностью осознают хроническую природу его нарушений, на место гнева приходит чувство депрессии.

4. Депрессия (все активные попытки бороться с горем завершены, ресурсы истощены, появляются апатия, безразличие, ощущение собственной беспомощности и т. д.).

Для многих родителей депрессия – временный эпизод, хотя некоторые исследователи говорят о «хронической скорби», испытываемой родителями. Депрессия может совпасть с определенной стадией семейного жизненного цикла. Смена циклов часто приносит с собой перемены и предполагает сравнение с другими детьми и другими семьями. Кроме того, тяжесть депрессии зависит от того, как семья интерпретирует состояние ребенка, и от ее способности справляться с трудностями.

5. Принятие (человек учится примиряться со своей нынешней жизнью-такой, какая есть, принимать ее, видеть в ней положительные стороны, появляется желание жить дальше).

Принятие необходимо, чтобы начать строить свою жизнь по-новому, чтобы появилось место для нового будущего с этим особенным ребенком. Оно создает пространство для наблюдения и понимания, позволяет увидеть возможности, которые до этого были сокрытыми. Оно освобождает силы, которые ранее уходили на сопротивление.

Надо отметить, что принятие — это не одномоментное событие во внутренней жизни. Скорее можно говорить о принятии, как о постоянном душевном процессе. У принятия есть и «практическая» сторона: именно принятие позволяет обратиться за помощью, а затем эффективно ею пользоваться. При тяжелых нарушениях у ребенка изменение его состояния, его обучение и развитие будут происходить очень и очень медленно по сравнению с его сверстниками. Для того чтобы способствовать этому развитию и получать радость от изменений, нужно научиться наблюдать, видеть и ценить даже маленькие шаги. Все это возможно только в том случае, если появится принятие настоящего состояния ребенка и собственных переживаний.

КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ ПРИНЯТЬ РЕБЕНКА?

Вот советы, которые дает в своей книге «Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей» Сара Ньюмен, мама особого ребенка :

- Помните о том, как вы любите своего ребенка, как вы нужны ему, а он вам. Радуйтесь ему. Думайте о нем не как об «инвалиде», а прежде всего как о вашем ребенке, которого вы очень любите.

- Живите настоящим и старайтесь не заглядывать слишком далеко в будущее. Воспринимайте своего ребенка таким, каков он сейчас, каким будет в ближайшие дни или недели.

- Двигайтесь вперед. Каким бы медленным ни было продвижение вперед, сконцентрируйтесь на успехах ребенка и не мучайте себя, сравнивая его с «нормальными» сверстниками.

Принятие считается достигнутым, когда родители демонстрируют все или некоторые из следующих характеристик:

Они способны относительно спокойно говорить о проблемах ребенка.

Они способны сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности.

Они способны в сотрудничестве со специалистами составлять краткосрочные и долгосрочные планы.

У них имеются личные интересы, не связанные с ребенком.

Они способны что-либо запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувства вины.

Они не проявляют по отношению к ребенку ни гиперопеки, ни чрезмерной и ненужной строгости.

Знакомство с этими этапами и осознание того, что несмотря на горечь произошедшего с Вами и Вашей семьей, необходимо жить дальше – это уже первый шаг на пути к этапу принятия. Не закрывайтесь, не отказывайтесь от помощи – будь то работа с психологом, опытом людей, прошедших через подобное, просто общение, возможность выговориться и т. д. Ваше спокойствие и принятие ситуации важно как для Вас, так и для Вашего особого ребенка, потому что никакие слова, книги, советы и упражнения не помогут Вашему ребенку любить себя и радоваться жизни, как пример его собственных родителей!

Литература:

Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей.

Рязанова А. В. Семья с «особым» ребенком : внутренние процессы и социальные отношения.

Селигман М., Дарлинг Р. Особые семьи, особые дети.

Фюр Г. «Запрещенное» горе.

Публикации по теме:

«Партнерство семьи и детского сада в развитии личности ребенка посредством совместного творчества в студии «Театрошка»«Партнерство семьи и детского сада в развитии личности ребенка посредством совместного творчества в студии «Театрошка» Студия детского творчества «Театрошка» «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных.

Роль семьи в речевом развитии ребенка «Роль семьи в речевом развитии ребенка» Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей» Роль семьи в развитии речи детей. Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка» «Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: - во-первых,.

Рекомендации для родителей «Как подготовить ребенка к школе» МБДОУ Детский сад №17 г. Краснодар п. Лазурный Рекомендации для родителей. Как подготовить ребенка к школе? Каждый ребенок в начале школьного.

Памятка для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» Роль семьи в речевом развитии ребёнка (памятка для родителей) Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в.

Родительское собрание «Роль семьи в развитии связной речи ребенка» Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Задачи:.

Консультация для родителей «Роль родителей в развитии эмоциональной сферы ребенка раннего возраста» Сегодня проблема развития эмоционально-волевой сферы дошкольника особенно актуальна. В наше время под воздействием ряда факторов у детей.

Семинар-практикум для родителей «Возможности семьи в речевом развитии ребенка» Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнес первые слова: мама, папа, дай, на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические переживания семьи, воспитывающей ребенка с нарушением в развитии
Опубликовано: 26 июля 2016 в 04:43
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД