Лучший педагог года

Психологический аспект работы родителей с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи

Олеся Ладутько
Психологический аспект работы родителей с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи

Семья, как один из важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние на формирование и развитие процессов высшей психической деятельности ребенка. Система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная.

Публикация «Психологический аспект работы родителей с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи» размещена в разделах

Попустительское отношение родителей к дефекту ребенка, может быть обусловлено тем, что у самих родителей такой же дефект, с которым они живут, и он им не мешает; либо родители считают, что речь – это не самое главное в жизни, либо надеются, что со временем проблема сама себя исчерпает. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития ребенка, либо неприятие рекомендаций специалистов в этом вопросе, нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, где в большем случае страдает ребенок. Так или иначе, на отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. Как они настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту. Также неполноценность речи и связанная с этим не успешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. Поэтому немаловажным моментом является здесь работа участников образовательного процесса (психолога, логопеда, воспитателя) с семьей.

Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в детском саду не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является вооружение родителей адекватными способами коммуникации, их готовность к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе коррекционной работы, понимание важности и необходимости этого, наличие обратной связи со стороны родителей, оказание помощи взрослым в создании комфортной для развития ребенка семейной среды.

Психологическим аспектом в работе родителей с ребенком имеющим речевые нарушения, является не только правильное и адекватное понимание проблемы ребенка и оказание помощи в преодолении проблемы с которой столкнулся их ребенок, но и доброжелательное отношение к ребёнку, и эмоционально-положительный систематический речевой контакт с ним, что таит в себе большие возможности для воспитания у него полноценной речи. Создание благоприятных для развития речи ребёнка условий. В первую очередь здесь необходимо исключить возможное травмирующее воздействие окружающей среды. Об этом приходится говорить по той причине, что далеко не всегда даже самые близкие люди, желающие ребёнку только добра, относятся к нему правильно. Ведь всякого рода «вторичные психические наслоения», связанные с речевой неполноценностью детей, своим происхождением обязаны в первую очередь ближайшему социальному окружению ребёнка. Кто-то не понял его вопроса, кто-то над ним подшутил или даже позволил себе передразнить, кто-то просто пренебрежительно махнул на него рукой или вообще не заметил его присутствия — и постепенно ребёнок начинает понимать, что с ним «что-то не так» и сам начинает сторониться окружающих, замыкается в себе. Основное правило в подходе к ребёнку с любыми (и тем более серьёзными) нарушениями речи состоит в следующем : к нему нужно относиться как к здоровому, ничем не выделяя его из среды других детей. Точно такое же отношение нужно сохранять и в присутствии друзей и знакомых — тогда оно невольно передастся и им, а также самому ребёнку. И ни в коем случае не следует допускать в его присутствии никаких разговоров об имеющемся у него речевом расстройстве! При соблюдении этих условий вообще не придётся говорить о каком-либо специальном воспитании «правильного отношения ребёнка к своему речевому дефекту». Главное, чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно и естественно, то есть, чтобы у него с самого начала не формировалось тех негативных форм поведения, которые в дальнейшем бывает так трудно преодолевать.

Обеспечение возможности общения ребёнка с нормально говорящими детьми, которые младше его по возрасту. Это очень важный фактор, дающий мощный стимул, необходимый толчок к развитию речи. Дело в том, что ребёнку, резко отстающему в речевом развитии, бывает очень трудно подражать речи взрослых или уже достаточно хорошо сформировавшейся речи сверстников. Общение же с малышом, умеющим произносить лишь самые простые слова и фразы, как бы возвращает и нашего ребёнка на более ранний этап развития и стимулирует его к подражанию этой элементарной и гораздо более доступной для него речи. Кроме того, в этом случае устраняется и чисто психологический барьер — ребёнок не стесняется малыша, не боится оказаться перед ним несостоятельным, что сразу снимает многие преграды на пути к овладению речью.

Родителям очень важно понять, что речь усваивается ребёнком по подражанию, поэтому (в лучшем случае) он может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих его людей. По этой причине ему необходимо обеспечить правильный образец для подражания, на который он мог бы с самого начала равняться. Неблагоприятное влияние на развивающуюся речь детей оказывает и такой нередко встречающийся в нашей жизни социальный фактор, как «двуязычие». В этих случаях ребёнок, только начинающий овладевать речью, вперемешку слышит слова из разных языков, с разными особенностями звукопроизношения и грамматического строя. Вряд ли нужно объяснять, что это существенно затрудняет для него овладение полноценной речью на «основном» языке. Особенно неразумным представляется нам «сюсюкание» с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей. Это тоже один из видов неблагоприятного социального воздействия, оказываемого на ребёнка «по доброй воле» родителей, но с нисколько не меньшими от этого отрицательными последствиями. Здесь ребёнок лишается даже необходимого стимула для совершенствования своей речи, поскольку взрослые и без того выражают полнейший восторг в отношении её качества.

Часто в семейном воспитании имеют место случаи переутомления детей как следствие введения большого количества “дополнительного” образования детей: компьютер, “школа развития” и так далее. Дети этой категории быстро утомляются и отличаются малой работоспособностью, поэтому занятия имеют строгую дозировку, либо исключаются, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. По мере нормализации мозговых функций и совершенствования речи объём занятий и соответственно речевой нагрузки будет постепенно увеличиваться.

Очень важно, чтобы в работе с детьми над речью, родители не навязывали ее ребёнку откуда-то извне, в процессе специальной «работы» над нею, а самым естественным образом включали во всю его повседневную жизнь, в привычные для него и любимые им занятия, что является психологически комфортным для ребенка. Необходимо также отметить, что мало внимания уделяется обеспечению необходимой двигательной активности ребенка. Развитие общей и ручной моторики важно для усовершенствования двигательных функций ребёнка, что необходимо, в том числе и для нормализации его речевой функции.

Подводя итог, можно сказать, что при правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать многих проблем, ведь родители проводники детей и от них зависит их будущее. Родители являются теми движущими силами, которые могут сформировать у детей стремление преодолеть свой дефект, осознанное отношение к работе над речью и веру в успех, что в свою очередь обязательно приведет к хорошему результату.

Список литературы

1. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ Использование ИКТ позволяет сделать.

Консультация для родителей Тема: Особенности проведения артикуляторных упражнений с детьми, имеющими нарушения ОДА Консультация для родителейТема: Особенности проведения артикуляторных упражнений с детьми,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи Для того чтобы вести разговор о коррекционно-речевом направлении работы нам необходимо разобрать основные понятия этой темы. За последние.

Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи (продолжение) Основные направления коррекционной работы воспитателя • Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной (воспитанию правильного речевого.

Организация работы с детьми в детском саду, имеющими нарушения речи Все дети дошкольного возраста в детском саду в большинстве своём одинаковы в развитии. Они аналогично проходят адаптацию, похоже плачут.

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи Проблема заикания в настоящее время стоит очень остро. В системе образования недостаточно групп, работа которых была бы полностью направлена.

Система работы с семьями детей, имеющими нарушения в речевом развитии в рамках «Школы родителей» Система работы с семьями детей, имеющими нарушения в речевом развитии в рамках «Школы родителей» Семья и дошкольное образовательное учреждение.

Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения Нарушение зрения отрицательно сказывается на: -нервно-психическом статусе детей; - двигательной активности и - ориентировке в пространстве;.

Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения. Нарушение зрения отрицательно сказывается на: -нервно-психическом статусе детей; - двигательной активности и - ориентировке в пространстве;.

Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра «Особые дети» (из опыта работы). Я работаю педагогом-психологом на протяжении 16 лет, и сегодня хочу рассказать о своей работе с «особыми».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический аспект работы родителей с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи
Опубликовано: 9 декабря 2016 в 13:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД