Психологический тренинг для педагогов «Умеешь ли ты общаться?»

Ткачева Татьяна
Психологический тренинг для педагогов «Умеешь ли ты общаться?»

Цель: развитие коммуникативных способностей педагогов.

Задачи: - с помощью тестов помочь педагогам разобраться, кто они есть?

- какова направленность их личности в общении;

- развивать умение изменять эмоциональную атмосферу.

1. Разминка «Привет».

Участники стали в круг, взялись за руки, придумали себе образ, отвечая на вопрос «Кто Вы?» (цветок, животное, предмет, состояние души). Смотрим друг другу в глаза, говорим привет, называя друг друга по образу.

2. Принятие двух золотых правил.

1) Не хочешь – не говори.

2) Когда говорит другой – не перебивай.

3. Дерево цели и пожеланий.

Что Вы ждете от этого тренинга? Какие пожелания на будущее? Эти вопросы участники пишут на листочках и располагают на дереве, нарисованном на полу (корни, ствол, ветви).

4. Тест «Кто Вы?»

(И Панарин, «Игры в самих себя» стр. 50-52)

Выберите одну из понравившихся фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, зигзаг. Каждая фигура может многое рассказать о человеке, который ее выбрал.

Квадрат. Человеку, выбравшему квадрат, присуще трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы. Выносливость, терпение и методичность обычно делают «квадрата» высококлассным специалистом в своей области. Он любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал «квадрата» - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.

Прямоугольник. Временная форма личности, которую могут «носить» остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения. Поэтому, лучшие качества «прямоугольника» - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

Треугольник. Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность «треугольника» - способность концентрироваться на главной цели. «Треугольники» энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает «треугольника» личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

Круг. Самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. «Круг» ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у «круга» возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно он уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

Зигзаг. Фигура, символизирующая творчество,. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот, что нравится «зигзагам». Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. «Зигзаг» - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! «Зигзаги» - неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.

5. Тест «Направленность личности в общении» (НЛО).

Методика направлена на изучение направленности личности в общении, т. е. совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, включающих представление о смысле общения, его целях, средствах, желательных и допустимых способах поведения в общении.

НЛО – А.

Представьте, пожалуйста, что Вам необходимо обсудить с хорошо знакомым человеком важную для Вас обоих проблему. Из предлагаемых вариантов окончания фраз выбирайте тот, который соответствует Вашим представлениям о том, как будет происходить это общение. Старайтесь выбирать быстро, помня, что нет «хороших» и «плохих» ответов – важно, чтобы они отражали Ваше мнение. Отвечать следует строго в порядке предъявления предложений, возвращаться к «ответам» после ознакомления с последующими фразами нельзя. Римскими цифрами обозначьте номер вопроса, а арабскими – вариант ответа.

I. Я обычно начинаю общение …

1. с улыбки и искренней доброжелательности;

2. с высказывания своей точки зрения, своих требований;

3. когда мне это выгодно;

4. чем я могу помочь собеседнику;

5. когда собеседник сделает первый шаг;

6. как получится.

II. Мне нравится такое общение …

1. которое мне не мешает;

2. если оно происходит без противоречий и мне все ясно;

3. когда чувствуешь, что ты нужен человеку и можешь ему помочь;

4. в котором я получаю то, что мне надо;

5. которое приносит мне удовольствие, меня понимают и не возражают;

6. если каждый высказывает свою мысль, и мы открываем что-то новое.

III. Если собеседник перестает меня слушать …

1. виновата я сама, пытаюсь вернуть его внимание, спрашиваю – чем я могу помочь?

2. пусть он сам говорит;

3. продолжаю говорить;

4. очень важно вместе понять – почему;

5. я обижаюсь и высказываю ему мое возмущение;

6. значит, он что-то задумывает против меня.

IV. Если в общении назревает конфликт …

1. то мои действия зависят от силы соперника;

2. надо твердо стоять на своем;

3. важно понять его причины и действовать сообща и корректно;

4. ну и пусть назревает;

5. обязательно надо его сгладить, перейти на другую тему;

6. сама виновата, постараюсь исправить свою оплошность.

V. Если собеседник не отвечает на мой вопрос …

1. стараюсь понять, почему и действую соответственно;

2. это не важно, не буду приставать;

3. я замолкаю, теряюсь;

4. я обижаюсь и прекращаю всякое общение с ним;

5. значит ему плохо;

6. значит, я нащупала его слабое место.

VI. Если собеседник меня перебивает …

1. если что-то дельное – пусть;

2. я выслушиваю его, иногда прошу дать мне возможность досказать свою мысль;

3. я делаю ему замечание один раз, потом обижаюсь;

4. замолкаю и слушаю;

5. значит у него плохие нервы, надо учесть;

6. значит, я долго говорю, а у человека что-то важное.

VII. В конце разговора …

1. мы смотрим друг на друга, улыбаемся и договариваемся о следующей встрече;

2. я испытываю удовлетворение, если меня поняли;

3. я говорю о приятной беседе и делаю выводы про себя;

4. собеседник должен остаться довольным разговором;

5. собеседник подводит итоги;

6. подбивается результат.

Ключ:

I II III IV V VI VII

1 – Д 1 – И 1 – АЛ 1 – М 1 – Д 1 – И 1 – Д

2 – АВ 2 – К 2 – К 2 – АВ 2 – И 2 – Д 2 – АВ

3 – М 3 – АЛ 3 – И 3 – Д 3 – К 3 – АВ 3 – М

4 – АЛ 4 – М 4 – Д 4 – И 4 – АВ 4 – К 4 – АЛ

5 – К 5 – АВ 5 – АВ 5 – К 5 – АЛ 5 – М 5 – К

6 - И 6 - Д 6 - М 6 - АЛ 6 - М 6 - АЛ 6 – И

Д – НЛО - ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию, сотворчеству.

АВ – НЛО – ориентация на доминировании в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе, «коммуникативная агрессия», когнитивный эгоцентризм, «требование» быть понятым (а точнее – требование согласия с собственной позицией) и нежелание понимать собеседника, неуважение к чужой точке зрения, ориентация на стереотипное «общение» - функционирование, коммуникативная ригидность.

М – НЛО – ориентация на использование собеседника и всего общения в своих целях, для получения разного рода выгоды, отношение к собеседнику как к средству, объекту своих манипуляций. Стремление понять, «вычислить» собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытостью, ориентация на развитие и даже «творчество» (хитрость) в общении, но односторонняя – только для себя, за счет другого.

АЛ – НЛО – добровольная «центрация» на собеседнике, ориентация на его цели, потребности и т. д. и бескорыстное жертвование своими интересами, целями. Стремление понять запросы другого с целью их наиболее полного удовлетворения, но безразличие к пониманию себя с его стороны, стремление способствовать развитию собеседника даже в ущерб собственному развитию и благополучию.

К – НЛО – отказ от равноправия в общении в пользу собеседника, ориентация на подчинение силе авторитета на «объектную» позицию для себя. Ориентация на некритическое согласие (уход от противодействия, отсутствие стремления к действительному пониманию и желание быть понятым. Направленность на подражание, реактивное общение, готовность «подстроиться» под собеседника.

И – НЛО – такое отношение к общению, при котором игнорируется оно само со всеми его проблемами, доминированные ориентации на сугубо деловые вопросы, уход от общения как такового.

6. Игра «Эмоциональная атмосфера».

(Игры: обучение, тренинг, досуг).

Сядьте в круг. Посидите немного молча и посмотрите на других участников. Подумайте, что в них вызывает у Вас чувство спокойствия, радости или какие-нибудь другие приятные эмоции? Найдите из всего потока образов что-нибудь одно, наиболее сильное по своей привлекательности для Вас в данный момент. Например, кого-то может привести в комфортное состояние уютный вид домашних тапочек на ногах одной из участниц, другому становится радостно при виде загадочной улыбки, блуждающей на лице соседа, третий наполняется ощущением легкости, глядя на пушистый свитер своего соседа, и т. п. Пожалуйста…

Ну а сейчас, по очереди выскажите свои симпатии тем, кто у Вас их вызвал. Пожалуйста…

Спасибо! Если Вы чувствуете, как поднялся уровень положительных эмоций, светлых энергий в группе после этих признаний, то, значит, наша цель достигнута: мы взяли верный тон. Спасибо!

7. Дерево цели и пожеланий.

Участники перекладывают свои пожелания и предложения, написанные на листочках, на дереве цели и пожеланий. Если они получили то, что хотели, удовлетворили свои потребности, то листочек помещают вверху на ветвях.

Если наполовину, то – на стволе. Если же не получили ничего из того, что ожидали от встречи, то оставляют листочек на корнях дерева.

(следующий тренинг психолог готовит с учетом пожеланий, которые остались неудовлетворенными).

8. Общение за чашечкой чая.

Публикации по теме:

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольного возраста Анализ современного состояния проблемы взаимодействия ДОУ и семьи показал, что полноценное взаимодействие ДОУ и семьи – это актуальная проблема.

Автор публикации:
Психологический тренинг для педагогов «Умеешь ли ты общаться?»
Опубликовано: 13 октября 2013 в 21:09
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...