Лучший педагог года

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» (5 фото)

Ольга Игоревна Тамахина
Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»

Психологический тренинг для воспитателей

"ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ"

с использованием кейс-метода и приема социодрамма

Цель - актуализация профессионального потенциала воспитателей для создания эмоционального благополучия в группах детей, с учетом возрастных особенностей.

Публикация «Психологический тренинг для воспитателей „Возрастные особенности детей 4–5 лет“» размещена в разделах

Ход выступления

Вступление:

Уважаемые коллеги! предлагаю Вам принять участие в одном несложном эксперименте Упражнение «Грецкий орех». У меня есть корзиночка с грецкими орехами. Выберете пожалуйста себе по одному. (Раздаю 6 участникам) Пожалуйста, внимательно рассмотрите каждый свой орех, изучите его структуру, особенности, форму и постарайтесь их запомнить. Теперь положите их обратно. (Перемешиваю). А теперь задача каждого – найти свой. (даю корзинку для поиска)

Итак, на первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что у них есть свои особенности, которые Вы учитывали при работе с поставленной задачей. Так и у каждого возрастного этапа наших воспитанников есть свои особенности. Наша задача рассмотреть сегодня психологические особенности детей 4 – 5 лет. (Орешки можно подарить участникам тренинга на память)

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»
Фото «Возрастные особенности детей 4–5 лет»

Основная часть:

Поскольку на нашем семинаре присутствуют педагоги-практики, опытные воспитатели, все Вы давно знакомы с психологическими особенностями детей 4 -5 лет. Поэтому проводить соответствующую лекцию на данную тематику не является актуальным. Я предлагаю использовать кейс-метод, для того чтобы раскрыть тематику возрастных особенностей детей 4-5 лет.

Для участия мне потребуются 2 группы воспитателей, которым я раздам кейс - ситуации. (приложение 1)

Ваша задача разобрать ситуацию предложенную и ответить на поставленные вопросы (3-5 мин). Остальные участники могут ознакомиться со шпаргалкой. (приложение 2)

Разбираем предложенные ситуации. (Презентация) Обсуждаем, по необходимости дополняю решение каждой кейс-стадии.

Психологический тренинг для воспитателей - фото

Подведение итогов:

Фото №1 Работа психолога в ДОУ Психологический тренинг для воспитателей

Исходя из разобранных нами ситуаций очевидно, что личность и опыт воспитателя в работе с детьми 4 – 5 лет играет решающую роль, поскольку именно от него зависит успешность образовательного процесса и эмоциональное благополучие в группах. Для актуализации вашего профессионального потенциала предлагаю поучаствовать следующем упражнении "Социодрамма". Выберете пожалуйста ту фигуру, которая Вам больше нравится. (создаю 3 группы в соответствии с выбранной фигурой) Каждая из выбранных Вами фигур имеет свою интерпретацию (Приложение 3)

Нам с вами необходимо обобщить материал по теме «Возрастные особенности детей 4-5 лет» с опорой на свой личностный (фигурный потенциал).

Участники по группам обобщают материал по теме "Возрастные особенности детей 4-5 лет" в соответствии с предложенным планом:

1. Наш педагогический девиз в работе с детьми 4-5 лет (например, личность психологического типа "круг" способна стабилизировать группу детей и являться символом гармонии)

2. Что нам доставляет удовольствие в работе и общении с детьми 4 – 5 лет.

3. Что мы можем порекомендовать коллегам воспитателям в работе с детьми 4-5 лет, исходя из собственного опыта и знаний.

Фото №2 Возрастные особенности детей лет возрастных особенностей

приложение 1

1 КЕЙС

Егору 5 лет. В группе он предпочитает подвижные игры с машинами, мячами, бегает, нарушает дисциплину. Воспитатель делает ему частые замечания, но все безрезультатно. Постоянных друзей в группе не имеет, проявляет агрессивность.

Вопросы:

1. Какие возрастные особенности проявились у ребенка в данной ситуации?

2. Какие меры по нормализации ситуации может принять воспитатель?

2 КЕЙС

В группе детей среднего возраста 5-летний Кирилл в течение дня не играет с детьми, чаще всего сидит на отдельном диване и наблюдает за игрой сверстников.

Вопросы:

1. Какие возрастные особенности проявились у ребенка в данной ситуации?

2. Какие меры по нормализации ситуации может принять воспитатель?

приложение 2

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ

(шпаргалка для воспитателей)

Физическое развитие детей 4 – 5 лет

Возросли физические возможности

Движения более уверенные и разнообразные

Потребность в двигательной активности

Рекомендации:

обеспечить пространство в группах для двигательной активности детей в соответствии с ФГОС

учитывать слабость тормозных процессов детей 4—5 лет, переключать внимание на более спокойные занятия

Социально-эмоциональное развитие детей 4 – 5 лет

потребность общения со сверстниками

Ролевое взаимодействие в игровой деятельности

Потребность в уважении со стороны взрослого и общении с ним

Познавательный мотив в общении со взрослым

Формируется самооценка

Интерес к правилам поведения

Рекомендации:

Избегать частых замечаний в адрес одного ребенка

Своевременная похвала за положительные поступки

Обратить внимание на детей не реализующих потребность в общении со сверстниками, принять соответствующие меры по налаживанию контактов ребенка со сверстниками

Реализовывать потребность ребенка в общении с воспитателем

Создавать ситуации успеха

Оценивать поступки, а не личность

предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение

Личный пример воспитателя

Использовать метод оценки за предполагаемые будущие правильные действия ребенка

Развитие психических процессов детей 4-5 лет

Мышление.

Рекомендации по развитию:

• Использовать наглядные материалы

• решать лабиринтные задачи

• Собирать картинки из 6 частей с опорой на образец

• Обобщать понятия (фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт)

Восприятие.

Рекомендации по развитию: давать представление:

• об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике);

• о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине);

• о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу);

• о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.);

• об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).

Внимание

Рекомендации по развитию:

• задания по сравниванию предметов между собой

• поиск отличий, сходства

Воображение

Рекомендации по развитию:

• Составлять рассказ по картинкам

Память.

Рекомендации по развитию:

• Осмысление материала необходимого для запоминания

• Создание мотивации («стишок для мамы»)

• Привлечение внимания игровыми способами

Педагогические позиции воспитателя в работе с детьми 4 – 5 лет:

• партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе», «Давайте найдем общее решение», «Мне тоже интересно узнать об этом»,

• позиция передачи опыта («Люди обычно это делают так»,

• позиция обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается», «Я забыла, как это можно сделать». «Кто может мне помочь в этом?»).

приложение 3

Квадрат

Неутомимый труженик. Обладает трудолюбием, усердием, упорством, позволяющими всегда добиваться завершения работы. Терпение и методичность делают из квадрата высококлассного специалиста. Квадрат как бы коллекционирует информацию, причем она у него разложена строго по полочкам, поэтому он способен быстро извлекать нужную. Идеал квадрата – распланированная, размеренная жизнь, где все предсказуемо.

Треугольник

Эта форма символизирует лидерство. Главная особенность – стремление к намеченной цели. Треугольник – очень уверенный в себе человек, который хочет быть правым во всем. С большим трудом признает свои ошибки, легко обучаем, информацию впитывает как губка. Смысл жизни – сделать карьеру.

Круг

Это символ гармонии. Тот, кто выбрал эту фигуру, заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга – люди и их благополучие. Это самая благожелательная из пяти фигур. Круг служит своего рода клеем, который скрепляет коллектив, стабилизирует группу, обладает высокой способностью сочувствия, сопереживания.

Зигзаг

Это символ творчества. Основное назначение зигзага – генерация новых идей и методов, а не их реальное воплощение.

Публикации по теме:

Возрастные психолого-педагогические особенности детей при обучении ПДД и ОБЖ Возрастные психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, при обучении ПДД и ОБЖ Старший воспитатель МБДОУ №16 Качура.

Консультация для родителей «Возраст «почемучек». Возрастные особенности детей 4–5 лет» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №6 «Маячок» Консультация для родителей «Возраст почемучек».

Консультация «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Вашему вниманию предлагается презентация «Возрастные особенности детей 5 – 6 лет» «Возрастной портрет ребёнка» Будет учебная деятельность.

Протокол родительского собрания «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Протокол родительского собрания № 1 второй младшей группы «Ромашки». От 16. 10. 15года Тема «Возрастные особенности детей 3 – 4 лет» Присутствовало.

Протокол родительского собрания «Возрастные особенности детей 2–3 лет» №5 от 5 ноября 20015 года Присутствовали: Медведенко Л. В. - инспектора ОГИБДД Михалева Н. А. – педагог-психолог Ситдикова О. Х. – старший.

Психологический тренинг для педагогов «Как воспитывать детей, что бы они были счастливыми?» Ни для кого не секрет, что процесс воспитания детей один из самых сложных процессов, требующий больших эмоциональных затрат и знаний. Мы.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей 3–4 лет» с презентацией Приложение к презентации "Возрастные особенности детей 2-3 лет" 2 слайд Ребёнку исполнилось 3 года - это возраст, который можно рассматривать.

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Консультация «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста» Детство дошкольника- большой отрезок жизни ребенка. В это время условия жизни стремительно расширяются. Раздвигаются рамки семьи, ребенок.

Консультация «Возрастные психологические особенности детей» Возрастные психологические особенности детей 3-4 лет В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»
Опубликовано: 19 февраля 2016 в 13:18
+157Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 85.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД