Психологическое сопровождение детей в период адаптации к детскому саду

Марина Руденко
Психологическое сопровождение детей в период адаптации к детскому саду

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ЦРР – детский сад №16»

г. Сарова Нижегородской области

Психологическое сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.

подготовила

педагог-психолог

Руденко Марина Феликсовна

г. Саров

2013

Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребёнка: из семьи ребёнок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя. Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребёнка с 1 года до 2-2,5 лет характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

Исследования К. Л. Печоры показали, что только 18,2% детей готовы к посещению детского учреждения, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы. В связи с этим процесс адаптации, привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей, нарушением психического здоровья.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. В конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду. Перед психологом дошкольного учреждения стоит задача – обеспечить психологическое сопровождения ребёнка и семьи на всех этапах адаптации, так организовать адаптационный период, чтобы как можно меньше травмировать ребёнка.

Адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. В этот острый период дети и родители как никогда нуждаются в психологической поддержке.

Цель психологического сопровождения детей в период адаптации: обеспечить оптимальные социально-психологические условия для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребёнка.

Задачи:

1. Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению.

2. Оказывать квалифицированную помощь родителям в период подготовки и привыкания ребёнка к дошкольному учреждению.

3. Формировать у педагогов способность к активному социальному взаимодействию с родителями и поступающими в детский сад детьми

4. Обеспечить успешное проведение адаптационного периода с учётом индивидуально-типологических особенностей каждого ребёнка.

Выстраивая технологию психологического сопровождения детей в период адаптации к детскому учреждению, мы опирались на теоретические положения психологии и исследования в области физиологии, педагогики:

О роли среды как источника психического развития ребёнка (Л. С. Выготский)

О социальной ситуации развития как исходном моменте для динамических изменений личности на всех этапах возрастного цикла (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин)

О ведущей деятельности как движущей силе психического развития ребёнка (А. Н. Леонтьев)

О решающей роли общения взрослого с ребёнком для его своевременного и полноценного психического развития (М. И. Лисина)

О важности соответствия предметной среды возрастным особенностям детей (Я. И. Ковальчук, Р. С. Буре, Л. Ф. Островская)

Мы считаем, что организованная деятельность в период адаптации в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель, в которую включены все участники этого процесса: и дети, и родители, и педагоги, т. к адаптация не односторонний процесс, адаптируется каждая из сторон. Успешность реализации модели организации адаптационного периода подразумевает последовательность её этапов.

I Подготовительный этап

1. С воспитателями

Консультации по проведению периода

Выставка литературы

Практикум по заполнению листов адаптации

Мы практикуем оценку поведения ребёнка в баллах Каждый из факторов адаптации (эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит) оценивается в баллах от +3 до – 3. Это позволяет более объективно оценить поведение ребёнка и проанализировать течение адаптационного периода.

2. С медицинским персоналом

Прогноз уровня возможной адаптации у ребёнка. В этот период патронажная медсестра посещает семью, и мы совместно обсуждаем информацию, полученную от родителей, и информацию, выявленную в ходе посещения семьи.

Разработка индивидуальной схемы введения ребёнка в группу д/с.

Составление графика приёма детей в группу

3. С детьми

Наблюдение за ребёнком

Проводится в форме игры в кабинете психолога. Важно выявить развитие социальных навыков: умения вступать в контакт с незнакомым взрослым, самостоятельность, инициативность, усидчивость. Поведение ребёнка в кабинете психолога демонстрирует нам его типичное поведение в новой ситуации и установление отношений с новыми людьми. Здесь сразу видны проблемы малыша, поэтому первая встреча с ребёнком становится первой консультацией семье.

Предварительная диагностика

Если ребёнок активен и с удовольствием играет, то можно провести диагностику и заполнить первую графу карты развития. Мы разработали карту развития ребёнка, которая включает несколько возрастных этапов с 1 г до 4 л

Все данные в краткой форме заносятся в карту. При повторной диагностике данные заносятся карандашом другого цвета: это позволяет проследить динамику в развитии ребёнка и составить объективную характеристику его развития, а также наметить пути коррекции на самом раннем этапе, если это необходимо.

4. С родителями

Общее родительское собрание

На собрании выступают разные специалисты. Психолог знакомит родителей с вариантами течения адаптации, рассказывает, какие трудности ожидают семью в острый период, какой может быть реакция ребёнка, как помочь малышу в период адаптации. Даются стандартные рекомендации для всех родителей и примерный алгоритм адаптации ребёнка (привыкание шаг за шагом)

Встреча с родителями и ребёнком

Цель: выявить особенности семейного воспитания и дать индивидуальные рекомендации по подготовке конкретного ребёнка к поступлению в д/с. Знакомим родителей с тем, что перестройка ранее сложившегося стереотипа поведения является для ребёнка очень трудной задачей. Встреча проводится в мае, сразу после получения путёвки, когда есть ещё возможность изменить режим, отучить от вредных привычек, привить необходимые по возрасту навыки.

Анкетирование родителей.

Цель: выявить особенности поведения ребёнка, его умения и навыки, особенности режима, кормления, укладывания на сон, индивидуальные привычки и особенности – вся информация о ребёнке, которая поможет воспитателям установить с ним контакт.

II Основной этап.

1. С воспитателями

Ведение листов адаптации (ежедневно)

Встречи – обсуждения течения адаптации

Обсуждаем (2 р в неделю) течение адаптации у каждого ребёнка, выбор линии дальнейшего поведения, изменения времени пребывания детей в д/у. переход к следующему шагу привыкания. Последовательность шагов привыкания - залог успешной адаптации. Переход на следующий шаг алгоритма осуществляется только после успешного преодоления ребёнком предыдущего. Длительность каждого шага зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Помощь в установлении контакта с отдельными детьми.

Во время основного периода главное в работе психолога – не наблюдение за работой воспитателя, а конкретная помощь, особенно в острый период адаптации. Это и помощь физическая (успокоить плачущих, одеть, накормить, уложить спать) и помощь в установлении контакта с отдельными детьми. Детей с резко отрицательным эмоциональным состоянием забираю в кабинет психолога, успокаиваю, устанавливаю сначала контакт двоих: психолог-ребёнок, затем ввожу в группу, где помогаю установить контакт воспитатель-ребёнок в группе детей.

Помощь в установлении контакта с родителями

Обычно есть родители, в общении с которыми сразу возникают трудности. Разъяснение воспитателям позиции и опасений родителей и обсуждение с родителями позиции воспитателей позволяет снять остроту проблемы непонимания, если она возникает.

Консультация о типах высшей нервной деятельности и особенностях работы с каждой категорией детей.

Это необходимо потому, что только учёт индивидуальных типологических особенностей с самого раннего возраста даёт возможность предупредить возможные проблемы в поведении детей. Правильная тактика в отношениях с детьми раннего возраста снижает вероятность появления «трудных» детей в дошкольных группах детского сада.

2. С медицинским персоналом

График приёма детей

Со старшей медсестрой составляем и корректируем график приёма детей. Стараемся взять не более 2-3 детей в неделю. Обговариваем время прихода ребёнка.

Степень адаптации

С врачом обсуждаем течение адаптации, определяем окончание адаптационного периода, степень адаптации.

3. С детьми

Психологическая поддержка детей.

Обычно переход в новую обстановку – кабинет психолога, где много интересных игрушек, где ребёнок был с мамой, где есть возможность получить индивидуальное внимание – такой переход снимает острую эмоциональную реакцию.

Помощь детям в установлении контакта с взрослыми и сверстниками.

Обучение детей приёмам общения со сверстниками и взрослыми, упражнение в установлении контактов.

Обучение предметным действиям.

Это с отдельными детьми, которые проявляют полную пассивность.

4. С родителями

Психологическая поддержка тем родителям, кто в ней нуждается.

Цель: дать возможность родителям рассказать о своих опасениях, выяснить тревожащие их вопросы.

Помощь в установлении контакта с ребёнком в новых жизненных обстоятельствах.

Помощь в установлении контакта с воспитателями

Разъяснение недоразумений, формирование положительного отношения к воспитателям и детскому саду в целом.

Индивидуальное консультирование.

При возникновении новых проблем в общении с ребёнком или родители рассказывают о своих ранее скрываемых опасениях или тревоге, связанной с развитием ребёнка.

III Заключительный этап

1. С воспитателями

Анкетирование

Выявление положительного опыта, трудностей, предложения администрации и специалистам по совершенствованию организации периода адаптации

Собеседование-оценка уровня адаптированности детей к детскому учреждению.

Выявляется общий эмоциональный фон поведения, взаимоотношения с взрослыми и детьми, реакция на изменение привычной ситуации.

Выявление детей, вызывающих тревогу, для углублённой диагностики

Выявление трудных родителей для проведения индивидуальных бесед

2. С медицинским персоналом

Педсовет по итогам адаптации

3. С детьми

Занятия по адаптации с детским коллективом.

Цель – создать положительный эмоциональный настрой в группе, снизить импульсивность, тревогу, агрессию.

Повторная диагностика детей, требующих внимания (не говорящие дети; дети с проблемами в поведении; дети с проблемами в усвоении программы).

Планирование коррекционной работы: (консультация логопеда; консультация психолога; индивидуальные коррекционные занятия - песочная терапия).

4. С родителями

Анкетирование

Оценка родителей того, как ребёнок привыкал к д/с, каково состояние ребёнка на сегодняшний день, оценка работы администрации и персонала группы в адаптационный период.

Индивидуальное консультирование (по желанию родителей или просьбе воспитателей)

Критериями оценки эффективности технологии психологического сопровождения детей на всех этапах адаптационного периода служат следующие показатели:

Наблюдение за изменениями психоэмоционального состояния детей в период привыкания к детскому саду

Анализ показателей степени адаптации к детскому саду детей раннего возраста

Анкетирование родителей по итогам адаптационного периода

Диагностика уровня адаптированности к детскому саду детей раннего возраста

Для отслеживания результативности работы в качестве примера нами было проанализировано поведение детей группы 3 г. ж. (всего 20 чел) в период привыкания к детскому саду, в частности – на 5 день, 10 день и через 20 дней. Сравнительный анализ адаптационных листов позволил получить нам следующие результаты. В первые дни пребывания в детском саду многие дети плачут, отказываются от еды, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребёнка меняется: восстанавливается аппетит, дети с интересом следят за игрой товарищей У большинства детей (91%) к 10 дню пребывания в детском учреждении, а к 20 дню у всех детей нормализуется эмоциональное состояние, аппетит (55% детей, дети не отказываются от контактов со сверстниками и взрослыми (77%). Это свидетельствует о том, что у большинства малышей адаптация проходит в лёгкой форме, организм справляется с возникшими трудностями без отрицательных последствий.

На протяжении нескольких лет работы мы отмечаем лёгкую адаптацию у большинства детей, поступающих в наш детский сад (от 88 до 94% в разные годы). Примерно через 3-4 недели мы наблюдаем у детей инициативность, самостоятельную активность на фоне благополучного, комфортного психического состояния.

У части детей отмечаем адаптацию средней тяжести, когда эмоциональное состояние нормализуется более медленно, ребёнок заболевает на протяжении периода привыкания, но заболевание (обычно ОРВИ протекает без осложнений).

Положительным считаем тот факт, что тяжёлую форму адаптации, когда эмоциональное состояние не стабилизируется на протяжении месяцев, а ребёнок переносит повторные заболевания с осложнениями, мы не фиксировали на протяжении всех лет работы детского сада.

Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный – стресс. Поэтому после проведения всей работы, соответствующей модели организации адаптационного периода, нами была проведена диагностика уровня адаптированности к детскому саду детей раннего возраста. Диагностика показала высокий уровень адаптированности у 56-69% малышей (в разные годы)

Успешность нашей работы подтверждается и положительной оценкой родителей организации периода адаптации в детском саду. Анкетирование проводится в кабинете психолога, анонимно, родители оценивают организацию работы группы, внимательность персонала, изменения в поведении ребёнка.

Ежегодно основная масса родителей положительно отзываются о нашей работе, и только 1-2 родителя не совсем удовлетворены тем, как привыкал их ребёнок к детскому саду.

Обобщив результаты диагностического обследования, можно сделать вывод, что психологическое сопровождение детей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению является важным аспектом сохранения психического здоровья детей и полноценного развития личности ребёнка на таком нелёгком и важном этапе дошкольного детства.

Список использованной литературы

1. Алямовская В. Г. Ясли – это серьёзно. М.: «Линка-Пресс», 2000

2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: «Учитель», 2004

3. Волосова Е. Б. Развитие ребёнка раннего возраста. –М.: «Линка-Пресс», 1999

4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. –М.: «Интор», 1996

5. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. – М.: «Айрис Пресс», 2005

6. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград: «Учитель». 2012

7. Монина Г. Б. Проблемы маленького ребёнка. – СПб.: «Речь», 2005

8. Чиркова Т. И. Психолог в материнской школе. – Н-Новгород: НИРО, 1998

9. Чиркова Т. И., Зимина Н. А Проблемы в поведении ребёнка раннего возраста. – Н-Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Презентация по адаптации 1 слайд - Адаптация ребенка к детскому саду 2 слайд - Что такое адаптация 3 слайд - Цель и задачи адаптации 4 слайд - Степени адаптации.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Игрушки
  • Человек
Автор публикации:
Психологическое сопровождение детей в период адаптации к детскому саду
Опубликовано: 18 сентября 2013 в 15:00
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...
Разноцветные снежинки. Фотоотчет.
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу предоставить вашему вниманию наши разноцветные снежинки. В нашем саду продолжается подготовка к конкурсу « Парад...
«В гости к нам пришел Петрушка». Петрушка (оригами). Фотоотчет.
Чем ближе Новый год, тем сильнее ностальгия по нему. Потому что в Новый год « Все детство свое вспоминают, счастливые светлые дни… » В новогоднюю ночь...