Психологическое сопровождение ребенка, поступающего в школу

Александра Гришкина
Психологическое сопровождение ребенка, поступающего в школу

Педагогами - психологами отмечается, что многие дети приходят в первый класс школы недостаточно готовыми к школьному обучению. В связи с этим в моей практике существует запрос как к педагогу - психологу ДОУ на помощь в определении и формировании психологической готовности детей к школе.

В процессе обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т. д. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.

Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.

В начале изучения данной проблемы необходимо выделить основные компоненты «готовности к школе»:

1. Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности, как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

2. Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).

3. Волевой компонент - умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).

4. Коммуникативный компонент - наличие произвольно - контекстного общения со взрослыми и кооперативно - соревновательного со сверстниками.

5. Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя - внутренняя, диалогическая - монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т. д.) речи.

6. Физиологический компонент - (навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка).

Роль психолога важна в развитии практически всех компонентов готовности к школе. Психолог должен занять активную, опережающую позицию, состоящую в моделировании и выстраивании образовательной среды на этапе перехода ребенка из детского сада в школу. Занимая эту позицию, я строю свою работу путем организации психологического сопровождения, смыл которого, заключается в содействии гармоничному психическому развитию ребенка, в сохранении его индивидуальности, в обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитании готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.

В работе с будущими первоклассниками, особую роль я отвожу формированию положительного отношения к школе. Для достижения этой цели я использую сказкотерапию:

Коррекционные сказки Панфиловой М. А. «Лесная школа»;

Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников Белинской Е. В. ;

Терапевтические сказки и истории, придуманные известными сказкотерапевтами и практическими психологами.

В результате сказкотерапии ребятам становится легче рефлексировать свои поступки, осознавать причину волнений через сказочные образы. Типичное описание школьных атрибутов, класса, школьных правил позволяет снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни. В сказках школьные правила представлены в стихах, благодаря чему они легко воспринимаются и запоминаются детьми. Закрепление данных правил отображается в рисунках детей.

Так же при подготовке дошкольников к школьному обучению я использую методы кинезиологии.

У большинства дошкольников недостаточно развита общая и мелкая моторика, слабо развита координация движений, графо-моторные навыки,

невысокий уровень сформированности зрительно – пространственных представлений, поэтому очень важно в каждом возрастном периоде помогать

детям в формировании базисных функций устной и письменной речи.

Именно поэтому в работе с дошкольниками большую роль я отвожу развитию общей и мелкой моторики, точных действий руки. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

Работа проводится индивидуально или с подгруппой по 6 человек.

Цели:

— развитие межполушарной специализации;

— развитие межполушарного взаимодействия;

— синхронизация работы полушарий;

— развитие мелкой моторики;

— развитие способностей;

— развитие памяти, внимания, речи;

— развитие мышления;

— устранение дислексии.

Продолжительность занятий — 10 – 15 мин.

В начале учебного года я провожу диагностику, позволяющую определить развитие психических процессов и выявить нарушение поведения у детей с помощью методик, разработанных Д. Б. Элькониным, А. Л. Венгером и др. («Графический диктант», «Беседа о школе» и др.). А также использую тестовые задания в занимательной форме (с помощью различных книг с цветными картинками, карточками с заданиями) для проверки развития памяти и мышления детей 5-7 лет. При подборе методов я соблюдала ряд важных условий. Методы короткие и простые. Задания соответствуют возрастным особенностям и интересам детей. Интересы связаны со знакомыми видами деятельности и концентрируются в сфере воображения и наглядно-образного мышления (игра, рисование и т. д.). Обследование происходит на материале, понятном и интересном детям. Уровень сложности заданий подобран так, чтобы ребёнок мог его выполнить.

Обследование строится в соответствии с особенностями функционирования нервной системы детей 5—7 лет. Результаты тестирования помогают вовремя заметить нарушения в психическом развитии дошкольника.

Возникшие проблемы мы решаем на коррекционно - развивающих занятиях, которые я провожу в течение всего учебного года с детьми подготовительных групп. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут.

Работая с детьми в группе, помимо развития необходимых познавательных процессов, я уделяю внимание формированию социально-психологической зрелости, развитию навыков общения и совместной деятельности. Все занятия имеют между собой смысловую связь и строятся на понятном детям материале. Для формирования положительного отношения к школе на занятиях я использую такие упражнения как «Хорошо или плохо?», «Слова на букву». Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос-пол-потолок», «Летает, не летает» и др. В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Для развития детей умения конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, на занятиях я использую следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка-сова», «Путаница», «Ручеек».

Результатом коррекционно - развивающей работы является развитием у детей:

— наблюдательности и коммуникативных способностей;

— произвольного внимания;

— зрительной, слухоречевой памяти;

— тонкой и грубой моторики;

— активизации воображения;

— способности логически мыслить;

— пространственных представлений;

— способности адекватно оценивать свою работу.

В конце учебного года (апрель) я провожу мониторинг психологического здоровья детей подготовительных к школе групп. Моя диагностика дошкольников имеет большое значение. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению с целью проведения с ними дальнейшей развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации, поскольку плохо подготовленный к обучению ребёнок уже в первом классе начинает отставать от сверстников.

Я не только обследую детей, но и намечаю пути коррекции на оставшееся время до учёбы в школе (с апреля по август). Для этого я провожу коррекционно - развивающие мероприятия для детей, имеющих по результатам диагностики средний и низкий уровень развития.

Провожу консультации для педагогов и родителей на тему «Психологическая готовность детей к школе» (с учётом результатов мониторинга).

В непосредственно образовательную деятельность в подготовительных группах я включаю свою работу, которая заключается во внедрении в некоторых областях учебной программы психолого - педагогических игр, упражнений (я присутствую в образовательной деятельности или даю практический материал воспитателю для работы).

Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению к школе является взаимодействие педагогов и родителей. Большое значение имеет также повышение психолого – педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей.

Основными направлениями организации работы с родителями дошкольников являются следующие виды и формы:

в начале каждого учебного года я участвую в общем родительском собрании, на котором представляю материал по диагностики обследования высших психических функций детей;

провожу психологические консультации для родителей будущих первоклассников;

организую тематические уголки для родителей по темам: «Готов ли ваш ребенок к школе, «Что положено знать и уметь поступающему в школу ребенку», «Советы родителям будущих первоклассников».

Так же с начала учебного года я предлагаю родителям методические рекомендации в виде буклетов и листовок, в целях просвещения и обогащения знаний в области подготовки детей к школе.

Работа с педагогами детского сада проводиться в соответствии с годовым планом по следующим направлениям:

консультативно-информационная помощь;

подбор игр и упражнений для дополнительных занятий с детьми со сниженными показателями познавательного развития;

памятки для воспитателей;

участие в работе ПМПк;

взаимопосещение непосредственной образовательной деятельности всех педагогов детского сада.

Таким образом, ранняя диагностика, своевременная коррекционная работа с детьми и тесное взаимодействие психолога с родителями и воспитателями детского сада, обеспечивают высокую готовность детей к обучению в школе.

Публикации по теме:

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Осень
Автор публикации:
Психологическое сопровождение ребенка, поступающего в школу
Опубликовано: 11 августа 2013 в 17:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление развивающей среды на стене в беседке ДОУ. «Времена года».
Стену в беседке мы решили оформить в экологическом направлении, дерево "Времена года". Сначала подготавливаем стену: обдираем старые облущенные слои,...
Конспект познавательно-игрового занятия для старшей группы «Август заглянул сегодня в...
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды...
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...