Психологическое здоровье педагога или профилактика эмоционального выгорания

Наталия Спасибко
Психологическое здоровье педагога или профилактика эмоционального выгорания

Психологическое здоровье педагога или профилактика эмоционального выгорания

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

• познакомиться с психотехниками,

• продиагностировать своё эмоциональное состояние,

• снизить напряжение,

• определить какую именно информацию несет данная эмоция,

• выяснить к какому противоположному эмоциональному состоянию вам нужно прийти в результате психокоррекционной работы,

• пройти эту психокорреционную работу, пользуясь психотехниками.

Материалы: листы бумаги, ручки, карточки с фразами, релаксационная музыка, анкеты, утренняя мантра.

Ход занятия:

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и пр.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».

"Синдром эмоционального выгорания"(СЭВ) — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное, физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Профессия педагога, требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеет весьма неопределенные критерии успеха.

Основная причина развития СЭВ - несоответствие между личностью и работой, между повышенными требованиями и реальными возможностями педагога.

Синдром эмоционального выгорания выражается:

• в депрессивном состоянии,

• в чувстве усталости и опустошенности,

• в недостатке энергии и энтузиазма,

• в утрате способностей видеть положительные результаты своего труда,

• в отрицательной установке в отношении работы и жизни.

Причины СЭВ:

• монотонность работы, особенно если ее смысл сомнительный;

• вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

• строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

• работа с «трудными» воспитанниками и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

• напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег;

• нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются инновации;

• работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

• неразрешенные личностные конфликты самого педагога.

Как же наступает СЭВ?

Существует три ключевых признака, по которым можно определить данное состояние:

1. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение.

2. Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства.

3. Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Симптомы СЭВ:

• Выделяют физические симптомы (усталость, истощение; изменение веса; бессонница; плохое общее состояние здоровья;

• эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, черствость в работе и личной жизни; безразличие; агрессивность, раздражительность; депрессия, чувство вины; истерики, потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; преобладает чувство одиночества);

• поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; несчастные случаи - падения, травмы, импульсивное эмоциональное поведение);

• интеллектуальное состояние (падение интереса к новым идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни);

• социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Насколько вы подвержены эмоциональному выгоранию на данный момент (в начале учебного года) давайте узнаем. Вам предлагается анкета из 9 вопросов.

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Анкета для оценки СЭВ

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

"0" — почти никогда,

"1" — иногда,

"2" — часто,

"3" — почти всегда.

Результаты:

• Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий.

• 3-12 средний уровень эмоционального выгорания,

• выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.

Обсуждение результатов анкетирования.

Часто в своей жизни мы сталкиваемся с трудностями, препятствиями и как в следствии со стрессом. Недаром стресс получил название болезни 20-21 века. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечнососудистые заболевания.

Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.

Так как же снять профессиональные стрессы и научиться ими управлять?

Ослабить преподавательский стресс можно, если:

• Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.

• Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.

• Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.

• Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.

• Научиться планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

Правила:

1. Побольше общения и с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.

2. Вне работы о работе стараться не говорить.

3. Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите в своём положении несколько положительных средств (можно использовать ситуацию из своего прошлого – “бывает и хуже”).

4. Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

Как же можно контролировать свои эмоции? И каким образом можно снять чрезмерное напряжение самостоятельно? Давайте сегодня и познакомимся с некоторыми способами. Но для начала поделитесь, как вы самостоятельно снимаете напряжение? (Ответы обсуждаются).

А вот несколько способов для снятия напряжения:

• Спортивные занятия.

• Контрастный душ.

• Стирка белья вручную.

• Мытье посуды.

• Громко спеть любимую песню.

• Покричать то громко, то тихо.

• Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

• Погулять в лесу, покричать. Дома можно покричать в «коробку крика» (коробка из-под обуви с вырезанным отверстием и набитая ватой)».

Как управлять своими эмоциями?

1. Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.

2. Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.

3. Можно использовать такой прием, как дыхание уступами: три-четыре коротких выдоха подряд, затем такое же количество коротких вдохов.

Практическая часть занятия

Сейчас выполним несколько простых, но эффективных упражнений на снятие эмоционального напряжения.

Упражнение «Рисунок». Нарисуйте или напишите на листе бумаге то, что вызывает у вас сильные негативные эмоции. Это может быть какой-то случай из жизни. Выплесните на него все свои негативные чувства. А теперь разорвите листок, как можно мельче. (Все собирается в корзину для мусора – избавляемся от негатива).

Упражнение «Прощай напряжение!»

Скомкать газетный лист, вложив в это все свое напряжение. Сделать комок как можно меньше и по команде одновременно всем бросить комок в цель на доске.

Анализ: «Как вы себя чувствуете? Расстались ли вы со своим напряжением? Ваши ощущения до и после упражнения».

Состояние напряжения и агрессии обычно связано с мышечным напряжением и с нарушением дыхания. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Упражнение. «Мышечная релаксация».

• на вдохе зажмурить глаза - задержка дыхания - медленно открывать глаза на выдохе(3-5 раз);

• на вдохе растянуть улыбку (оскалиться)- задержать дыхание - медленно на выдохе убрать улыбку(3-5 раз);

• руки в «замке» на уровне груди, пальцы сдавить в «замке» и давить ладонь на ладонь- задержка дыхания - медленно расцепляем руки на выдохе (3-5 раз);

• сядьте на стул, на вдохе поднимите ноги параллельно полу на 10-15 см, замрите на 1-2 секунду, выдохните (3-5 раз).

Упражнение «Сирена». На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины «Скорой помощи». Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук «Иииии». Постарайтесь почувствовать, как Ваша голова начинает дрожать от этого звука. А теперь попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене – произносите его то выше, то ниже (30 сек.)

Игра «Роддом».

Дополнительно: карточки с параметрами “ребенка” (для каждого игрока).

Из числа участников выбирается «мамы». Все «мамы» вытаскивают карточки, на которых написан пол ребенка, вес, цвет волос, глаз или еще какие-нибудь приметы. Остальные игроки «родственники». По команде ведущего «мамы» жестами стараются передать «родственникам» сведения о ребенке. Через установленный промежуток времени (1—3 мин) игра заканчивается и проверяется правильность переданных сведений.

Варианты карточек:

• Родился негритенок, вес — 4 кг, большие уши.

• Рост 40 см, улыбка до ушей, глаза голубые.

• Вес — 3 кг, кричит громко, глаза карие.

• Родился китайчонок, весь желтенький, глаза хитрые.

• Родилась тройня, все дети — по 3 кг, девочки.

Упражнение «Дождь в джунглях».

Участникам сообщается: «Давайте встанем в тесный круг друг за другом. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх — вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень (движение пальцами ладони вверх — вниз, застучал мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера, пронесся ураган (сильные круговые движения, подул сильный ветер (движения руками, давление на спину увеличивается, затем он стал слабым (легкие движения руками, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце. А теперь повернитесь на 180 градусов и продолжим игру».

Что вы чувствуете после выполнения упражнения? Удалось ли расслабиться?

И немного вредных советов: «Что нужно сделать, чтобы погрязнуть в конфликтах…»

Никогда не улыбайся,

Лучше чаще раздражайся,

Никому не уступай,

Всех подальше посылай!

И тогда другие люди

Обходить подальше будут,

Будешь гордым, одиноким,

Злым, отчаянным, жестоким.

Все несчастья подберешь

И с собою понесешь.

Если вдруг протянут руку –

Отколи всем злую штуку,

Нахами и нагруби,

И на ногу наступи!

И тоже в шутку и всерьез. Начинайте день, используя утреннюю мантру, которая поднимает настроение и самооценку. И кто как не мы сами скажет нам столько хорошего. Давайте сейчас прочитаем ее вместе одновременно.

Утренняя мантра!

Я бесконечно доброе, Феноменально умное, Чертовски привлекательное, Божественно красивое, Ультрамодно одетое, Необычайно работоспособное, Беспредельно ответственное, Исключительно порядочное, Кристально Честное, Беспрецедентно талантливое, Экстраординарное, Гиперсексуальное, непогодам развитое, Сказочно щедрое. Бесподобно Бесподобное, Невероятно перспективное, Беззаветно любящее, Легендарно сильное, Непостижимо оптимистичное, Идеально сложенное, Крайне интеллигентное, Супер активное, Неописуемо чувственное. Архинадежное, Всеми любимое, Беспорно положительное, Фантастически скромное ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!

Я надеюсь, что на сегодняшнем занятии каждый из вас задумался о своем психологическом здоровье, выбрал некоторые способы снятия напряжения, агрессии.

Давайте сейчас желающие выскажутся о том, что они для себя подчеркнули, что запомнилось больше, какие моменты были, возможно, неприятные или неуместные, а что понравилось.

Спасибо за ваши высказывания.

И в заключении я вам желаю удачного дня, эмоциональной стабильности, поддержки коллег и близких.

Мы сегодня эффективно поработали, давайте друг друга поблагодарим и одарим друг друга фейерверком из аплодисментов.

Улыбнитесь друг другу!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Профессиональное «выгорание» у педагоговПрофессиональное «выгорание» у педагогов Профилактика профессионального «выгорания» у педагоговЧто же включает в себя понятие профессиональное «выгорание»?«Профессиональное.

Профилактика профессионального выгорания в современной системе образованияПрофилактика профессионального выгорания в современной системе образования В нашем дошкольном учреждении большая роль отводится профилактике профессионального выгорания у педагогов. Работа в данном направлении реализуется.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Психологическое здоровье педагога или профилактика эмоционального выгорания
Опубликовано: 18 февраля 2013 в 18:19
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...