Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР (описание игр). Часть 3

Вера Семенова
Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР (описание игр). Часть 3

Часть 1

Часть 2

«Повтори, не ошибись»

Цель: развитие слухового восприятия.

Ход игры. Педагог произносит цепочки слогов и предлагает детям повторить их: мо-ко-то; во-хо-но; око-оно-ово и т. д.

Примечание: если ребенок затрудняется в воспроизведении цепочки из трех слогов, ему можно предложить цепочки из двух слогов, а отработав их, перейти к трех – сложной цепочке.

«Обведи пальчиком и назови фигуру»

Цель: развитие тактильного восприятия

Оборудование: геометрические фигуры (картонные или деревянные).

Описание: ребенок с закрытыми глазами обводит фигуру по контуру пальчиком и называет ее.

Инструкция: «Я буду ставить твой пальчик возле геометрической фигуры, а ты с закрытыми глазами обведи пальчиком ее и определи фигуру и ее название. Начинаем».

Примечание: первый раз возможна помощь педагога. Он пальчиком ребенка обводит фигуру, а дошкольник называет ее.

«Невнимательный художник»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Примечание: данное задание выполняется аналогично заданию «Что перепутал художник?».

«Собери фигуру по памяти»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: рисунок с геометрической фигурой, набор геометрических фигур, из которых состоит образец.

Описание: демонстрируется образец с геометрической фигурой на протяжении 30 секунд. Ребенку дается задание собрать ее из геометрического набора.

Инструкция: «Я покажу лист, на котором изображена геометрическая фигура. Она состоит из нескольких частей. Внимательно рассмотри ее и запомни. Потом из геометрического набора выбери фигуру и составь ее. Приступай к заданию».

«Картинка»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: набор разрезных картинок.

Описание: ребенку предлагается собрать по частям картинку в единое целое.

Инструкция: «Вот набор разрезных картинок. Собери их, внимательно подставляй кусочек к кусочку. Приступай к заданию».

«Скажи наоборот»

Цель: развитие слухового восприятия.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Педагог произносит различные слоги и по очереди бросает детям мяч. Они должны произнести слог наоборот и перебросить мяч обратно.

- ом-мо; от-то; он-но…

- ак-ка; ав-ва;ах-ха…

Примечание: перед игрой педагог должен дать образец изменения слогов (ок-ко).

«Карусель»

Цель: развитие слухового восприятия.

Оборудование: шнур.

Ход игры. Играющие образуют круг. Педагог дает детям шнур, концы которого связаны.

Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом.

В соответствии с текстом дети идут по кругу: сначала медленно, потом быстрее, а под конец бегут.

После того как дети пробегут два раза по кругу, педагог меняет направление движения, говоря «Поворот!». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой, и бегут в другую сторону.

Затем педагог продолжает вместе с детьми:

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два!

Вот и кончилась игра!

Движение карусели становится постепенно все медленнее. При словах «Вот и кончилась игра!» дети опускают шнур на землю и расходятся по группе.

После того как дети немного отдохнули, воспитатель дает три звонка или три раза ударяет в бубен. Играющие спешат занять места на карусели, т. е. становятся в круг, берут шнур. Игра возобновляется. Не успевший занять место до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда будет новая посадка.

«Найди одинаковое» (слоны)

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: рисунок с изображением слонов; цветные карандаши.

Описание: ребенку предлагается отыскать на рисунке двух одинаковых слонов и раскрасить цветным карандашом.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. Необходимо найти среди всех слонов одинаковых и раскрасить их одним цветом».

«Расколдуй картинки»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Примечание: данное задание выполняется аналогично заданию «Расколдуй игрушки».

«Собери фигуру по памяти»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: рисунок с геометрической фигурой, набор геометрических фигур, из которых состоит образец.

Описание: демонстрируется образец с геометрической фигурой на протяжении 30 секунд. Ребенку дается задание собрать ее из геометрического набора.

Инструкция: «Я покажу лист, на котором изображена геометрическая фигура. Она состоит из нескольких частей. Внимательно рассмотри ее и запомни. Потом из геометрического набора выбери фигуры и составь ее. Приступай к заданию».

«Спичечная сказка»

Цель: развитие зрительного анализа и синтеза.

Оборудование: спички, текст «Спичечной сказки».

Описание: ребенку предлагается прослушать сказку и по ходу чтения повторить те спичечные фигуры, которые составляет взрослый.

Инструкция: «Я расскажу тебе «Спичечную сказку» и буду показывать фигуры, а ты повторяй их за мной. Начинаем».

«Сигнальщики»

Цель: развитие слухового восприятия.

Оборудование: карточки с буквами А и О.

Ход игры. Дети берут в правую руку карточку с буквой А; в левую – с буквой О. педагог произносит имена. Если в слове есть звук а, дети должны показать букву А, если звук о – О.

Слова: Аня, Оля, Аля, Коля, Иван, Толя, Таня и т. д.

Примечание: педагог, произнося слова, четко произносит (тянет) звуки а; о.

«Перышко и стул»

Цель: развитие тактильного восприятия.

Оборудование: игрушки, различные по тяжести.

Ход игры. Детям предлагается на ощупь с закрытыми глазами сравнить предметы по тяжести и сказать, в какой руке у них легкий предмет, а в какой тяжелый. Педагог завязывает ребенку глаза и говорит: «Сейчас я в твои руки положу предметы, а ты скажи в какой руке у тебя тяжелый предмет, а в какой легкий».

Примечание: перед игрой педагог должен уточнить как хорошо ребенок знает, где у него левая рука, а где правая.

«Дорога в лес»

Цель: развитие зрительного анализа и синтеза.

Оборудование: рисунок с изображением елки, людей и дорог разной длины и ширины; цветные карандаши.

Описание: ребенку предлагается определить длинную и короткую дороги, раскрасить длинную в красный цвет, короткую – в синий, а также определить, какая из них широкая и узкая.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок и постарайся определить длинную и короткую дороги. Кто идет по длинной, а кто по короткой. Раскрась длинную дорогу в красный цвет, а короткий – в синий. А теперь внимательно посмотри, какая из них узкая и широкая. Покажи».

«Убежавшая тень»

Цель: развитие зрительного анализа и синтеза.

Оборудование: рисунок с контурным изображением одного предмета и четырех «теней», закрашенных в черный цвет, но отличающихся друг от друга; цветные карандаши.

Описание: ребенку предлагается найти среди четырех «теней» ту, которая подходит. Раскрасить контурное изображение предмета и обвести его «тень» одним цветом.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. Тебе необходимо сравнить фигуру, изображенную только контуром, с его убежавшей «тенью». Будь внимателен. Потом нужно раскрасить предмет и обвести его «тень» карандашом одного цвета. Приступай к заданию».

«Чье звено скорее соберется»

Цель: развитие слухового восприятия.

Оборудование: флажки 3 цветов (по числу играющих, 3 больших флажка тех же цветов, бубен.

Ход игры. Дети делятся на 3-4 группы с одинаковым числом играющих: каждой группе даются флажки какого-либо одного цвета. В разных концах площадки или по одной стороне ставятся на подставках 3-4 флажка тех же цветов. Каждая группа строится колонной перед флажком своего цвета.

Когда играющие построятся, педагог ударяет в бубен и дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа, который дается педагогом.

По сигналу «На места!» дети бегут к своему флагу и строятся в колонну (лицом к флагу) педагог отмечает, чья группа построилась первой.

Указания к игре. После 2-3 повторений игру можно усложнять. В тот момент, когда дети бегают, прыгают, воспитатель говорит «Стой!». Поэтому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет места флажков и говорит «На места!». Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своего флага. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

«Нарисуй звездочки»

Цель: развитие зрительного восприятия, памяти.

Оборудование: набор карточек с изображением звездочек, расположенных в разном порядке; чистые листы бумаги, цветные карандаши.

Описание: демонстрируется карточка в течение 30 секунд, ребенку необходимо запомнить расположение звездочек и на чистом листе бумаги нарисовать их в таком порядке, как на образце.

Инструкция: «Я покажу карточку, на которой нарисованы звездочки в разнообразном положении, запомни их расположение и на листе бумаги это расположение воспроизведи. Приступай к заданию».

«Убежавшая тень» (снеговик)

Цель: развитие зрительного анализа и синтеза.

Примечание: данное задание выполняется аналогично заданию

«Убежавшая тень».

«Прокати шарик к своему флажку»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: флажки разного цвета, разноцветные шарики.

Ход игры. Ребята строятся на одном краю ковра. Детям даются шарики разного цвета: первый получает красный флажок, второй – зеленый, третий – синий и т. д.

На другом краю ковра кладутся флажки разных цветов (соответствующих детским шарикам). По сигналу педагога дети начинают катить свои шарики к флажкам. Каждый ребенок должен докатить свой шарик до флажка такого же цвета и остановиться. Когда дети доберутся до флажка, они меняются шариками и игра повторяется.

Публикации по теме:

«Цепочки слов». Авторская дидактическая игра для развития навыка чтения у дошкольников«Цепочки слов». Авторская дидактическая игра для развития навыка чтения у дошкольников Дидактическая игра «Цепочки слов». Цель: развитие навыка чтения. В игру «Цепочки слов» могут играть 1-3 ребенка, начинающие читать.

Дидактическая игра по звуковой культуре речи «Придумай слово»Дидактическая игра по звуковой культуре речи «Придумай слово» Цель: Уточнять знания детей о том, что такое «слог», закреплять умение делить слова на слоги и придумывать новые слова по схеме, расширять.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР (описание игр). Часть 3
Опубликовано: 4 декабря 2013 в 19:53
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Командные гонки по биатлону. Фото отчет.
Ежегодно с 1958 года проводится чемпионаты мира по биатлону, кроме тех лет, когда проводятся зимние Олимпийские игры. В этом зимнем сезоне Кубок мира по...
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...