Лучший педагог года

Психолого-педагогическая характеристика использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей

Елена Козлянская
Психолого-педагогическая характеристика использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей

Психолого-педагогическая характеристика использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей дошкольного возраста

С позиции современных взглядов психолого-педагогической науки на использование методов сказкотерапии в воспитательном процессе младших дошкольников, убедительно доказана ее эффективность для их личностного развития. Однако вопрос о целесообразности применения в образовательном процессе психотерапевтических методов остается дискуссионным. Одна часть ученых, высказывает опасения, что медицинские методы должны использоваться психотерапевтами, а не педагогами в педагогической деятельности. Другая часть исследователей предлагает изменить понятие «сказкотерапия» на другую формулировку, по их мнению более точную. Такие разночтения понятия «сказкотерапия» объясняются неверным толкованием ее назначения и ей функций. Термин «сказкотерапия» заключает в себе глубокую метафору, его следует понимать не как медицинское средство, а как исключительно психолого-педагогическую субстанцию, которая призвана осуществить эффективную психолого-педагогическую поддержку воспитанника целительным эффектом слова и действия сказки, развить его творческие силы и предотвратить возможные нежелательные поведенческие установки. В некоторых случаях, например в работе с трудными детьми или детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, приемы сказкотерапии оказывают двустороннее воздействие. Психологическую поддержку и коррекцию дивиантного поведения. При этом приемы сказкотерапии осуществляют и глубокую педагогическую функцию. Они воспитывают через сказочный образ, мобилизуют волю дошкольника, помогают ему ощутить главное в его жизни – любовь и заинтересованность в его судьбе родителей и других взрослых людей. Родители и педагоги развивают его чувства и интеллект, творческие способности и природную любознательность, используя приемы сказкотерапии, ребенок чувствует их направляющую роль, но одновременно, он ощущает и их всецелую поддержку его действий, которая может заключаться с их стороны, как в поощрении, так и в порицании его шагов. Он психологически ждет видимых выражений поддержки со стороны взрослых, в процессе овладения сказкой и ее интерпретацией в своем сознании через образы, выплескивающиеся в типичные поведенческие проявления. Ребенок дошкольного возраста не все еще понимает, но он чувствует настроение и отношение к нему взрослых. Поэтому, казалось бы, давно известный принцип педагогической технологии о недопустимости переноса негативных эмоций педагога на воспитанника, при реализации приемов сказкотерапии актуализируется. Если педагог хмур или внутренне (психологически) напряжен, погружен в свои проблемы и не владеет такими важными педагогическими приемами как мимика и пантомимика, то эффективность его сказкотеррапии будет сомнительной. Настроение наставника передается, «словно по сообщаемся сосудам», его воспитаннику. Анализ практики позволяет констатировать, что только позитивный настрой педагогов и родителей, действующих сообща в интересах ребенка, способны оказывать целительное воздействие на психологическое состояние ребенка, тогда как сказкотерапия служит для этих целей действенным инструментов, позволяющим им, ювелирным образом, корректировать траекторию личностного развития ребенка. Ряд исследователей рассматривали сказку как отражение глубинной сущности психики человека : Берн, Беттельхейн, Фромм, Юнг и др. Их опыт был развит и в отечественной психологии Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным и др. Целая плеяда отечественных исследователей: Ш. А. Амонашвили, О. М. Дьяченко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева Е. Е. Кравцова Л. Б. Фесюкова и др., создали авторские методики сказкотерапии, успешно реализованные ими в практике. Они сумели объединить в сказкотерапии совокупность психологических, педагогических, лингвистических, философских приемов в определенный, понятный для восприятия детьми, смысловой контекст. Такая конструкция (по типу образовательного модуля) более цельная, и в то же время, она наиболее пластично ориентирована на динамику психологических изменений дошкольников, обусловленных их возрастными особенностями в развитии. В основе авторских концепций сказкотерапии, несмотря на их содержательное разнообразие, лежит общая идея – помочь ребенку стать лучше, развить в себе самостоятельно нужные внутренние черты характера, способствующие его комфортной социализации в обществе. Метафоричность языка сказки как нельзя лучше подходит для данных целей. Природа сказки во многом синонимична природе ребенка, поэтому, она так притягательна для него. Ребенок испытывает естественные эмоции, постигая ее содержание, его жизнь наполняется «чистыми ощущениями», дающими питательный материал для формирования в сознании сказочных идеалов и положительных образов. Парадоксален тот факт, что прекрасно зная содержание любимой сказки, дошкольники пытаются намеренно рассказать ее по своему, внести в нее новые элементы, сфантазировать. Их увлекает не конечный результат, а сам процесс мысленного конструирования новых образов, сюжетов, персонажей, трудных испытаний для героев и т. д. Конечно, такие проявления творческой фантазии доступны им не сразу. Только специальная педагогическая деятельность, направленная на развитие их творческого потенциала, позволяет им осуществлять такие сложные мыслительные операции. Данный процесс способен настолько увлечь детей, что они не чувствуют усталости, требуют от родителей как можно большего времени нахождения в детском саду с другими детьми, вовлеченными в совместную творческую деятельность. Следовательно, творческий процесс способен оказывать терапевтическое воздействие на психологическое самочувствие воспитанников. Педагогам остается лишь рационально перераспределять силы и время детей на различные деятельностные проявления, в которых, связующей нитью выступает детская игровая деятельность. Терапевтические возможности сказкотерапии известны с глубокой древности. Ярким примером служит цикл восточных сказок, рассказанных Шахиризадой безумному халифу, который, в результате их волшебного воздействия, смог излечиться. Он стал лучше, болезнь отступила. Можно с уверенность предположить, что таких примеров в истории человечества было ни мало, но не было научного обоснования данному феномену. Совершенно очевидно, что целительное воздействие сказки способно приносить пользу для душевного состояния даже взрослого, следовательно, при умелом подходе терапевтическое воздействие сказкотерапии на личность ребенка неоценимо. Именно комплекс оптимальных форм сказкотерапии, созданный на научной основе, и призван в умелых руках педагога и родителей, деликатно корректировать внутреннюю сферу жизнедеятельности ребенка. Специальным образом подобранные сказки, адаптированные к психике ребенка, способствуют формированию самодостаточной личности, уверенной в своих силах, настроенной в позитивном ключе на преодоление любых трудностей. Сказкотерапия позволяет ребенку уверовать в свои возможности (даже если они у него ограничены, заражает оптимизмом, раскрывает незадействованные ресурсы организма, оказывающие на него компенсирующее воздействие. Сказкотерапия - это специально организованный и управляемый взрослыми процесс поиска смысла, раскодирование знаний о мире и взаимоотношений в нем путем трансплантации сказочного вымысла в реальность, процесс объективизации проблемных ситуаций, активизация скрытых возможностей личности ребенка через его всестороннее образование и воспитание. Терапевтическое воздействие осуществляется при помощи различных литературных приемов, сказочной среды, увлекательных сюжетов, непостижимой тайной волшебства, воплощением мечты и наличием в сказке типичных человеческих проявлений характера, узнаваемых и глубоко переживаемых ребенком в реальной жизни. Ребенок с удовольствием принимает фантастический мир сказки, который становится, по мере его постижения, своеобразным «фарватером» его действий и желаний, яркой палитрой эмоций и образных представлений о реальном мире, мерилом для добра и зла, справедливости и лжи, защитой от жизненных затруднений и непониманий со стороны мира взрослых вещей. Использование педагогами различных форм сказкотерапии в воспитательном процессе дошкольников с глубокими знаниями индивидуального типа мышления воспитанников позволяет буквально лепить из природной чистоты сущности ребенка желаемую цельную личность. Ребенок обязательно поможет в этом педагогу, подспудно, даже не осознавая этого, поскольку он только учится постигать реальный мир. В этом и проявляется «волшебство» сказкотерапии. Она не только развлекает ребенка, но и одновременно учит и развивает его интеллект и мышление, оказывает воспитывающее воздействие на формирующиеся качества личности, преображает его деятельность. В результате, развиваются разные формы мышления ребенка, побуждающие его к более активной и осознанной деятельности во имя достижения его внутреннего удовлетворения результатами и процессом своей деятельности. Ребенок учится взаимодействовать со сказочными героями, переносит приобретенный опыт в реальную жизнь, трансформирует приобретенные навыки под свои индивидуальные нужды и потребности. Кроме того, дошкольник учится рассуждать, выстраивать вслед за сказочными героями цепочку умозаключений от простых форм к более сложным формам. Он видит успех героев, как и в игре, проявляет недюжинную смекалку, старается «выпутаться» из сложной ситуации, спасти или помочь своему герою и т. д. Более того, овладев определенными навыками образного мышления, младшие дошкольники пытаются объяснить сказочную ситуацию взрослым, но уже со своих позиций, иногда даже поправляют их, если предполагаемые ожидания не оправдываются в их глазах. В этой связи родителям и воспитателям целесообразно как можно больше создавать посильных для самостоятельного разрешения ребенком проблемных ситуаций. Наводящие вопросы, интригующие задания, открытые ответы и другие испытанные методы самым эффективным образом будут актуализировать творческую деятельность ребенка на максимальном уровне его возможностей, создавать для него «зону ближайшего развития». Таким образом, психолого - педагогическая характеристика использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей дошкольного возраста представляется нами в качестве специального комплекса педагогических воздействий и взаимодействий, направленных на оптимальную коррекцию в развитии всех качеств личности воспитанника, отвечающих его реальным интеллектуальным и психофизиологическим возможностям, рассматриваемых в непрерывной динамике. Развитие образного мышления ребенка средствами сказкотерапии осуществляется путем природосообразного обучения и воспитания.

Публикация «Психолого-педагогическая характеристика использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей» размещена в разделах

Публикации по теме:

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста Ранее детство (1-3 лет) – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования.

Психолого-педагогическая характеристика леворукого ребёнка. Подготовка леворукого ребенка к овладению графическим навыком МБОУ «Начальная школа – детский сад №1 компенсирующего вида» Консультация для родителей на тему: «Психолого-педагогическая характеристика.

Доклад на педсовете «Клинико-психолого-педагогическая характеристика лиц при аутизме и аутистических чертах личности» Муниципальное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская школа-интернат».

Информация для родителей «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста»Информация для родителей «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста» Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике выделяют.

Психолого-физиологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка:.

Психолого-педагогическая характеристика Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Островок». Психолого-педагогическая характеристика на.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР: -ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника Психолого-педагогическая характеристикаФИО ребенка Наименование учреждения: Дата рождения: Адрес регистрации ребенка и фактического проживания:.

Психолого-педагогическая характеристика по изобразительной деятельности детей О том, что изобразительная деятельность очень важна для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков.

Использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Доклад на педагогическом совете. Воспитатель: Димова Л. И. Тема: «Использования игровых приемов при формировании элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая характеристика использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей
Опубликовано: 8 марта 2018 в 21:20
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД