Получи документы

Психолого-педагогическая программа диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Любовь Александровна Зеленина
Психолого-педагогическая программа диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогическая программа диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

I. Аннотация

Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступивших в силу ФГОС является развитие эмоционального интеллекта.

Представленная диагностическая психолого-педагогическая программа предназначена для сопровождения процесса эффективной реализации основной Программы дошкольного учреждения. Она позволяет исследовать уровень развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, чтобы скорректировать эмоциональное взаимодействие каждого ребенка со сверстниками и взрослыми; выявить, создание каких условий необходимо, чтобы приблизить социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка к целевым ориентирам.

Публикация «Психолого-педагогическая программа диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Эмоциональный интеллект – понятие интегративное и включает множество разнообразных способностей, знаний и умений. Исследователи предлагают различные варианты структуры эмоционального интеллекта. Нам наиболее близка позиция Р. Бояцис и Д. Гоулман, которые выделяют следующие компоненты эмоционального интеллекта :

1) самосознание (эмоциональное осознание себя, точная самооценка, уверенность в себе);

2) социальное осознание (эмпатия, организационное осознание, ориентация на обслуживание);

3) самоуправление (самоконтроль, адаптивность, инициатива, ориентация на достижение);

4) социальные навыки (развитие других, лидерство, влияние, коммуникация, катализация изменений, разрешение конфликтов, работа в составе группы, создание связей).

В связи с этим в программе используются те стандартизированные методики современных авторов, которые, по нашему мнению, обладающие прогностической значимостью для дальнейшего развития социально-коммуникативной сферы детей и позволяют выявить уровень развития каждого показателя. В результате мы получаем данные, которые дают основания для проведения развивающих, коррекционных мероприятий.

Диагностическая программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей и соответствует современным требованиям психолого-педагогической науки и передовой психологической практики; учтены возрастные возможности и особенности воспитанников.

Программа содержит методические рекомендации, конспекты занятий, рабочую тетрадь, описание тестовых методик, опросников.

Содержание программы рассчитано на диагностический курс, состоящий из 8 занятий, 2 раза в неделю по 30 минут. Предварительная работа представляет собой анкетирование родителей и педагогов. Вопросы анкеты направлены на оценку эмоциональной отзывчивости детей, их способности переживать значимые для них события и сопереживать окружающим людям.

Материалы программы могут оказаться полезными для практических психологов системы образования при изучении ими эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, составления индивидуального коррекционно-развивающего маршрута.

Программа и методические материалы к ней были рассмотрены педагогическим советом СП д/с «Золотой петушок» ГБОУ СОШ №2 п. г. т. Усть-Кинельский г. о. Кинель Самарской области, утверждены и рекомендованы к использованию в практической деятельности.

Программа проходила апробацию в данном детском саду в течение 2013-14уч. г., количество участников программы – 56 детей.

II. Учебный план программы

Цель: Диагностика развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Категория обучающихся: Дети старшего дошкольного возраста.

Срок обучения: 1 месяц.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 30 минут.

№№

Наименование тем Всего часов В том числе Форма

контроля

Теорет Практ.

1. 2 Самосознание 2 0,5 1,5 Тестирование,

анализ детской работы

2. Социальное осознание 2 0,5 1,5 Тестирование,

анализ детской работы

3. Самоуправление 2 0,5 1,5 Тестирование,

анализ детской работы

4. Социальные навыки 2 0,5 1,5 Тестирование,

анализ детской работы

Итого 8 2 6 Аналитическая справка

III. Учебно-тематический план

Цель: Диагностика развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Категория обучающихся: Дети старшего дошкольного возраста.

Срок обучения: 1 месяц.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 30 минут.

№ Наименование тем Всего часов В том числе Форма

контроля

теоретических практических

1. 2 Самосознание 2 0,5 1,5 Тестирование,

анализ детской работы

1.1 «Мой характер» 0,25 1,75 Рисунок по сказке «Деревья-характеры»

1.2 «Какой Я?» 0,25 1,75 Определение эмоционального уровня самооценки

Тест «Дерево»

2 Социальное осознание 2 0,5 1,5 Тестирование,

анализ детской работы

2.1 «Мы можем думать по-разному» 0,25 1,75 Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».

2.2 «Какие чувства мешают дружить» 0,25 1,75 Методика «Страна эмоций»

3. Самоуправление 2 0,5 1,5 Тестирование,

анализ детской работы

3.1 «Как научиться дружить» 0,25 1,75 Тест «Кактус»

3.2 Исследование адаптивных способностей ребенка 0,25 1,75 Тест «Домики»

4. Социальные навыки 2 0,5 1,5 Тестирование,

анализ детской работы

4.1 «Как стать выше себя» 0,25 1,75 Тест «Три желания»

4.2 «Я и мое окружение» 0,25 1,75 Тест «Я и группа»

Итого 8 2 6

IV. Учебная программа :

1. Пояснительная записка:

Введение ФГОС предъявляет требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования в дошкольном учреждении. Работа в данном направлении требует дополнения и обновления мониторинга, обеспечивающего результаты развития универсальных учебных действий обучающихся.

В настоящее время все острее стоит проблема развития эмоционального интеллекта воспитанников.

Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни.

Цель программы :

Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

1. Выявить адекватность самооценки ребенка.

2. Выявить уровень развития эмпатийных способностей и умения их проявлять.

3. Выявить уровень развития адаптивных возможностей и наличие агрессивных тенденций в поведении.

4. Определить направленность ребенка и самоощущение его в группе сверстников.

Адресат

Дети старшего дошкольного возраста.

Структура и содержание программы :

Реализация программы осуществляется непосредственно педагогом-психологом дошкольного учреждения.

Предлагаемые темы занятий с детьми соответствуют возрастным и индивидуальным психологическим особенностям.

Реализация программы происходит по четырем блокам.

1 блок: «Самосознание»

Форма организации: 2 занятия по 30 минут.

Задачи: Выявить адекватность самооценки ребенка.

2 блок: «Социальное осознание»

Форма организации: 2 занятия по 30 минут.

Задачи: Выявить уровень развития эмпатийных способностей и умения их проявлять.

3 блок: «Самоуправление»

Форма организации: 2 занятия по 30 минут.

Задачи: Выявить уровень развития адаптивных возможностей и наличие агрессивных тенденций в поведении.

4 блок: «Социальные навыки»

Форма организации: 2 занятия по 30 минут.

Задачи: Определить направленность ребенка и самоощущение его в группе сверстников.

Диагностические результаты каждого блока обрабатываются и анализируются педагогом-психологом.

По окончании программы психолог составляет сводную таблицу результатов диагностической работы.

Структура занятий:

• Приветствие, постановка проблемы.

• Основная часть (слушание и обсуждение сказки, проективные техники, упражнения, направленные на регуляцию поведенческих и эмоциональных реакций, упражнения, направленные на принятие другого, на развитие чувства сплоченности и единства).

• Рефлексия занятия.

• Ритуал прощания.

Методы и формы обучения:

• Методы активного обучения (АМО) – тренинг, метод процедуры обсуждения, методы эмоционально-личностной направленности.

• Современные образовательные технологии – ИКТ.

Публикации по теме:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 28 августа 2013 года совет Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным стандартам утвердил Федеральный государственный.

Программа по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №42 г. Ростова-на-Дону «Уверенный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая программа диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 20:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД