Психолого-педагогические основы общего недоразвития речи

Ольга Уколова
Психолого-педагогические основы общего недоразвития речи

В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается или отстает от нормы формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. В группу с ОНР объединяются дети с различными формами речевых нарушений: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание – в тех случаях, когда проявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения.

Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее появление речи. Разговорная речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена, словарный запас резко ограниченный, слоговая структура нарушена. Разговорная речь бедная, малословная, тесно связана с определенной ситуацией и вне этой ситуации становится непонятной. Связная монологическая речь или отсутствует, или развивается с большим трудом и характеризуется качественным своеобразием. У всех детей наблюдается недостаточная речевая активность, быстрая утомляемость, отвлекаемость, повышенная истощаемость. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти, отставание в развитии словесно-логического мышления и двигательной сферы. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту. Степень выраженности названных отклонений весьма различна.

Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформулировано профессором Р. Е. Левиной в работе «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи» в 1961 году. Все многообразие речевого недоразвития автор представила в трех уровнях: отсутствие общеупотребительной речи; начатки общеупотребительной речи; развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития (психолого-педагогическая классификация). Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.

Однако вариативность проявлений общего недоразвития речи у детей не исчерпывается тремя уровнями речевого развития. В результате длительного комплексного психолого-педагогического изучения детей с ОНР Филичевой Т. Б. (2001) была выявлена еще одна группа детей, «у которой признаки речевого недоразвития оказываются стертыми» и которая может быть определена как четвертый уровень речевого развития. У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка, которые выявляются в процессе углубленного логопедического обследования, при выполнении специально подобранных заданий.

Специальные исследования детей с ОНР показали и клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи, которые представлены в классификации доктора медицинских наук Е. М. Мастюковой (1992). Она выделяет три варианта ОНР:

1) неосложненный вариант ОНР (дизонтогенетический) – у детей не выражены нарушения нервно-психической деятельности, отсутствуют локальные поражения ЦНС. В анамнезе нет указаний на патологию беременности и родов. Отмечается недоношенность ребенка при рождении, его соматическая ослабленность в первые годы жизни и подверженность простудным заболеваниям. Небольшие неврологические дисфункции проявляются в нарушениях мышечного тонуса, несформированности кинестетического и динамического праксиса, недостаточно точных дифференцированных движений пальцев рук.

2) осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза – у детей выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика (синдром повышенного внутричерепного давления, синдром двигательных расстройств, цереброастенический синдром, свидетельствующая о негрубом повреждении отдельных мозговых структур (В. В. Ковалев, И. И. Кириченко,1970). Отмечаются нарушения познавательной деятельности, моторная неловкость, повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, быстрая истощаемость.

3) стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия – у детей выявляются органические поражения клеток коры головного мозга обоих полушариев во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Характерными признаками являются: выраженное недоразвитие всех сторон речи – фонетики, лексики, грамматики; всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи.

Среди причин, способствующих возникновению общего недоразвития речи, различают биологические (наследственность; осложнения беременности; особенности родов; заболевания ослабляющие организм ребенка; травмы) и социальные (эмоциональная и психическая депривации; неправильное воспитание, двуязычие в семье и т. д) факторы риска, которые могут воздействовать во внутриутробном периоде развития, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. От времени поражения зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжелое поражение мозга обычно возникает в период раннего эмбриогенеза, так как патогенные факторы действуют на менее сформированные клетки мозга. При сочетании биологических и социальных факторов нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. – М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2004.

3. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

Публикации по теме:

Коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,.

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Космос
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Психолого-педагогические основы общего недоразвития речи
Опубликовано: 6 января 2014 в 18:44
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Спортивный праздник «Мамочка любимая моя», посвященный Дню Матери, старший дошкольный...
Спортивный праздник «Мамочка любимая моя! » , посвященный Дню Матери, для детей старшего дошкольного возраста , в соответствии с ФГОС ДО» Цели:...