Папки-передвижки

Психолого-педагогические особенности педагогической деятельности

Людмила Викторовна Зотова
Психолого-педагогические особенности педагогической деятельности

Организация деятельности адаптационной группы

в дошкольной образовательной организации

для детей раннего возраста 1,5-3 лет

Е. Н. Воронова, М. В. Кокина, Л. В. Зотова,

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №196», г. Воронеж.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, необходимость разработки вариативных форм и методов организации образовательной деятельности с воспитанниками.

Публикация «Психолого-педагогические особенности педагогической деятельности» размещена в разделах

Ключевые слова: адаптация детей раннего возраста; образователь-ная деятельность с детьми раннего возраста; индивидуализация; адапта-ционная группа.

Organization of the activities of the adaptation group

in the preschool educational organization

for young children 1.5-3 years old

E.N. Voronovа, M.V. Kokina, l.V. Zotova,

Municipal Budgetary Preschool Educational Institution

«Child Development Center – Kindergarten №196», Voronezh

Annotation. The article discusses the problems of adaptation of young children to the conditions of preschool educational organizations, the need to develop variable forms and methods of organizing educational activities with pupils.

Keywords : the adaptation of the children of early age; educational activ-ity with the children of early age; individualization; the adaptive group.

Проблема адаптивности не только ребенка, но и родителей к условиям дошкольной образовательной организации (ДОО) в современном обществе очень актуальна и значима. Традицион-но под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Поэто-му для выполнения социального запроса родителей на создание условий для социализации и развития детей раннего возраста (1,5-3 года, а также удовлетворения образовательных потреб-ностей родителей детей, не посещающих детский сад, в нашей организации разработана и успешно реализуется модель оказа-ния квалифицированной психолого-педагогической помощи в рамках работы адаптационной группы кратковременного пре-бывания «В детский сад – с улыбкой!». Совместная образова-тельная деятельность в формате «педагог-ребенок-родители» в условиях адаптационной группы позволяет сблизить интересы семьи и дошкольного учреждения, выработать стратегию сов-местного развития и воспитания, познакомить родителей с осо-бенностями работы с детьми в ДОО [1].

Адаптационную группу кратковременного пребывания по-сещают дети 1, 5-3 лет: часто болеющие (и, как следствие, трудно адаптирующиеся к группе раннего возраста, дети, не посещающие ДОО, а также те, кто по той или иной причине не может оставаться в группе раннего возраста на весь день.

Цель: создание особых условий развития ребенка, обеспе-чивающих успешную адаптацию к условиям ДОО и открываю-щих возможности для его позитивной социализации, его лич-ностного развития, развития инициативы и творческих способ-ностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками [3].

Задачи:

- создать условия для построения образовательной дея-тельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориен-тированной на интересы и возможности каждого ребенка и учи-тывающей социальную ситуацию его развития;

- обогатить сенсорный опыт дошкольника в процессе игро-вой деятельности «развитие через восприятие и впечатления»;

- развить познавательные интересы и конструктивные дей-ствия ребенка в различных видах деятельности;

- привлечь внимание малышей к сверстникам и развивать умение ориентироваться на действия партнеров, налаживать гуманные, доброжелательные отношения между детьми;

- создать условия для поддержки родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность.

Работает адаптационная группа круглогодично. Использу-ются: групповое помещение, изостудия, кабинет педагога-психолога, музыкальный зал, физкультурный зал, бассейн, мно-гофункциональный интерактивный развивающий комплекс, сен-сорная комната. Помимо воспитателя в образовательную дея-тельность с детьми вовлечены: педагог дополнительного обра-зования по изодеятельности, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, музыкальный руководитель.

После того как группа сформирована совместная деятель-ность в формате «педагог-ребенок-родитель» организуется преимущественно на базе интерактивного развивающего ком-плекса.

Деятельность интерактивного развивающего комплекса ос-нована на сенсомоторном развитии дошкольника, т. к. именно оно составляет фундамент общего умственного и психического развития человека, а полноценное восприятие мира – это база для успешного овладения многими видами деятельности. Сен-сорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двига-тельными навыками, поэтому важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью [2].

По мере адаптации детей к условиям интерактивного раз-вивающего комплекса и формирования навыков общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности, организуется посещение группового помещения, обычно это первая младшая группа, которую уже посещают успешно адап-тировавшиеся дети. Здесь совместная деятельность происходит вначале с привлечением родителя, но по мере адаптации ребен-ка, мама может его оставлять для общения и игры с другими детьми без своего участия.

Содержание образовательной деятельности в рамках реа-лизации Модели «В детский сад – с улыбкой!» делится на бло-ки:

1. Знакомство с правилами поведения в ДОО. Педагоги зна-комят детей с ритуалом приветствия, прощания, учат общаться с окружающими детьми и взрослыми. А также с гигиенически-ми требованиями – мыть руки, убирать игрушки, ставить стул и т. д. При этом педагоги стараются вызвать положительное от-ношение детей и родителей к соблюдению необходимых пра-вил поведения в детском коллективе.

2. Музыкально-художественная деятельность детей. Как правило, дети впервые знакомятся с музыкальными инструмен-тами, учатся слышать музыку, двигаться под музыку. Педагоги побуждают детей к элементарным музыкально-творческим про-явлениям.

3. Продуктивная деятельность, в ходе которой педагог спо-собствует развитию сенсорных ориентировок, содействует по-явлению ассоциативных образов. Вызывается интерес к худо-жественному творчеству.

4. Двигательная деятельность. Развитие движений – детей упражняют в ходьбе, удержании равновесия, бросании и ловле, лазанье, прыжках, беге. Главной задачей педагогов является развивать положительный настрой на занятия физкультурой.

5. Предметная деятельность – ведущая деятельность в ран-нем возрасте. Малыши знакомятся с понятиями «количество, форма, цвет», учатся группировать предметы, учатся использо-вать вспомогательные средства, простейшие орудия. Действия взрослых направлены на то, чтобы вызвать интерес ребенка к различным предметам и материалам, желание их исследовать, действовать с ними. Учат малышей действовать индивидуально и элементарно взаимодействовать с другими по поводу игрово-го материала.

6. Коммуникативная деятельность. Педагоги содействуют развитию понимания речи, а также вызыванию речевой реакции. Пополняют активный словарь малыша на основе расширения представлений об окружающей действительности.

7. Игровая деятельность. Педагоги создают условия для наглядного познания ребенком окружающего мира. Учат детей отражать в игровой деятельности смысловые связи, обыгрывать доступные пониманию сюжеты под руководством взрослого, отражая в сюжете отдельные игровые действия.

8. Восприятие художественной литературы. Вид деятель-ности, который используется в интеграции с другими видами детский деятельности.

9. Консультации для родителей [4].

Основное отличие адаптационной группы от первой млад-шей группы заключается в реализации принципа коммуника-тивной направленности воспитания и развития. Образователь-ный маршрут ребенка строится на основе ведущих видов дет-ской деятельности (в раннем возрасте – это предметная дея-тельность, а также с учетом баланса свободной самостоятель-ной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми [5].

Литература

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практиче-ское пособие / Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.

2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада. / Под ред. Л. А. Венге-ра. – М. : Просвещение,1988. – 144 с.

3. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия / Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

4. Левин В. А. Уроки для родителей: / Илл. Н. Гордиенко; Худож. -оформитель К. Юхтман. – М. : ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фо-лио», 2001. – 448 с.

5. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е. С. Демина. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

Публикации по теме:

Анализ психолого-педагогической задачи Анализ ситуации В предложенной ситуации описано агрессивное поведение ребенка раннего возраста. Так как своим деструктивным поведением Даша.

Методическая разработка. «Психолого-педагогические особенности речевого развития детей раннего возраста» Методическая разработка. Психолого-педагогические особенности речевого развития детей раннего возраста. Разработал воспитатель: Буравцева.

Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к ДОУ Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного.

Психолого-педагогические основы воспитания ребенка раннего возраста По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся.

Психолого-педагогические особенности формирования положительных взаимоотношений между детьми среднего дошкольного возраста с Психолого-педагогические особенности формирования положительных взаимоотношений между детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР Межличностные.

Психолого-педагогические особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Познавательная активность – стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательного интереса.

Психолого-педагогические особенности воспитания «трудных» подростков Юрченко Инна Юрьевна, Магистрант 1 курса социально-психологического факультета, кафедры социальной, специальной педагогики и психологии.

Психолого-педагогические проблемы реализации инклюзивного образования ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В статье рассматриваются вопросы инклюзивного образования,.

Психолого-педагогические технологии в инклюзивном образовательном пространстве При сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья я опираюсь на системно — деятельностный подход, использую в процессе.

Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогические особенности педагогической деятельности
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 13:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД