Получи документы

Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников и пути их решения

Оксана Евтюшкина
Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников и пути их решения

Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников и пути их решения

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе общения, и служит показателем общего развития ребёнка. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.

Публикация «Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников и пути их решения» размещена в разделах

Слайд 2

Периодизация речевого развития. Характеристика последовательных этапов речевого развития в детском возрасте.

Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в онтогенезе подразделяется на ряд последовательных периодов или «стадий».

1-й — подготовительный (с момента рождения до года);

2-й — преддошкольный (от года до 3 лет);

3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й — школьный (от 7 до 17 лет).

Слайд 3

Рассмотрим более подробно каждый из этапов речевого развития:

Первый этап формирования речи охватывает первые три года жизни ребенка. Развитие детской речи до трех лет в свою очередь (в соответствии с принятым в психологии традиционным подходом) подразделяется на три основных этапа:

1. доречевой этап (первый год жизни, в котором выделяются периоды гуления и лепета.

Все дети рождаются с криком. Крик имеет физиологическую природу и присутствует у всех без исключения новорождённых. В 1 месяц появляется улыбка (реакция на взрослого, а в 2 месяца развивается «комплекс оживления» - мимико-соматическая реакция ребёнка на появление мамы. В ситуации общения эмоционального контакта активизируются доречевые проявления: гуление и лепет).

Около двух месяцев у ребёнка появляется гуление. Это отчетливо артикулируемые звуки. Сначала гласные: «о», «а», «е», «у». Потом добавляются гортанные. Получается «гуу-гуу», «аагуу-аагуу». Постепенно становится заметно, что малыш получает от своих упражнений удовольствие, ребенку нравится слышать звуки собственного голоса, кроме того, он «узнает», какие комбинации горла, губ и языка позволяют произносить различные звуки. Это так называемое агуканье или гуление.

Следующая стадия предречевых вокализаций – лепет. Возникает в возрасте 5-6 месяцев. Если гуление – это звуки, напоминающие гласные, то лепет представляет собой сочетания звуков, скорее похожих на комбинации согласный+гласный (ма-ма-ма, бе-бе, гу-гу-гу,да-да-да, ньда-ньда, эххъ,дьяый-дьяый и т. п.). О гласных и согласных звуках здесь можно говорить лишь условно, так как звуковые комплексы никак не связаны со смыслом. Появляется лепет примерно в конце первого — начале второго полугодия жизни ребёнка и длится до конца первого года. У ребёнка с нормальным речевым развитием лепет постепенно переходит в осмысленные слова (мама, баба и т. д.). На первом году жизни непосредственное эмоциональное общение с матерью является главным фактором, обеспечивающим психическое и речевое развитие ребёнка. В речи взрослого ребёнок прежде всего улавливает интонацию, а затем усваивает ритмическую сторону речи. Ребёнок с нормальным развитием проявляет коммуникативную активность- стремиться к общению.

При патологии: Отсутствие или запаздывание «комплекса оживления» является тревожным симптомом. Это может быть в случае грубого органического поражения ЦНС и при РДА. У всех детей с поражением ЦНС нарушается нейродинамика: дети возбудимые, беспокойные. При преобладании торможения- дети наоборот – вялые, апатичные. У большинства детей снижена коммуникативная активность.. Совсем не развивается речь у глухих и слабослышащих детей (у глухого ребёнка гуление есть, а лепет постепенно затухает). Грубое недоразвитие речи у умственно-отсталых детей (они долго задерживаются на стадии лепета) Первые слова у них появляются в возрасте 3-4 лет.

Слайд 4

Важно: Предпосылки для речевого развития опираются на определённый психологический базис: неречевая деятельность ребёнка, основанная на его взаимодействии с предметами окружающего мира.

Зрительное восприятие –мотивирует речь, обеспечивает базу для формирования образов, представлений.

Слуховое восприятие - обеспечивает обратную связь.

Тактильно-двигательное восприятие- служит основой для накопления словаря-признаков.

Речевая деятельность: общение ребёнка со взрослым. Человек, воспитанный вне человеческого общества, будь его воспитателями что роботы, что волки, уже не может считаться человеком. Ребенок учится говорить, подражая родителям, учится прямохождению, подражая взрослым – ведь всем известно, что дети отнюдь не сразу начинают стремиться к хождению на двух конечностях, начинают они с передвижения подобно животным, на четвереньках (большая площадь опоры, меньше вероятности упасть). Если ребенка не обучать ходить, то он так и будет бегать на четвереньках, даже когда вырастет.

Слайд 5

2. этап первичного освоения языка (дограмматический) — второй год жизни.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием ребёнок может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа -пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой. Поэтому его легко понять близким людям.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. Словарный запас в этом возрасте достигает 100 слов.

На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Однако, количество слов в речевом запасе еще не свидетельствует о речевых возможностях ребенка. Важным показателем в этом отношении являются попытки связать слова во фразу (с 1 г. 6 мес. до 1 г. 8 мес., употребление глаголов в повелительном наклонении (иди, дай) – эти однословные фразы выражают желание ребенка

К 2-м годам появляется первая фраза, ребёнок начинает задавать вопросы, усваивает интонацию.

Слайд 6

При патологии:

Словарный запас значительно отстаёт от нормы, сами слова носят лепетный характер. В 3 года ребёнок всё ещё говорит отдельными словами, не соединяет их во фразу. В речи преобладают существительные, и их значительно меньше, чем у детей с нормальным речевым развитием. Простая фраза формируется к 5 годам. У детей с умственной отсталостью и детей с ЗПР страдает, прежде всего, семантическая (смысловая) сторона речи. Отсюда и плохое понимание обращённой речи.

Слайд 7

3. этап усвоения грамматики (третий год жизни). К 3-м г. - активный словарь -1000-1500 слов. 1,5 г. - предложения из 2-3-х слов (субъект и его действие «мам идет» или действие и объект действия «дай.», действие и место действия «.»).

К тем же 3-м г. - усваиваются основные грамматические формы и синтаксические конструкции языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи языка, разные типы предложений. С этого момента совершенствуется лексико грамматический строй речи. После 5 лет ребёнок способен к построению связных высказываний. Развивается монологическая речь. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи - монологической речью.

К 7 годам у ребёнка имеются все предпосылки для овладения грамотой.

Слайд 8

У всех детей с отклонениями в развитии отмечаются те или иные отклонения в развитии речи. Речевое развитие в структуре дефекта занимает разное место. В большинстве случаев, нарушение речевого – носит вторичный характер (например, при глухоте, при умственной отсталости, при ЗПР). Исключением является алалия. При алалии – речевое нарушение выступает, как первичный дефект.

Слайд 9

В формировании высших психических функций у ребенка речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

Если речевое развитие дошкольников не соответствует возрастной норме то:

• Замедляется формирование высших психических функций (мышления, внимания, памяти);

• Появляются нарушения эмоционально-волевой сферы

• Отстаёт психическое развитие;

• Возникают трудности в усвоении навыков чтения и письма.

Слайд 10

Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений делятся на 2 большие группы:

1-ая: эндогенные (внутренние)

2-ая: экзогенные (внешние)

Слайд11

К эндогенным факторам относят:

Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания диабет, гипотония, положительная антиглобулиновая проба, инфекционные заболевания мочевого тракта) общие заболевания, требующие лечения.

Отягащенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания).

Аллергии матери.

Перенесенные переливания крови.

Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.

Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору и другим антигенам эритроцитов).

Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты).

Курение во время беременности, употребление алкоголя. Научно доказано влияние алкоголя (даже минимальные дозы: пиво, коктейли, слабое вино) на возникновение различных дефектов речи, описан алкогольный эмбрионопатический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития.

Слайд 12

Экзогенные факторы – обусловленные, патологическим воздействием на ребёнка в первые годы жизни.

• 1. Инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств (менингит, энцефалит, полиомиелит).

• 2. Ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.

• 3. Отсутствие, недостаток или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта ребенка с взрослыми.

• 4. Различные психические травмы (испуг, перенесенный ребенком в связи с разлукой с близкими людьми).

• 5. Общая физическая слабость организма, различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов ребенка.

• 6. Неправильные методы воспитания со стороны родителей.

Слайд 13

1. Для нормального речевого развития ребенку необходимо общение, общение должно проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон).

2. Изучая медицинские карты детей – обратите внимание на имеющиеся заболевания у ребёнка.

3. Если заметили, что у ребёнка имеется задержка в развитии речи – обратитесь к специалистам.

Прикреплённые файлы:

seminar_490no.pptx | 3006,35 Кб
 
Публикации по теме:

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Проблема нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников и пути их решения
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 21:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД