МААМ-картинки

Психолого-педагогические средства физического развития ребёнка

Лариса Комарова
Психолого-педагогические средства физического развития ребёнка

Содержание

Введение 2

1. Понятие и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста 3

2. Психолого-педагогические средства физического воспитания детей дошкольного возраста 6

Заключение 9

Литература 10

Приложение

Введение

К настоящему времени человечество накопило солидный опыт в различных направлениях самосовершенствования. Если судить по времени, в течение которого создавались и хранились знания и умения, то физическое воспитание занимает среди прочих заметно превалирующие положение. Ведь факт его возникновения специалисты относят к самому раннему, дорелигиозному периоду истории, т. е. еще к первобытному обществу. Именно тогда человек самой жизнью, был поставлен в условия, требующие от него высоких физических кондиций. Слабое физическое развитие грозило гибелью.

Публикация «Психолого-педагогические средства физического развития ребёнка» размещена в разделах

И физические упражнения заняли ведущее место в числе прочих жизненно необходимых атрибутов нашего далекого предка. С тех пор человек отбирает и хранит все, что помогает ему быть здоровым, крепким и красивым.

Естественно, время, социальные и экономические стороны бытия, природные условия и географическая среда накладывали свои отпечатки на содержание и формы физического воспитания человека. Одни в основу своих систем физического совершенствования клали потребность лучше трудиться, другие – охотиться, третьи – нападать, четвертые – защищаться. И так далее, до сегодняшнего времени, когда быть хорошо физически подготовленным нужно для того, чтобы просто лучше жить.

1. Понятие и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.

1. Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека в течение индивидуальной жизни.

2. Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитанием физических качеств, овладения специальными физкультурными знаниями и формирования осознанной потребности физкультурных занятий. Таким образом, физическое воспитание – это наука об общих законах управления процессом физического совершенствования человека.

a) Физическое воспитание детей дошкольного возраста, прежде всего, направлено на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни. Также, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно-волевых черт личности, что также характерно для основы всестороннего физического воспитания детей дошкольного возраста. (Пензулаева Л. И.).Навыки ухода за своим телом (умывание, причесывание и т. п.);

b) Навыки соблюдения порядка в помещении, пользования одеждой и ухода за ней (быстро одеваться и раздеваться, содержать вещи в порядке и чистоте и т. д.).

Определены также и виды движений, в которых дети овладевают двигательными навыками и умениями:

1. Основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии);

2. Подвижные игры (сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта и др.);

3. Спортивные упражнения (плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках);

4. Детский туризм (прогулки за пределы участка – летние и зимние).

Для решения целей физического воспитания детей дошкольного возраста, выделяют основные задачи физического воспитания, которые должны, решатся в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и этического воспитания.

В дошкольном возрасте осуществляются общие задачи физического воспитания оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Рассмотрим их подробнее.

Главной задачей является охрана жизни и укрепление здоровья, закаливание организма детей, которая относится к общей оздоровительной задаче. Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма. Исходя из особенностей развития детского организма, задачи укрепления здоровья определяются в конкретной форме по каждой системе: укреплять опорно-двигательный аппарат и формировать правильную осанку; развивать все группы мышц; укреплять дыхательную систему, развивать подвижность грудной клетки; способствовать правильному функционированию внутренних органов; способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности их, а также совершенствованию двигательного анализатора органов чувств (зрения, слуха и др.); способствовать усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и способности приспосабливаться к внезапно изменившийся нагрузки; воспитать физические способности, профилактика плоскостопия.

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста также решаются образовательные задачи: формирование основных жизненно важных двигательных навыков и умений, прививание навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о физическом воспитании, знакомить ребенка со сведениями о человеческом организме, научить играть в подвижные игры и самостоятельно контролировать нагрузку для своего организма.

К воспитательным задачам относятся: воспитание культурно – гигиенических навыков, честности, смелости; развитие ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости, вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умение самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском учреждение и дома.

Умственное и физическое воспитания тесно связаны между собой. Правильное физическое воспитание создает наиболее благоприятные условия для нормальной деятельности органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию. Кроме того, у детей закрепляются знания, а также мыслительные процессы.

В процессе физического воспитания осуществляется трудовое воспитание. Подготовка к труду заключается в том, что у детей развивается способность к быстрому овладению двигательными навыками и воспитываются физические качества, необходимые для труда.

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи очень тесно связаны между собой. Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен, строится так, чтобы одновременно решались все перечисленные задачи. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего развития, не только физического, но и духовного.

2. Психолого-педагогические средства физического развития детей дошкольного возраста.

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства : гигиенические факторы (режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания, гигиена одежды, обуви, уборку групповых комнат, зала, физкультурных снарядов и пособий); естественные силы природы (солнце, воздух, вода); физкультурных упражнений.

Кроме того, на физическое воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, имеют разное значение и занимают определенное место в физическом воспитании на разных этапах развития человека.

Гигиенические факторы являются своеобразным средством физического воспитания. Соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания и т. д. вызывают у человека положительные эмоции, что в свою очередь улучшают деятельность всех органов, систем и повышают работоспособность.

Режим детской жизни – это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна и питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности. Режим должен обеспечивать благоприятные условия для развития, поэтому он изменяется в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья, особенности труда взрослых, быта семьи, учреждения, в котором воспитывается ребенок. Режим помогает воспитанию нравственных качеств и привычек: дети приучаются к организованности, выполнению требований, дисциплине. Отклонения в режиме сразу сказываются на самочувствии, а тем самым и на поведении ребенка. Ломка режима приводит к разладу в работе многих систем организма, выводит его из состояния нервного равновесия: ребенок чувствует себя уставшим, вялым или возбужденным, становится рассеянным или невнимательным, у него пропадает аппетит, нарушается сон. Все это ослабляет организм в целом, снижается его сопротивляемость к заболеваниям процессы одевания, умывания и др.). Указанные средства Воспитательное значение режима заключается в том, что в процессе часто повторяющихся действий в определенное время, и в определенной последовательности ребенок легче овладевает многими, наиболее целесообразными бытовыми, культурно-гигиеническими, трудовыми навыками; эти навыки автоматизируются, и внимание ребенка освобождается для другой, более сложной деятельности.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимо:

- Продумать организацию всей обстановки в детском саду и дома. Она должна быть привлекательной и удобной для выполнения заданий (мебель, оборудование приспосабливаются к росту детей, каждая вещь хранится в определенном месте, доступном для пользования и др.);

- Действия, связанные с формированием культурно-гигиенических навыков, разбивать на операции, которые следуют в одном, определенно установленном порядке;

- Воспитывая порядок действий, выделять подготовку действий, культуру самого процесса (целенаправленность, экономность движений, навыки приведения в порядок рабочего места после окончания действий, умение планировать последовательность действий.

- На начальном этапе неоднократно повторять новый навык без больших интервалов.

- Взрослым безукоризненно выполнять все гигиенические и культурные требования, которые предъявляются детям, помнить, что дети во всем подражают старшим.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется детским садом в тесном контакте с семьей.

Одним из средств физического воспитания является использование природных факторов – воды, воздуха, солнца – для закаливания детского организма. Они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Для разностороннего закаливания следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их. Использование отдельных средств закаливания повышает общую способность организма реагировать на любые неблагоприятные моменты, поэтому ребенок, которого закаливают воздухом, скорее приспособится к обливанию, чем тот который совсем не закален. Прекращение закаливающих процедур довольно быстро приводит к утрате защитных свойств организма. Для организации закаливания детей нужно учитывать определенные требования: проводить систематически, в течение всего года, с учетом сезонных явлений; постепенно увеличивать силу раздражителя; учитывать состояние здоровья и эмоциональное состояние ребенка; использовать природные факторы в связи с режимом дня. Все закаливающие процедуры должны проходить на фоне только положительных эмоций ребенка. Нужно использовать различные приемы, чтобы процедура была приятной. При этом создаются хорошие условия для работы центральной нервной системы, ее координирующей функции.

Физические упражнения – это специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности, направленные на решение задач физического воспитания. В воспитании ребенка физические упражнения занимают большое место. Физические упражнения оказывают многогранное физиологическое воздействие на организм. При сокращении мышц активизируются процессы обмена веществ, кровообращения, перестраивается работа всех внутренних органов и систем. Стимулирования роста и развития мышечной системы. Физические упражнения (особенно прыжки, бег) способствуют росту костей, надкостницы. Соединение мышц с костями становится более прочным. Укрепление сердечно – сосудистой и дыхательной систем особенно активно происходит в процессе систематических циклических упражнений: ходьбы на лыжах, плавания, продолжительного бега со средней и малой скоростью. Важны физические упражнения и для полноценной работы головного мозга: улучшается его кровоснабжение, повышается общий тонус коры, благодаря чему усиливается деятельность всех анализаторов. Под влиянием физических упражнений улучшаются основные свойства нервной системы (ее сила, подвижность, уравновешенность). Наиболее эффективным средством развития физического воспитания детей дошкольного возраста являются подвижные игры с использованием физических упражнений. Их педагогическое значение проявляется в том, что в процессе игры происходит не избирательное, как в основной гимнастики, а комплексное развитие физических качеств. Следовательно, осуществляется и комплексное совершенствование всего двигательного аппарата, всех систем организма.

Физические упражнения с раннего возраста закладывают мощный фундамент здоровья ребенка на всю последующую жизнь. Чтобы привить ребенку потребность в физических упражнениях, надо начинать с раннего детства.

Заключение

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до семи лет. Именно в этот период осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными двигательными навыками и умениями. Основой всестороннего развития ребенка впервые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т. п. улучшают деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляет опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладевает ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия, и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

Литература

1. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М. ,1986.

2. Спирина В. П. Закаливание детей. – М. ,1978.

3. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. – М. ,1988.

4. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М. ,2003.

5. Виленчик В. М. Биологические основы старения и долголетия. – М. : Знания, 1976.

6. Кудрявцев В. Т. Развивающая педагогика оздоровления. – М. ,2000.

Приложение

Закаливающие процедуры в младшем дошкольном возрасте

1. Воздушные ванны продолжительностью до 5 мин., во время переодевания ко сну;

2. Ходьба и бег в трусиках, босиком ежедневно в течение 10 – 15 мин. с последующим растирание сухой салфеткой. Контрастные ванночки для рук и ног (температура воды 18С и 35С) с последующим массажем пальцев ног и стоп;

3. Самостоятельное обливание и обтирание тела;

4. Водный массаж стопы, солнечного сплетения, позвоночной области;

5. Игровой водный самомассаж (рисование струей воды на теле);

6. Игра с закаливанием «Поезда за город»;

7. Полоскание слизистых оболочек носоглотки 1,5% раствором морской соли;

8. Самомассаж БАТК (биологически активных точек кожи) в целях профилактики респираторных заболеваний. Массаж передней и боковой части шеи.

Точечный массаж рук:

«Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап.

2. Дети растирают ладони до приятного тепла.

3. Основная часть

o Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

o Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.

o Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегки трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

o Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

4. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами.

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Переплетённые пальцы закрываем на замочки подносим к груди. Пауза. Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три

Сзади пуговку найди и застегни

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.

Комплекс оздоровительных мероприятий после сна

Воспитатель звонит в колокольчик:

Колокольчик золотой,

Он всегда, везде со мной.

«Просыпайтесь!» - говорит.

«Закаляйтесь!» - всем велит.

Комплекс закаливающих упражнений.

1. «Киска просыпается! (Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки).

На коврике котята спят,

Просыпаться не хотят.

Вот на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянуться, улыбнуться

Всем открыть глаза и встать.

2. «Игры с одеялом» (Дети прячутся под одеяло 2-3раза)

Вот идет лохматый пес,

А зовут его Барбос!

Что за звери здесь шалят?

Переловит всех котят.

3. «Легкий массаж». (Поутюжить руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь)

4. Дети выходят из спальни в группу. Ходьба по «дорожкам здоровья»

1-я дорожка – массажные коврики

2-я – ребристая

3-я – с жесткой мочалкой

4-я перешагивание через препятствия (кирпичики)

Зашагали ножки, топ-топ-топ!

Прямо по дорожке, топ-топ-топ!

Ну-ка, веселее, топ-топ-топ!

Вот как мы умеем, топ-топ-топ!

Топают ножки, топ-топ-топ!

Прямо по дорожке, топ-топ-топ

Кран откройся! Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойся, мойся, обливайся!

Закаляйся! Закаляйся!

«К куклам в гости» (игры с ходьбой)

Дети сидят в ряд на стульях или стоят вдоль стены. Инструктор приглашает их в гости к куклам. Дети вместе с ним медленно идут к куклам, здороваются с ними, играют, а после слов инструктора: «Уже поздно, пора домой» - уходят, каждый на свое место.

Рекомендации. Несколько кукол перед началом игры можно расположить по всей комнате. При повторном проведении игры дети навещают всех кукол: гуляют с ними, пляшут, затем сажают их на место и возвращаются на свои стулья.

«По тропинке» (игры с ходьбой)

На полу или земле на расстоянии 25-30 см друг от друга проводят две параллельные линии (или кладут две веревки) длиной 2, 5-3 м. Инструктор приглашает детей погулять по тропинке. Они медленно проходят по тропинке туда и обратно.

Рекомендации. Дети должны идти осторожно, стараясь не наступать на линии, не мешать друг другу, не наталкиваться на идущего впереди ребенка. Ширину и длину тропинки инструктор может увеличить или уменьшить в зависимости от возможностей детей.

«Догоните меня» (игры с ходьбой)

Дети сидят на скамейке или стоят по краю площадки. Инструктор предлагает догнать его и убегает. Дети догоняют его, стараются поймать. Когда они подбегают к инструктору, тот останавливается и говорит: «Убегайте, убегайте! Догоню!». Дети бегом возвращаются на свои места.

«Принеси предмет» (игры с ходьбой).

Подвижные игры

Инструктор предлагает кому-нибудь из детей принести игрушку, лежащую на стуле в противоположном конце комнаты. Когда ребенок принесет игрушку, инструктор благодарит его, предлагает рассмотреть и назвать ее и отнести на место. Следующий ребенок приносит другую игрушку.

Рекомендации. Игру можно организовать и для группы детей. В этом случае игрушек (колечки, кубики, флажки) должно быть столько, сколько играющих детей. Все дети одновременно приносят по одной игрушке, а затем относят их на место.

«Пузырь» (игры с ходьбой)

Дети вместе с инструктором берутся за руки и образуют небольшой кружок. Выполняют соответствующие движения.

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки, до тех пор пока инструктор не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом «Хлоп!». Можно также предложить детям после слов «Лопнул пузырь!» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» - воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

Публикации по теме:

Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста».

Консультация «Психолого–педагогические основы обогащения словаря дошкольников» Овладение родным языком является одним из самых необходимых приобретений дошкольника. Психологи называют этот период сенситивным для развития.

Возрастные психолого-педагогические особенности детей при обучении ПДД и ОБЖ Возрастные психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, при обучении ПДД и ОБЖ Старший воспитатель МБДОУ №16 Качура.

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические основы работы с семьей» Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии,.

Педагогические средства развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками 1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 17 октября 2013г. Приказом Министерства.

Психолого-педагогические аспекты сопровождения детей в период адаптации ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ Татарникова Н. Н., Савинкина Е. П. МБДОУ «ДСОВ № 76», г. Братск.

Психолого-педагогические основы развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой.

Психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической культуры у дошкольников. Психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической культуры у дошкольников. Проблема этноэкологического образования является.

Психолого-педагогические рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки дошкольников Рекомендации родителям: 1. Чаще обращайтесь к ребенку по имени, не скупитесь на проявление любви и нежности. Чаще используйте телесный контакт,.

Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения Попова А. В. МБДОУ «Детский сад № 56 «Гусельки», г. Тамбов, nutapopova@yandex.ru В настоящее время во многих образовательных учреждениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические средства физического развития ребёнка
Опубликовано: 9 февраля 2016 в 07:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД