МААМ-картинки

Психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

Елена Багнюк
Психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

Психолого-педагогические технологии

в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях Отделения раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу»

Актуальность коррекционно-развивающей работы педагога-психолога ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» Отделения раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» (далее - ОРДД) обусловлена необходимостью привлечения внимания образования и общественности к проблеме реализации прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на качественные образовательные услуги, которые гарантируются в законе Российской Федерации «Об образовании». Содержание работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в нашем отделении (далее – ФГОС) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам в освоении основной общеобразовательной программы (Программы) дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание квалифицированной помощи детям данной категории.

Публикация «Психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами» размещена в разделах

Группа дошкольников в ОРДД с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития. Диапазон различии в развитии детей ОРДД с ограниченными возможностями здоровья чрезвычаино велик: от испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.

Цели и задачи, поставленные перед педагогом-психологом в ОРДД реализуются при помощи психолого-педагогических технологий — это последовательность организационных форм работы, обеспечивающих комплексное сопровождение психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ и ребёнка-инвалида и координацию усилий всех усастников образовательного процесса. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

К основным направлениям коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам относятся:

1. Диагностическое направление.

Диагностическая работа является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами. Основная задача этого направления - прогноз возможных трудностей в развитии каждого ребенка, определение причин и механизмов уже возникших проблем. Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов коррекционной педагогики и специальной психологии : комплексности, целостности, всесторонности, системности, динамичности.

2. Коррекционное направление.

Коррекционное направление работает, одно из самых важных, представляет собой систему коррекционного воздействия на познавательную деятельность, личностную и эмоционально-волевую сферу ребенка в динамике развития.

3. Аналитическое направление.

Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия, на развитие обучающегося и оценку его эффективности, обеспечение взаимодействия специалистов. Необходимость этого направления работы обусловлена потребностью в комплексном подходе к проблемам ребенка.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы необходимы для оказания помощи родителям, педагогам и администрации по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

5. Организационно-методическое направление.

Это направление деятельности педагога включает подготовку и участие в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах и др., оформление документации, самообразование.

Развитие личности ребенка, его способности, интересов – процесс непрерывный. Для того, что бы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху – его нужно знать и понимать. Познание каждого особенного ребёнка, его индивидуальности, потребности, творческого потенциала – пожалуй, одно из главных направлений деятельности психологической службы ОРДД, а его задачей является организация коррекционно-психологической помощи. Коррекционно-психологическая помощь – это деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также – деятельность, направленная на формирование у ребёнка нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В современных условиях наблюдается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность обучающихся, более мотивирован, носит во многом вариативный и коррекционный характер. Вопросы внедрения инновационных технологий в образовательной среде не обходят стороной и деятельность педагогов-психологов. В данном русле, в частности, в нашем Отделении ранеего и дошкольного детства активно внедряется широкий спектр здоровьесберегающих, коррекционно-развивающих и инновационных технологий :

Здоровьесберегающие технологии (технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз; дыхательная гимнастика; релаксация; физминутки и динамические паузы; дорожка здоровья; ароматерапия, применение сухого бассейна.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, беседы, этюды, игры разной степени подвижности; игротерапия; самомассаж и точечный массаж; сухой бассейн; рисование.

Коррекционно-развивающие технологии в работе педагога-психолога :

элементы сказкотерапии, арттерапии, песочная терапия, акватерапия,

технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом (хромотерапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, специальные коррекционные методы.

Музыкальная терапия

Применима в целях эффективности работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами с физическими, эмоциональнами, коммуникативными, когнитивными и социальными потребностями.

Активные формы музыкотерапии: ритмотерапия, вокалотерапия, хореотерапия, сказкотерапия, игровая психотерапия.

Пассивные формы музыкотерапии:

коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с ребенком, реактивная музыкотерапия (помощь в разрешении психологического конфликта, регулирующая музыкотерапия (снятие эмоционального и мышечного напряжения).

Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка.

Инструментальная музыкальная терапия направлена на формирование оптимистических настроении с помощью игры на музыкальных инструментах.

Кинезитерапия - дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Большое внимание придается коррекции коммуникативных, психологических функций. Кинезитерапия включает в себя: психогимнастику,, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию. Сюжетно-игровая кинезитерапия – вариант двигательной терапии, где все пражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа – игровая импровизация. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Рефлексотерапия — воздействие на активные точки ладоней и ступней массажными шариками: массаж Су-Джок (массажное воздействие на рецепторные точки воздействия шипованным шариком или спиралью, шары здоровья (акупунктурное лечебное воздействие деревянными шарами); гидрогелевый арт массаж, арт массаж кинетическим песком.

Психогимнастика (Алябьевой Е. А. и Чистяковой М. И.) - этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка с ОВЗ и ребёнка-инвалида (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Релакс-терапия. Релаксацией называется состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается либо во всем организме, либо в любой его системе. При регулярности занятий релаксационные упражнения; постепенно становятся привычкой и ассоциируются с приятными впечатлениями. Релакс-терапия применяется и в качестве расслабления и отдыха детей под негромкую музыку, подбирается классическая музыка, звуки природы. В работе отлично помогает зеркальное полотно и установленная выше роста ребёнка сенсорная лампа-шар, у ребёнка есть возможность отдохнуть в специальной зоне для релаксации, обрудованной удобным комфортным диванчиком-модулем, подушками, лампой-дельфином, картиной, лёгкой разноцветной нитяной шторой-«дождём», все вместе которые дают полное ощущение космичности происходящему, простор для воображения и необычный отдых. Для релаксации группой кабинет психолога оборудован мягким комнатным напольным покрытием, где можно отдыхать целой группой, а мысленные путешествия-релаксации дополняет в кабинете - большой подсвеченный аквариум с растениями и рыбками.

Педагогические технологии в работе психолога :

Рефлексивная технология (по Кашлеву С. С.) — модификация рефлексивного круга, отреагирование, обсуждение, подведение итогов в конце занятия.

Технология коллективного творческого дела (модифицированный элемент технологии И. П. Иванова) — коллажи, макеты, совместные работы.

Цветовые игротренинги по Нищевой Н. В и Погосовой Н. М.

ТРИЗ технология Т. С. Альтшуллера (нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»).

ИКТ технологии (в методической работе психолога, мини-презентации на занятиях, в коррекционно-развивающей работе — возможность включать в занятие разнообразные компьютерные игры, иллюстрированные развивающие программы (частично, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», «Игры для тигры», игры – раскраски и др)).

Элементы релаксационных методов по Джекобсону и Семенович А. А. - мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы) : дыхательные упражнения, упражнения на внимание, глазодвигательные упражнения, создание управляемых визуальных образов, расслабление мышц.

Личностно-ориентированные технологии (гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям ОРДД; технология сотрудничества реализует принцип демократизации, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам; а так же ритуалы приветствия и прощания).

Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть коррекционно-развивающего процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Телесно ориентированные технологии — глазодвигательные упражнения, кинезиологические упражнения, игровой самомассаж.

Краткое описание форм и методов работы с детьми, используемых педагогом-психологом в своей работе с детьми и родителями детей с ОВЗ:

Интерактивные методы работы с детьми с проблемами в развитии и их родителями, необходимые для психолого-педагогического соровождения : «мозговой штурм»; техники «Разбивания льда», разминочные упражнения («Ледоколы»).

Групповые игры и упражнения – большая группа психотехник, применяющихся в работе с группой родителей или детей с разными целями: с целью разогрева, энергетизации группы – создания доброжелательной и рабочей атмосферы в группе; с целью актуализации проблемы, над которой предстоит работа в группе; с целью отработки новых навыков поведения; с целью релаксации, снятия напряжения у участников в промежутках между рабочими этапами; ритуалы завершения рабочего дня, тренинга.

По форме игры и упражнения могут быть разнообразными: вербальные, использующие художественные средства: рисование, лепка, коллаж, куклы, маски, двигательные: танец, живая скульптура, подвижные игры, физические упражнения, ходьба.

Игры-энергетики – наиболее простые по форме и ограниченные по времени игровые разминки. Используются на этапе знакомства, для создания в начале дня или этапа рабочего и доброжелательного настроения, поддерживают атмосферу эмоциональной безопасности, свободного самовыражения, группового сплочения. Для «энергетизации» или, наоборот, для расслабления группы могут использоваться простые физические процедуры – ходьба, прыжки, касание соседей, например, рукопожатие или похлопывание по спине, контакт глазами, пение.

Игры-проблематизации – их основная цель: настроить участников эмоционально и интеллектуально на работу по данной теме. Актуализировать то, что они знают об обсуждающемся вопросе и что хотели бы узнать, если на тренинге предполагается информирующая работа. Либо – актуализировать чувства, воспоминания участников, их личный опыт, если предполагается работа с отношением участников к данной проблеме. Игры на отработку навыков – игры на отработку и опробование новых моделей поведения или отношения к ситуации применяются после того, как проблема выявлена, исследована и совместно ведущим, участником и группой определен путь ее решения. Наиболее оптимальная форма такой игры – ролевая игра.

Метод ролевой игры. В ролевых играх участникам предоставляется возможность: показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях; разработать и использовать новые стратегии поведения; отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы.

Интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные интервью – не регламентированные темой и формой беседы и стандартизированные интервью – по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами.

Общение – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений, порождаемая потребностями в совместной деятельности и включающая в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Метод беседы – один из методов педагогики и психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

Метод наблюдения – общенаучный метод исследования, который в педагогике и психологии предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей или же их отдельных психических функций, реакций. Наблюдение может быть сплошным или выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым; полевым и лабораторным.

Тренинг. Специфическими чертами тренинга как метода практической психологической работы являются следующие : соблюдение ряда принципов групповой работы; нацеленность на психологическую помощь участникам ситуации, исходящей не только от ведущего, но от самих членов группы; наличие более или менее постоянной группы, действующей в определенном временном интервале; определенная пространственная организация (круг); акцент на взаимоотношениях между членами группы (принцип «здесь и теперь»); применение активных методов групповой работы; выражение и рефлексия субъективных чувств и эмоций членов группы относительно происходящего и друг друга; атмосфера раскованности и свободы общения, климат психологической безопасности.

Тренинги-упражнения на выявление личностных особенностей и создание условий для раскрепощения, на развитие памяти, внимания, воображения, восприятия.

Таким образом, все "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами" — индивидуальны и неповторимы. Процесс становления детской личности сложен и противоречив. Личность ребенка «не только дана, но и задана», подчеркивал известный психолог и педагог В. В. Зеньковский. У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты, которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь корригироваться, а некоторые компенсироваться. Ранее психолого-педагогическое вмешательство, слаженная коррекционно-развивающая работа команды специалистов, позволяет в значительной степени нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта и скорректировать дальнейшее развитие ребёнка. Такое построение развития и воспитания с использованием конкретных современных психолого-педагогических технологий в педагогической практике не только намного облегчает труд педагога-психолога, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в работе.

Список литературы

Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду : Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2003. – 88 с. ;

Баенская Е. Р., Либлинг М. М. (сост.) Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. М: Полиграф сервис, 2001. — 156 стр.

Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.

Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии : Книга для педагогов / Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. М. : «Полиграфсервис», 2002. – 128

Копытин А. И. Основы арт – терапии. –СПб., 1999.

Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002.

Куражева Н. Ю. Вараева Е. К Психологические занятия с дошкольниками. «Цветик-семицветик». - Спб. : Речь, 2005. - 206 с.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000

Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. -Спб. ,2003.

Морозов С. А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования. М., 2014. 448 С.

Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000

Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. – СПб. : Речь, 2003. 152

Психогимнастические упражнения для дошкольников. Разминки, энергизаторы, активаторы / авт. -сост. М. А. Павлова. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2013. – 87 с.

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы / сост. Н. В. Нищева – СПб. : Детство Пресс, 2010 – 128с. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой М. : Просвещение, 2012 - 192с

Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. —2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160;

Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе.

М. 2003

Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.). «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.- 384 с.

Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб. : Валерии СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002.

Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М. : Теревинф, 2004. - 136 с.

Публикации по теме:

«Использование проектной технологии в работе с детьми и родителями» Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему (1слайд) «Использование проектной технологии в работе с детьми.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых.

Коррекционные технологии в работе с детьми дошкольного возраста. В работе с детьми дошкольного возраста различают несколько видов коррекционных технологий: 1. Артикуляционная гимнастика 2. Технологии музыкального.

Использование технологии «Тестопластика» в работе с детьми ОВЗ Существует множество современных технологий, которые используются в практической деятельности. Мир, в котором живет и воспитывается ребенок,.

Проектные технологии в работе с одаренными детьми Проектные технологии в работе с одаренными детьми Бурханова С. В., руководитель НОО «МАГ» МАОУ «СОШ № 29» В Национальной доктрине образования.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста На протяжении 3-го года жизни в организме ребенка происходят значительные изменения и в физическом, и в умственном развитии. Наиболее характерной.

Здоровьеформирующие технологии в работе с детьми дошкольного возраста Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373» Здоровьеформирующие.

Здоровьесберегающие технологии-обязательный элемент в работе с детьми с ОВЗ В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Одна из задач Федерального государственного.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического.

Дорожная карта по ведению ФГОС с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами Уважаемые коллеги, следующий год объявлен годом работы с детьми ОВЗ и детьми - инвалидами. В нашем дошкольном учреждении официально нет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
Опубликовано: 25 августа 2016 в 05:44
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД