Психолого-педагогические условия формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста

Евгения Коробченко
Психолого-педагогические условия формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические условия формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Важность певческой деятельности для детей определяется сензитивностью детского возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, а так жевлиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом. «В пении, - отмечает А. Катинене, - успешно формируется весь спектр музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма».

Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Правильно поставленное пени организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, рзвивает приятный тембр. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развиваякоординацию голоса и слуха, улучшает детскую речь». Добавим, что пение представляется для детей наиболее доступным способом исполнительской деятельности, поэтому они поют охотно и с удовольствием, что способствует искреннему выражению своих эмоций и переживаний.

В музыкальном образовании детей дошкольного возраста певческое воспитание является одним из сложных процессов, состоящем из множества слагаемых: физиология, психология, логопедии, музыкальной педагогики. Эта многокомпонентностьдиктуется совокупностью разных мехнизмов, обеспечиающих певческий процесс, с одной стороны, и собственно методику вокального воспитания, с другой. Поэтому для постановки правильной работы с детским голосом педагогу необходимы расширенные знания, как теории вокальной работы, так и ее практических приемов.

Во-первых, в процессе певческого воспитания задействуется один из важнейших механизмов – голос, поэтому знания в области строения голосового аппарата, деятельности дыхательной системы, органов слуха и артикуляции, а так же всех психофизиологических процессов, объединенных и подчиненных в своей деятельности ЦНС, должны составлять основу вокальной методики. При этом важно понимание индивидуальных особенностей развития ребенка и его голоса в возрастном аспекте. «Вокальный процесс у детей дошкольного возраста следует рассматривать как проявление деятельности психонервной и эндокринной систем, которые в каждом возрастном аспекте имеют свои характерные особенности»,- пишет В. Петров.

Во-вторых, работа над развитием певческих навыков должна вестисьв строгом соответствии со знаниями основ вокальной техники: вокальная установка, певческое дыхание, звукообразование, звуковыведение, артикуляция и дикция, чистота интонирования, ансамбль. «Собственно пение, - обобщает по данному поводу Г. Стулова,- является целостным процессом, состоящим из звуковедения и звуковосприятия, которые в свою очередь, являются результатом взаимодействия целого ряда факторов: певческого дыхания, звукообразования, резонирования, формирования гласных и согласных, эмоционального состояния певца, качества его музыкального и вокального слуха».

Знание физиологических и акустических основ образования и восприятия певческого звука соприкасается с еще одной проблемой. При обилии на сегодняшний день методических пособий по музыкальному воспитанию в детском саду педагог должен иметь навыки правильного выбора практического материала. Здесьравно важны и соответствующие диапазону и тесситуре детского голоса песни, и необходимые для постановки голосов вокальные упражнения. В выборе произведений важно так же учитывать медленный рост легких у детей, что непосредственно диктует продолжительность певческих фраз и, соответствующие голосовым возможностям детей, динамические условия.

Следующий фактор обусловлен необходимостью осознания большой ответственности педагога за сохранение детского голоса в процессе работы, ибо только правильное систематическое обучение пению является залогом здоровья голоса. Эта проблема сопряжена с необходимостью профессиональной подготовки музыкальных работников детских садов. Отсутствие сознательного следования, а во многих случаях и неумения владеть основами правильной работы с певческим голосом провоцирует неверные действия педагогов, приводящие к поре детских голосов. Анализируя проблемы вокального воспитания детей, К. Тарасова в качестве одной из них видит недостаточное владение педагогами «своим собственным певческим голосом, чтобы красиво и правильно показывать детям песни». И далее автор пишет: «Для того, чтобы научить детей петь, сформировать у них основные певческие навыки, педагог должен сам понимать базисные механизмы вокализации и обладать вокальным слухом».

Систематическая работа над развитием певческого голоса должна проходить в непосредственной параллели с воспитанием музыкального слуха. Важность сознательного обучения слуховых и певческих навыков в их взаимосвязи подчеркивается даже в медицине, так как процессом фониации управляет не только моторное, но и сенсорное слагаемое, то есть способность слухового контроля. Опосредованность данных слагаемых выражается в том, что недостаточное развитие музыкального слуха затрудняет управление вокальной моторикой, и несовершенство интонирования отрицательновлияет на восприятие звуковысотных отношений. Поэтому правильная работа над развитием вокальных навыков у детей должна в обязательном порядке включать упражнения, определяющие звуковысоное разлчение тонов. Анализируя значение совместного развитя вокальных и слуховых навыков, Е. Алмазов пишет: «Слух является главным регулятором и корректром певческого поведения гортани и всего голосового аппарата, ему, прежде всего, должно быть уделено внимание при воспитании голоса. Слух развивается не попутно и не одновременно с голосами, а его развитие и воспитание должны идти всегда впереди. Формула для музыканта: «вижу, слышу, играю» - с заменой последнего слова «пою» не теряет своего значения и для певца».

Процесс певческого воспитания дошкольников представляется таким образом многокомпонентной скоординированной системой музыкального образования, возможной к рассмотрению лишь в совокупности всех ее частей.

Публикации по теме:

Центр игровой поддержки ребенка в ДОУЦентр игровой поддержки ребенка в ДОУ ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА ЦИПР – это новая форма помощи семье, где ребенок в семье, но включается в единое образовательное.

Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (презентация) Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей, развивающее самые главные составляющие музыкальности – эмоциональную.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 июня 2013 в 14:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Спасибо сайту МAAM, за то что дружбу дарит нам!
Уважаемые гости моей страницы, дорогие друзья! Спешу поделиться радостью - ровно год как я зарегистрировалась на сайте МААМ. Теперь уже любимом и родном! С...
Сценарий выпускного 2017 год в группе «Василёк»
Выпускной в группе «Василёк» Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой выпускников. Раскрыть творческие возможности каждого ребенка....
Образовательная среда — Центр «Литература»
Исследования профессора Джона Стейна говорят о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития. Ученый уверен,...
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста «Осьминожки»
Тепло приветствую всех, кто ко мне заглянул! Как вы могли догадаться по снимку, сегодня речь вновь пойдёт об осьминогах. Расскажу, как мы рисовали...
Любимым маамовцам
Здравствуйте, дорогие мои маамовцы! Я спешу высказать вам, огромные слова благодарности - за ваши потрясающие комментарии и душевные слова. Каждый вечер,...