МААМ-картинки

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся 1 классов в рамках реализации ФГОС

Ирина Альфимова
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся 1 классов в рамках реализации ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

обучающихся 1 классов в рамках реализации ФГОС в МБОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы»

[/b]

Альфимова И. В., педагог-психолог высшей категории

МБОУ «Гимназии № 14 г. Йошкар-Олы»

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся 1 классов в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах

Реализация ФГОС второго поколения предполагает особое психолого-педагогическое сопровождение начального общего образования, которое включает в себя целый ряд мероприятий, таких как, стартовая диагностика и коррекционно-развивающие занятия.

Стартовая диагностика (первичная и повторная) рассчитана на четыре рабочих месяца (сентябрь – октябрь, апрель-май) и включает в себя комплекс диагностических методик. В ходе психолого-педагогической диагностики изучается: состояние пространственного, зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена. Исследуется развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; навыки конструктивного общения в процессе учебной деятельности; способность к саморегуляции.

В реализации диагностического исследования принимают участие как психологи и логопеды, так и классные руководители первых классов.

Весь процесс обследования (и первичного, и повторного) разделен на 4 основных этапа:

1) диагностика развития личностных универсальных учебных действий;

2) диагностика развития регулятивных универсальных учебных действий;

3) диагностика развития познавательных универсальных учебных действий;

4) диагностика развития коммуникативных универсальных учебных действий.

Процесс развития личностных УУД первоклассников изучается в результате обследования уровня развития школьной мотивации, сформированности учебно-познавательного интереса, способности школьников к дифференциации моральных и конвенциональных норм, развитие самооценки школьников, характера атрибуции успеха/неуспеха.

Процесс развития коммуникативных УУД первоклассников изучается в результате обследования способности детей к учету позиции собеседника, а также их способности к сотрудничеству в ходе учебной деятельности.

Развитие регулятивных УУД первоклассников изучается посредством обследования уровня сформированности целеполагания и самоконтроля, развития внимания и оценки.

Развитие познавательных УУД первоклассников изучался в результате обследования уровня развития памяти (зрительной и слуховой, мышления, восприятия, речевого развития обучающихся. Кроме этого, была проанализирована общая ориентация первоклассников в окружающем мире, способность школьников ориентироваться на образец и к знаково-символическому моделированию.

По результатам стартовой диагностики проводится качественный и количественный анализ полученных результатов. Проводятся консультативные мероприятия для родителей обучающихся и педагогов работающих в первых классах.

Коррекционно-развивающая работа по результатам диагностики проводится по нескольким направлениям:

1. адаптационные занятия

2. развитие эмоционально-личностной сферы

3. развитие познавательных процессов.

В период адаптации первоклассников к обучению в школе проводятся занятия по программе «Здравствуй, школа!» Н. В. Пилипко, где реализуются следующие задачи :

• выявить и развивать когнитивные умения и навыки, способствующие повышению уровня школьной готовности, формированию предпосылок некоторых компонентов учебной деятельности;

• развивать коммуникативные умения и навыки, позволяющие ребенку строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в новом коллективе;

• формировать отношение к себе как к ученику, принятие нового возрастного статуса.

Развитию эмоционально-личностной сферы помогает программа «Волшебная страна внутри нас»,Т. Зинкевич-Евстигнеевой. Цель программы – эмоциональное развитие детей, формирование положительной Я-концепции.

Задачами данной программы являются:

• через игровые методы коррекционной работы обучить конструктивным способам поведения в трудных ситуациях, приемам, позволяющим справиться с излишним волнением и тревогой;

• снятие страхов, невротических реакций, развитие воображения;

• сохранение психического здоровья детей и предупреждения эмоциональных расстройств.

Развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий способствует программа Алендеевой О. М. «Шаги к успешности».

В результате всего вышесказанного с уверенностью можно сделать следующий вывод: последовательное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса способствует успешной реализации учебной деятельности, развитию творческих способностей, саморазвитию и самосовершенствованию, сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся

Литература

1. Л. П. Кезина, академик РАО; А. А. Кузнецов, вице-президент РАО, академик РАО; А. М. Кондаков, член-корреспондент РАО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Окончательный вариант от 6 октября 2009 г.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ]; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. : ил. — ISBN 978-5-09-019148-7.

3. Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения (из опыта работы школ развивающего обучения) / Отв. Редактор О. Н. Держицкая – М. : Московский центр качества образования, 2012. – 272 с. – ISBN 978-5-9773-0085-8

Публикации по теме:

Педагоги и родители — социальные партнеры воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для.

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребёнка: из семьи ребёнок попадает.

Психолого — педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью Общеизвестно, что развитие аномального ребёнка, коррекция и компенсация нарушенных у него функций в значительной степени зависят от условий.

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребёнка: из семьи ребёнок попадает.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС в ДО В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, которые.

Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей дошкольного возрастаПсихолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей дошкольного возраста Согласно ФГОС ДОО, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушением интеллекта, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения. На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно — образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Слайд 2 В настоящее время определены Федеральные Государственные стандарты, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение семей в трудной жизненной ситуации» Неблагополучных семей нет – есть семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся 1 классов в рамках реализации ФГОС
Опубликовано: 23 октября 2017 в 16:39
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД