Папки-передвижки

Психолого-педагогическое сопровождение. Образовательная область «Физическая культура»

Ольга Владимирова
Психолого-педагогическое сопровождение. Образовательная область «Физическая культура»

Методическая разработка.

Психолого-педагогическое сопровождение соревнований.

Этапы сопровождения :

1. Подготовительный

2. Соревнование

3. Анализ соревнования.

1. Подготовительный.

Задачи работы педагога-психолога на подготовительном этапе:

Консультирование по вопросам психологической готовности детей к соревнованию.

Рекомендации:

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение, Образовательная область „Физическая культура“» размещена в разделах

Вносите детей в списки участников соревнований только тогда, когда они действительно готовы к ним. Прежде всего, важна мотивационная готовность — хотят ли они соревноваться. Также для того, чтобы быть конкурентоспособным, нужно обязательно иметь достаточно высокие показатели физических качеств.

Детям необходимо создать условия, при которых они будут получать удовольствие от процесса подготовки к соревнованиям и от участия в них. Обучить основам техники движения, достичь нужного уровня тактических знаний и навыков, формировать психологическую готовность к соревнованиям.

Во время тренировок (занятий физкультурой) важно обращать внимание на достижения ребенка, на то, что он уже умеет хорошо делать.

Основная задача подготовительного этапа — создание состояния психической готовности ребенка к выступлению в соревнованиях. Главной составляющей этой готовности являются установка на полную реализацию всех своих возможностей для достижения цели — победы или намеченного результата. Намеченная соревновательная цель должна быть реальной, пусть труднодостижимой, но такой, какую команда на данном конкретном этапе своей подготовленности может добиться.

Исходя из сказанного, следует считать, что психологическая подготовка к конкретному соревнованию должна включать:

• определение цели участия в соревновании

• создание установки на достижение этой цели

• формирование уверенности в высокой вероятности такого достижения.

сбор информации о предполагаемых условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для формирования состояния готовности к соревновательной борьбе); содержание и характер информации (воспитатель по физкультуре)

определение и формулировку соревновательной цели (в цели находят выражение объективно существующие возможности достигнуть определенного результата) – воспитатель по физкультуре совместно с педагогом – психологам.

формирование и актуализацию мотивов участия в соревновании (побуждения могут быть только личного значения; мотивы повышают интерес к соревнованию, способствуя созданию увлеченности процессом подготовки и самой соревновательной борьбой, стремлению достигнуть цели) - воспитатель по физкультуре совместно с педагогом – психологам.

формирование умения саморегулировать неблагоприятные внутренних состояний ;

сохранение и восстановление нервно-психической свежести (имеются в виду особенности поведения спортсмена за некоторое время до соревнований, когда необходимо правильно построить режим дня, уметь отвлекаться от мыслей о соревновании и т. п. — все эти мероприятия должны быть источником накопления нервно-психического потенциала).

Обучение детей навыкам саморегуляции. Основная задача – научить детей регулировать свое состояние до и во время соревнований.

1. Упражнения, балансирующие внутреннее эмоциональное состояние «Гимнастика мозга» :

• Мысль о «Х»;

• Перекрестный шаг;

• Кнопки баланса;

• Рокер;

• Кнопки Космоса;

• Энергетизатор

2. Упражнения направленные, на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения.

Дыхательная гимнастика. Релаксация.

2. Участие в соревнованиях.

воспитатель по физкультуре должен обладать внутренним спокойствием,

уметь наблюдать ситуацию, которая возникает на соревнованиях со стороны, эмоционально не вовлекаясь в происходящее;

уметь во время поддержать участников команды, удержать командный дух, заметить изменения в настроении и состоянии участников соревнований.

Практические рекомендации по ситуативному управлению состоянием и поведением участников команды в условиях соревнований.

Мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена издавна называют секундированием. Обычно этот термин используют в единоборствах. В современной практике метод секундирования спортсмена разрешается использовать в различных видах спорта.

Определяющим звеном для проведения сеанса секундирования обычно служит чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования является снижение психического напряжения.

Процесс секундирования включает в себя несколько этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Решается специальная задача — снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований.). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т. д.) или включением в процесс секундирования телесного контакта (последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины., кроме того, часто используются заранее подготовленные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры и т. п.).

ВТОРОЙ ЭТАП

После сеанса релаксации, если еще есть время, предлагается провести самостоятельный сеанс сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант, который позволяет:

— как можно больше отвлечься от всего окружающего;

— четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т. д. ;

— воспроизвести приятные чувства, которые ребенок испытывает обычно в той ситуации.

ТРЕТИЙ ЭТАП

В заключение команде или ее участнику делаются следующие внушения:

ты должен быть спокоен и уверен в себе, работать с полной отдачей сил, полностью реализовать все, что заложено в подготовительном периоде, не сомневаться, что находится в прекрасной спортивной форме;

ему следует напомнить о характере поведения при выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд, четкие уверенные движения, раскованность и т. д. ;

ему необходимо поднять боевой дух (он должен неудержимо стремиться к борьбе, к победе, к успеху);

3. Анализ соревнований.

Все участники процесса: педагог-психолог, воспитатель по физкультуре, дети.

учить детей анализировать события, которые произошли на соревнованиях;

учить детей делать вывод о полученных результатах;

учить детей видеть и плюсы и минусы своей работы;

поддержка ресурсных сторон команды и отдельных ее участников;

постановка новых целей на следующие соревнования

Публикации по теме:

Циклограмма работы педагога-психолога Циклограмма деятельности педагога-психолога Дни недели 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Понедельник • Наблюдение в младших.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение. Образовательная область «Физическая культура»
Опубликовано: 18 марта 2015 в 10:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД