Психотехнические игры для педагогов

МАРИНА КОЦЕРУБА
Психотехнические игры для педагогов

Психотехнические игры для педагогов

Подготовила:

Педагог - психолог

ГБДОУ № 34

Коцеруба М. В.

г. Севастополь

Психотехнические игры направлены на достижение двух целей:

- способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, снижению психоэмоционального напряжения, т. е. имеют сугубо психотерапевтические цели;

- направлены на развитие внутреннего потенциала педагога, расширение его профессионального самосознания.

Регулярное выполнение подобных упражнений поможет правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Для проведения психотехнических игр не требуется специального помещения и большого количества времени. Их можно выполнять в перерывах между уроками (занятиями, по дороге домой или на работу.

В любой профессии, изобилующей стрессо-генными факторами, - а именно к таким относится педагогическая деятельность, - важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. 2 – 5 минут, затраченные на выполнение упражнений, выполняют функцию «психологического душа», очищающего психику, способствующего быстрому и эффективному отдыху. Верные помощники в этом случае - игры – релаксации.

Упражнение «Внутренний луч»:

Направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности. Выполнятся индивидуально в удобной позе (сидя или стоя).

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т. д. тёплым, ровным. Расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабевают зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворённого собой и своей жизнью, профессией и учениками (воспитанниками).

Представление о тёплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения нужно получать удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным. Спокойным и стабильным! Я всё буду делать хорошо!»

Упражнение «Пресс»: Способствует нейтрализации отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Выполняется индивидуально. Рекомендуется практиковать перед работой в «трудном» коллективе, разговором с «трудными» детьми и родителями, перед любой психологически напряжённой ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе, сразу после того, как почувствовали психологическое напряжение. Не рекомендуется проводить это упражнение при сердечно-сосудистых заболеваниях.

Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею.

При выполнении упражнения важно добиться отчётливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию.

Упражнение «Дерево»: Направлено на формирование внутренней стабильности, баланса нервно-психических процессов, освобождению от травмирующей ситуации.

Представьте себя деревом (каким нравиться, к которым наиболее легко отождествить). Детально проиграйте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю.

Необходимо почувствовать как можно более реально питательные соки, которые получает дерево из земли через корни (земля – символ жизни, корни – стабильности, связи с реальностью).

Упражнение «Голова»: Помогает снять неприятные соматические ощущения.

Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на Вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы. а затем сбросьте руки вниз. как бы избавляясь от головной боли, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение «Руки»: Способствует снятию усталости, установлению психического равновесия, баланса.

Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, - вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчётливо физически ощущаете тёплую тяжесть, скользящую по Вашим рукам. Посидите так 1.5 – 2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по комнате

Адаптационные игры помогут молодому педагогу адаптироваться в школе, способствуют развитию саморегуляции.

Упражнение «Дыхание»: Выполняется перед началом урока, важного мероприятия в течение 5 – 10 минут. Устройтесь в кресле или на стуле, расслабьтесь и закройте глаза. По своей собственной команде постарайтесь отключить своё внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на собственном дыхании. При этом не нужно нарушать его естественный ритм.

Упражнение «Психоэнергетический зонтик»: Выполняется в первые минуты урока, при необходимости в течение всего урока. Формирует способность контролировать ситуацию в классе, группе.

Встать перед классом, желательно в центре комнаты, в процессе объяснения стараться представить. Что за счёт воли и сознания над детьми образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех. Цель педагога уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего урока.

Упражнение «Распределение внимания»: Развивает способность к распределению внимания. Выполняется в течение 15 – 20 минут в домашней обстановке.

Включите телевизор и раскройте незнакомую Вам книгу. Попробуйте одновременно читать и «краем глаза» смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через несколько минут вы почувствуете утомленность. Если утомление наступило уже через 4 – 5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что Вы читали и восстановить виденное на экране. С каждым разом вы будете эффективнее распределять своё внимание.

Если время не позволяет вам регулярно проводить психотехнические игры, воспользуйтесь методом вербального самовнушения. Произносите «про себя» или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой формулы. Их произношение не обязательно должно быть точно по тексту, можно проявлять индивидуальные вариации. Важно: чёткость формулировки, короткий текст из нескольких фраз, повторять формулу самовнушения несколько раз (до 7, непоколебимая вера в «магические свойства» слов, произносимых вами. Например: «Я человек смелый и уверенный в себе. Я всё смею, всё могу и ничего не боюсь». «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом моей жизни». «Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе». «Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию». «Я полон сил и энергии, я готов продолжать работу на уровне своих лучших возможностей, энергично, внимательно. С вдохновением. Я полон сил и энергии, у меня энергичные – здоровые - молодые нервы, у меня неутомимое молодое богатырское сердце». «Я верю в то, что смогу легко и быстро восстановиться после работы. Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым и энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всём теле».

Литература: Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. – М: Новая школа, 1995.

Публикации по теме:

Игры для раскрепощения для педагогов, родителей, детей Игры для родителей «Рецепт счастья». Участники объединяются за столами в группы по четыре человека и придумывают «рецепт счастья». Через.

Конспект деловой игры для педагогов «Образование вчера и сегодня» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Солнышко» г. Приволжска Конспект деловой игры для педагогов.

Конспект деловой игры для педагогов «Знатоки ФГОС ДО» Деловая игра для педагогов МКДОУ «Детский сад №18» «Знатоки ФГОС ДО» Цель: • Продолжать повышать профессиональную педагогическую компетенцию.

Консультация для педагогов «Театрализованные игры» Театрализованные игры -средство речевого развития ребенка - дошкольника. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом.

Консультация для педагогов «Зимние игры на свежем воздухе» Зима – волшебное время года, наступления которого с нетерпением ждут десятки тысяч малышей. Пожалуй, никакое другое время года не может.

Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребенка» «Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей.

Консультация для педагогов «Речевые игры с мячом» консультация для педагогов Речевые игры с мячом МБОУ «СОШ №6» дошкольные группы учитель-логопед О. Н. Свечникова г. Югорск.

Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры Воскобовича»Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры Воскобовича» Тема мастер-класса для педагогов: «Развивающие игры Воскобовича: коврограф «Ларчик», кораблик «Брызг-брызг», волшебная восьмёрка 1, двухсторонний.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

Сценарий интеллектуальной игры для педагогов «Русь моя, жизнь моя!» Форма проведения: интеллектуальная игра. Продолжительность: 1-1.5 часа. Цель: в игровой форме повысить профессиональную компетентность.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Психотехнические игры для педагогов
Опубликовано: 1 апреля 2016 в 08:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по познавательному развитию «День Земли» в средней группе.
Цель: Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле. Задача:...
9 мая — День Победы (фотоотчет)
8 мая в детском саду 135 города Тюмени прошла важная акция - «Бессмертный полк» - акция, призванная сохранить память о Великой Отечественной Войне, о каждом,...
Отчёт о проведении недели БЖД в младшей группе «Подсолнух»
С 18. 05. 2018г. по 23. 05. 2018г. в младшей группе «Подсолнух» проходила неделя БЖД, целью которой было: сформировать у детей навыки безопасного поведения в...
Вот так мы жили в учебном 2017–2018 году.
Для малышей раннего возраста год пребывание в ясельной группе – это целая маленькая жизнь. Деток ждет и адаптация к новым условиям жизни, и новый режим дня,...