Лучший педагог года

Психоэмоциональная дезадаптация

Бакшеева Татьяна Сергеевна
Психоэмоциональная дезадаптация

Дезадаптация - какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды.

В специальной литературе выделяют следующие виды дезадаптированности личности (Л. Л. Налчаджян) :

- временная дезадаптированностъ : нарушение баланса между личностью и средой;

Публикация «Психоэмоциональная дезадаптация» размещена в разделах

- устойчивая ситуативная дезадаптированностъ : отсутствие у личности механизмов адаптации, наличие желания, но неумение адаптироваться. Это чаще всего происходит с воспитанниками, находящимися в группе, но не принимаемыми ею;

- общая устойчивая дезадаптированностъ : состояние активизирующее патологические защитные механизмы. Следствием многократного применения защитных механизмов являются синдромы неврозов и психозов.

Возникновению дезадаптированности способствуют внутренние и внешние факторы, такие как отягощенная наследственность (обусловлена общей наследственно-конституциональной слабостью, типом высшей нервной деятельности либо особенностью вегетативного реагирования, личностные психологические особенности подростков; школа, семья, референтное окружение.

Что в поведении подростка должно насторожить взрослых?

• Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

• У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.

• Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

• Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

• Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

• Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

• Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

• Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).

• Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

• Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

Что делать взрослым, если они обнаружили опасность

• Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание воспитаннику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если воспитанник отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.

• Обратитесь к специалисту.

Что могут сделать взрослые, при психоэмоциональной дезадаптации

Выбор методов и форм при психоэмоциональной дезадаптации осуществляется на основе индивидуального подхода, учитывающего специфику школьного воспитания и воздействия социальной среды.

Сохраняйте контакт с воспитанником. Важно постоянно общаться с воспитанником, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от взрослых.

Для этого:

- расспрашивайте и говорите с воспитанником о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.

- проявляйте интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы.

- помните, что авторитарный стиль воспитания неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у воспитанника ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение

договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же воспитанник продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

• Говорите о перспективах в жизни и будущем. У воспитанников еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что подросток хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.

Говорите с воспитанников на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют воспитанников, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне, где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.

• Сделайте все, чтобы подросток понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить получать

удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся воспитаннику и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.

• Дайте понять подростку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.

• Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью. Воспитанникам очень важны любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.

• Вовремя обратитесь к специалисту.

Автор публикации:
Психоэмоциональная дезадаптация
Опубликовано: 7 февраля 2020 в 05:43
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД