МААМ-картинки

Развитие познавательного интереса воспитанников ДОУ в процессе исследовательской деятельности

Анна Старостина
Развитие познавательного интереса воспитанников ДОУ в процессе исследовательской деятельности

I. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Верхоянский детский сад №2»,

г. Верхоянска, Верхоянского района РС (Я)

Старостиной Анны Трофимовны

Тема инновационного педагогического опыта: «Развитие познавательного интереса воспитанников ДОУ в процессе исследовательской деятельности по программе лабораторных занятий «Почемучка»»

Публикация «Развитие познавательного интереса воспитанников ДОУ в процессе исследовательской деятельности» размещена в разделах

«Люди, научившиеся … наблюдениями и опытами, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел …»

К. Е. Тимирязев.

Это, прежде всего, означает, что у детей первых семи лет жизни наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому, педагогический процесс в детском саду в основном строится на наглядных и практических методах. И этот принцип особенно важен при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

А также среди многих идей, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса, определенное место занимает идея формирования познавательного интереса воспитанников. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекают к себе детей. Располагают его к совместной деятельности с воспитателем, активизируют его учение. Обучающая деятельность воспитателя, опираясь на опыт и интересы воспитанников, на их устремления и запросы, значительно способствует совершенствованию в процессе исследовательской деятельности.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый, исследовательский характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая, исследовательская деятельность детей дошкольного возраста совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, эстафету знаний, радость от удачи.

С 2009 года по 2015 год, наш детский сад был Республиканской экспериментальной площадкой по теме «Самореализации личности ребенка в условиях арктического детского сада-лаборатории». Для эффективного педагогического процесса в работе с детьми большое внимание уделяется проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, а также по изучению особенностей климата и природных условий нашего родного города Верхоянска – Полюса Холода. Создана насыщенная развивающая среда, лабораторный уголок и мини метеоплощадка для наблюдений за явлениями природы. Проложена экологическая тропа, партнерские отношения с Гидрометеорологической станцией, со школой, с МЧС.

Я работаю в детском саду №2 с 2014 года. И с 2014 года работаю над темой «Развитие познавательного интереса воспитанников ДОУ в процессе исследовательской деятельности по программе лабораторных занятий «Почемучка»».

Основная цель в моей работе с воспитанниками состоит

Развитие и укрепление у детей познавательного интереса.

Повышение интереса к исследовательской деятельности.

Формирование основ научного мировоззрения.

Задачи:

Развитие навыков проведения лабораторных работ.

Установление связи между живой и неживой природой.

Приобретение способностей самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

Установление необходимости условий для роста и развития живых существ.

Развитие социальных навыков, как умение работать в группе, договариваться и учитывать мнение товарища, отстаивать правоту.

Воспитание стремление к ЗОЖ.

Воспитание бережного отношения к природе.

Совместно с детьми веду такие виды деятельности как :

Диагностика исследовательских умений детей.

Измерение наружной температуры воздуха на площадке и фиксирование в дневнике наблюдений.

Наблюдение за явлениями природных изменений.

Во время экскурсии по гидрометеорологической станции наблюдение за трудом сотрудников ГМС.

Опты и эксперименты (кратковременные, длительные и системные).

Беседы с детьми о климате и природе родного района и города, о Полюсе Холода.

Ведение индивидуальных дневников наблюдений каждым ребенком.

Изготовление календаря – макета «Тымныы о5уьа».

Сбор гербария из природных материалов.

Создание тематических уголков.

За эти годы работы убеждаюсь, что познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов, таких как внимания, мышления, воображения, памяти, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

В лабораторию приходят дети со старшей разновозрастной группы, т. к. в этом возрасте дети уже более взрослые, но, тем не менее, в этом возрасте ярко появляется любопытство. Дети любознательные. Начинают задавать многочисленные вопросы естественнонаучного и экологического содержания. Поэтому в этом возрасте ребенку полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт.

Оборудования и материалы в лаборатории приобрели с помощью всего коллектива ДОУ, а также использую приобретенные мною лабораторные комплекты «Занимательные эксперименты по химии и физике», «Метеорологическая станция - Юный синоптик», «Интерактивные модели». Приобрела комплект портретов ученых с информацией об их научных трудах, с которыми знакомлю детей в каждом исследовании.

На базе РЭП была создана мини метеоплощадка. Это специально организованное место, где собраны оборудование для наблюдений за погодой, сезонными изменениями, суточными ритмами и т. д. опыты используются наряду с длительными наблюдениями в природе, в ходе которых дети могут обобщить некоторый объем знаний.

С 2009 года на базе нашего детского сада №2 проводится районная познавательная конференция дошкольников «То5ус тегул то5о?». Это стала показателем успехов формирования познавательной компетентности детей и результативности нашей опытно-экспериментальной работы. Участниками конференции являются дети старшей и подготовительной к школе групп МБДОУ района (Верхоянский детский сад №1, №2, Боронукский, Столбинский, Дулгалахский, Суордахский, Сартанский, Арылахский, Борулахский). Конференция проходит в виде стендовой защиты научно - исследовательских проектов детей своих представленных тем, а также проводится интеллектуальное игровое занятие «Оркон ой», театрализованное представление детей младших групп.

Конференция дошкольников ни чем не отличается от НПК «Шаг в будущее». Наши воспитанники при поступлении в школу дальше продолжают свои темы. Первые участники конференции «То5ус тогул то5о?» продолжают свои работы и участвуют ежегодно проводимой районной научно – познавательной конференции для начальных классов «Юный изыскатель», и тем самым дошли до республиканского уровня НПК «Шаг в будущее».

При этом использую ИКТ в рабочей деятельности. Оно позволило мне реализовать познавательный интерес к обучению, а также повысить темп занятий, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной.

Для меня компьютер на занятиях и в исследовательской деятельности - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие каждое занятие, разработать наглядные и мультимедийные картинки. ИКТ реализую с помощью программы подготовки компьютерных презентаций MS Power Point.

В результате данной работы по программе лабораторно – исследовательской работы «Почемучка» дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности воспитанников и заметен качественный рост личности ребенка.

За 2 года работы по этой теме повысился качество усвоения знаний, стали более творчески активными и уверенными в себе, самостоятельными.

Каждый человек желает добиться определенных результатов в своей деятельности. Я – не исключение. Результаты деятельности воспитателя – это успехи его воспитанников. На сегодняшний день результативность применения данной проблемы проявляется в:

участие детей в познавательной конференции дошкольников «То5ус тегул то5о?»;

участие детей в заочных конкурсах различного уровня.

Главное достоинство экспериментов, которые я провожу в своей мини лаборатории, заключается в том, что они дают детям реальные представление о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащения памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

За 2 года работы с детьми можно отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, на развитие у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности, на формирование основ научного мировоззрения.

Результаты моих работ:

- Максимова Виросалина – тема: «Мой кролик Мила» - лауреат 1 степени;

- Васильева Диана – тема: «Сахалыы оуордар»;

- Слепцова Александра – тема: «Мои улитки Ахатины» - лауреат 1 степени.

Также работаю над темой «Приобщение воспитанников к ЗОЖ посредством ГТО». Комплекс ГТО направлена на физическое развитие и укрепления здоровья человека.

Однако первую ступень ГТО принято было начинать с учащихся начальных классов. Я с этим не согласна. Возрождение этой системы, надо следовательно начинать именно с дошкольников. Не зря существует такое понятие, как «Движение – это жизнь». А дошкольный период – яркое тому подтверждение и фактически непреложная истина. Поэтому с физической точки зрения ГТО стоит прививать, именно, начиная с дошкольного возраста.

Физическое развитие ребенка – это, прежде всего двигательные навыки. Т. к. в два года ребенок уже должен координироваться в пространстве. Координация движений определяют развитием мелкой и большой моторики. С большой моторикой связаны движения ребенка, благодаря которым он может передвигаться в пространстве. Сюда относят ходьбу и бег. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Для развития координация движений сензитивным является старший дошкольный возраст. Именно в это время ребенку следует приступать к занятиям гимнастикой, легкой атлетикой, балетом, и т. д. Этот период – период самого активного развития ребенка, в двигательном, так и психическом развитии. Развитие движения рук напрямую связаны с развитием речи.

Моя задача не просто сформировать будущего здорового физически и психологически человека, а быть частью системы этого образования. ГТО вполне может справиться с этой задачей, мотивирую родителей, не садить ребенка за компьютер, в сотовом телефоне и планшетах.

Фактически двигательная активность детей и его развитие – это принцип естественного воспитания ребенка, и ГТО весьма органично вписывается в данный процесс, в качестве завершающего фактора. Подготовка и участие в сдаче норм ГТО позволит не только создать условия для укрепления здоровья детей, воспитание волевых качеств, развитие стремления к победе и уверенности в своих силах, но и ощутить дух Олимпиады. Во время соревнований дети получают не только радость от своих результатов, но и учатся переживать за товарищей, а также чувствуют себя маленькими участниками огромной команды спортсменов.

В результате данной работы мои воспитанники стали участвовать в районной спартакиаде дошкольников, которое ежегодно проводится в районе в п. Батагай. Где занимают призовые места в личном зачете.

Каждый год в 2 раза в год осенью и весной принимаю зачет по нормативам ГТО, а также физкультурного комплекса «Кэнчээри» и в конце учебного года награждаю похвальными грамотами за участие и за достижения высоких результатов.

Результаты моих работ:

Результаты ГТО в конце учебного года 2015 май

Фамилия, имя

ребенка Обязательные испытания (тесты) Испытания по выбору

Челночный бег

3*10 м (с) / или бег на 30 м (с) Смешанное

Передвижение (1км) Или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во раз) Или смешанное передвижение на 1,5 км результат

1. Мельникова Арина (2009) 8,5 + 3 Пальцами 84 см 0 +

2. Старостина Раиса(2009) 7,2 + 8 Пальцами 107 см 1 +

3. Максимова Виросалина (2009) 10,6 + 2 Пальцами 77 см 0 +

4. Горохов Афанасий (2009) 9,0 + 4 Пальцами 97 см 0 +

5. Перфильев Александр (2008) 6,8 + 9 Ладонями 125 см 2 + Бронза

6. Старостин Эрэл (2008) 7,8 + 7 Ладонями 124 см 0 +

7. Рожин Андриян (2008) 7,2 + 3 Пальцами 140 см 1 +

8. Константинова Елена (2008) 7,0 + 9 Ладонями 131 см 3 + Серебро

9. Горохов Христофор (2008) 7,3 + 2 Ладонями 108 см 0 +

10 Салмина Анастасия (2008) 7,6 + 5 Пальцами 110 см 0 +

11. Туралысов Игорь (2008) 8,7 + 6 Пальцами 75 см 0 +

12. Горохов Игорь (2008) 11,8 + 3 Пальцами 85 см 0 +

13. Другина Иванна (2009) 8,7 + 3 Ладонями 85 см 1 +

Результаты ГТО в начале учебного года 2015 сентябрь

Фамилия, имя

ребенка Обязательные испытания (тесты) Испытания по выбору

Челночный бег

3*10 м (с) / или бег на 30 м (с) Смешанное

Передвижение (1км) Или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во раз) Или смешанное передвижение на 1,5 км результат

1. Попов Валерий (2009) 10,7 + 9 Ладонями 116 см 2 + Серебро

2. Слепцова Мария (2009) 10,1 + 11 Пальцами 110 см 1 + Серебро

3. Салмин Данил (2009) 10,4 + 4 Пальцами 108 См 0 +

4. Старостина Раиса (2009) 9,6 + 11 ладонями 124 см 4 + Золото

5. Максимова Виросалина (2009) 10,4 + 3 Пальцами 77 см 0 +

6. Горохов Афанасий (2009) 9,8 + 10 Пальцами 115 см 2 + Серебро

7. Горохов Игорь (2008) 11,8 + 3 Пальцами 85 см 0 +

8. Туралысов Игорь (2008) 12,4 + 2 Пальцами 75 см 0 + Серебро

9. Мельникова Арина(2008) 10,9 + 2 Пальцами 84 см 0 +

10 Другина Иванна (2008) 11,9 + 3 Пальцами 96 см 0 +

11. Стадник Вова(2009) 10,1 + 7 Ладонями 115 см 2 + бронза

12. Горохов Игорь (2008) 11,8 + 3 Пальцами 85 см 0 +

13. Другина Иванна (2009) 8,7 + 3 Ладонями 85 см 1 +

Результаты ГТО в конце учебного года 2016 май

Фамилия, имя

ребенка Обязательные испытания (тесты) Испытания по выбору

Челночный бег

3*10 м (с) / или бег на 30 м (с) Смешанное

Передвижение (1км) Или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во раз) Или смешанное передвижение на 1,5 км результат

1 Стадник Владимир (2009) 12,5 + 8 Ладонями 120 см 2 +

2 Васильева Диана (2009) 11,0 + 18 Пальцами 81 см 0 +

3 Слепцова Вероника(2009) 11,2 + 5 Пальцами 90 См 0 +

4 Слепцов Адриан (2009) 10,2 + 12 ладонями 115 см 3 + Серебро

5 Слепцова Мария (2009) 11,1 + 2 Пальцами 99 см 0 +

6 Попов Валера (2009) 10,1 + 13 Ладонями 130 см 2 + Серебро

7 Салмин Данил (2009) 10,7 + 3 Пальцами 127 см 0 +

8 Старостина Раиса (2009) 10,5 + 19 Ладонями 138 см 0 + Серебро

9 Максимова Виросалина (2009) 12,9 + 3 Ладонями 85 см 0 +

10 Горохов Афанасий(2009) 10,0 + 4 Пальцами 99 см 0 +

11 Туралысов Игорь(2009) 12,4 + 5 Ладонями 85 см 1 +

12 Мельникова Арина (2008) 11,2 + 2 Пальцами 111 см 0 +

13 Другина Иванна(2009) 12,5 + 10 Пальцами 78см 0 +

14 Горохов Игорь (2009) 12,2 + 4 Пальцами 80 см 0 +

15 Потапов Роман (2009) 9,1 + 19 Ладонями 142 см 4 + Золото

Результаты ГТО в начале учебного года 2016 сентябрь

Фамилия, имя

ребенка Обязательные испытания (тесты) Испытания по выбору

Челночный бег

3*10 м (с) / или бег на 30 м (с) Смешанное

Передвижение (1км) Или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во раз) Или смешанное передвижение на 1,5 км результат

1. Иванова Алена 10,9 + 2 Пальцами 86 см 0 +

2. Слепцова Вероника 7,1 + 7 Ладонями 115 см 3

+ Серебро

3. Федорова Олеся 7,0 + 7 Пальцами 114 см 0 +

4. Стадник Владимир 6,8 + 7 Пальцами 117 см 2 + Бронза

Результаты ГТО в конце учебного года 2017 май

Фамилия, имя

ребенка Обязательные испытания (тесты) Испытания по выбору

Челночный бег

3*10 м (с) / или бег на 30 м (с) Смешанное

Передвижение (1км) Или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во раз) Или смешанное передвижение на 1,5 км результат

1. Иванова Алена (2011) 10,6 + 3 Пальцами 86 см 0 +

2. Слепцова Вероника 10,2 + 9 Ладонями 115 см 2

+ серебро

3. Федорова Олеся (2010) 9,74 + 9 Ладонями 114 см 0 + серебро

4. Стадник Владимир (2009) 9,8 + 10 Пальцами 117 см 1 + Серебро

5. Другина Елизавета 11,3 + 4 Пальцами 68 см 0 +

Сдача нормативов ГТО (6-7 лет) с 2015-2016 гг.

Участие в районной спартакиаде, посвященной Олонхо:

Потапов Роман – 1 место по прыжкам высоту;

Слепцов Адриан – 3 место по метанию на дальность.

Табалаах нэилиэгин р тунах ыыаар:

Потапов Рома – мас тардыыыга – 1 миэстэ;

Потапов Рома – хапсаайдаан тустууга – 3 миэстэ;

Потапов Рома – 50 м сргэ – 1 миэстэ.

Тем самым ФГОС и ГТО тесно взаимосвязаны друг с другом через дошкольников и дошкольное образование в целом. Дошкольное образование должно стать фундаментом, на котором детей приобщаем к ЗОЖ и спорту. Свои первые значки ГТО дети должны получить именно в ДОУ. Дети – подражатели, потому что если один ребенок получит значок, то остальные тоже захотят его получить.

Публикации по теме:

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельностиФормирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Китайская пословица Одним из эффективных методов познания.

Фотоотчёт о семинаре «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»Фотоотчёт о семинаре «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» В рамках реализации Международной программы "Эко-школа/Зелёный флаг" в детском саду прошёл теоретико-практический семинар "Развитие познавательного.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Тема : «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Цель: создать оптимальные условия.

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментированияРазвитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования Презентация[/b] Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования. [/b] Подготовительная группа. [/b].

Проектная деятельность, как способ развития познавательного интереса и самостоятельной исследовательской деятельности в ДОУПроектная деятельность, как способ развития познавательного интереса и самостоятельной исследовательской деятельности в ДОУ Модернизация образовательного процесса подняла планку профессиональных требований к педагогам, чтобы соответствовать современным требованиям.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Познавательный.

Использование мультфильмов в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста в образовательном процессе Статья из сборника материалов III Международной тнаучно — практической конференции (Абакан, 20 ноября 2015 г) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ.

«Веселое путешествие за чудесами». Развитие детей в процессе исследовательской деятельности Веселое путешествие за чудесами. «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса воспитанников ДОУ в процессе исследовательской деятельности
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 15:23
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД