Лучший педагог года

Публичное представление собственного педагогического опыта «Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей ДОУ»

Татьяна Гадеева
Публичное представление собственного педагогического опыта «Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей ДОУ»

Своевременная диагностика нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста позволяет оказывать необходимую коррекционно-развивающую помощь на основе использования специальных занятий, упражнений и игр.

Уровень нервно-психического развития детей, поступающих в детский сад, в большинстве случаев (до 86%) не соответствует возрастной норме. Анализ анамнестических и медицинских данных показывает, что эти отклонения в развитии обусловлены не только органическими поражениями ЦНС детей, но и социально-педагогическими факторами.

Публикация «Публичное представление собственного педагогического опыта „Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей ДОУ“» размещена в разделах

Наибольшие трудности у дошкольников наблюдаются в развитии тех функций, которые формируются в данный сензитивный период. Это прежде всего активная речь и сенсомоторное развитие, поскольку в данный возрастной период именно эти функции наиболее чувствительны к влиянию как биологических, так и социальных неблагоприятных факторов.

В качестве социальных причин, вызывающих отклонения в развитии данных функций, наиболее часто выявляется неблагоприятное речевое воспитание ребенка при необоснованно завышенных речевых требованиях (в 2 года ребенка с задержкой речевого развития старательно обучают грамоте) либо заниженных (в семье культивируется «лепетное» детское произношение, при котором не учитываются речевые возможности малыша). Довольно часто отмечается недостаточность стимуляции потребности в речевом общении при его низкой активности. Так, при раннем просмотре телевизора, который не требует обратной речевой реакции, коммуникация ребенка ограничивается использованием жестов и мимики, тем самым задерживая речевое развитие.

По данным анализа результатов психолого-педагогического обследования детей, поступающих в ДОУ, нарушения речевого развития наблюдаются у 90% дошкольников, относящихся к «группе риска» по возникновению тяжелых речевых нарушений : снижение качества и разборчивости речи в виде нечеткого, недифференцированного произношения как гласных, так и согласных звуков. У 86% дошкольников грубо нарушено звукопроизношение (17 – 20 несформированных звуков).

Характер нарушений произносительной стороны речи свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах онтогенеза : часто отмечаются дефекты произношения звуков раннего онтогенеза ([г], [х], [т], [д], нарушения йотации, озвончения, смягчение согласных, межзубные и боковые сигматизмы, смешение звуков как по месту и способу артикуляции, так и по акустическим характеристикам, что свидетельствует о недоразвитии фонетического и фонематического слуха.

Нарушения произносительной стороны речи затрагивают и процессы ее ритмико-мелодического оформления: дети плохо воспринимают ритмический размер и рифмы стихотворной формы речи, часто допуская передачу текста стихотворения своими словами. Несформированной оказывается и интонационная сторона речи: дети не могут воспроизвести восклицательную интонацию, заменяя ее повышением силы голоса, затрудняются составить вопросительное предложение без вопросительного слова. Данные произносительные затруднения в значительной степени тормозят овладение детьми лексико-грамматическими компонентами языка.

Преодоление симптомов речевого недоразвития – важная задача воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. По мнению У. В. Ульенковой (2007, здесь большое значение имеют возраст, состояние здоровья, специфика микросоциальной среды, характер задержавшейся в развитии функции, ее сочетание с другими психологическими особенностями ребенка и своевременность организации коррекционно-педагогической работы. В связи с этим необходимы раннее выявление отклонений в развитии (с момента поступления в ДОУ) и организация своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Для полноценного когнитивного, речевого и личностного развития каждого ребенка к приоритетным направлениям коррекционно-развивающего воздействия следует отнести развитие моторики, формирование восприятия, внимания, памяти различной модальности, наглядно-действенной и наглядно-образной формы мышления, познавательной и творческой активности, игровой деятельности. Правильно и своевременно выбранная стратегия педагогического воздействия позволит в полной мере реализовать возможности каждого воспитанника, приведет в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.

На начальных этапах создания в ДОУ воспитательной коррекционно-развивающей речевой среды, которая поспособствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а при необходимости – их своевременному преодолению, должны решаться несколько задач.

Первая из них – диагностическая – состоит в определении уровня нервно-психического развития, динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей с целью раннего выявления неблагоприятных тенденций, задержек и недостатков в речевом развитии.

Вторая задача – профилактическая – ориентирована на стимуляцию речевого развития в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза.

Третья – коррекционная – направлена на своевременное преодоление имеющихся недостатков в речевом развитии.

Принципиально важным при решении названных задач – естественное и органическое встраивание в контексте проводимой в ДОУ воспитательно-образовательной работы. Ведь диагностическая, профилактическая и коррекционная составляющие интегрируют в себе формы и средства всей педагогической работы по развитию речи дошкольников, а также элементы сугубо логопедического воздействия. Полноценная практическая реализация комплексного подхода к коррекционно-развивающему и профилактическому воздействию опирается на конструктивное сотрудничество с семьями воспитанников, которые расцениваются как активные и полноправные партнеры.

Рекомендуется следующая система работы в ДОУ по раннему выявлению и профилактике речевых нарушений.

Координация диагностической деятельности воспитателей и специалистов ДОУ возможна на основе создания и активной работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). За период адаптации (1,5 – 2 мес.) педагоги, медицинские работники, логопед наблюдают и диагностически обследуют детей, изучают особенности семейных взаимоотношений, условия семейного воспитания. Полученные данные фиксируют в индивидуальных картах нервно-психического развития, отражают в психолого-педагогических характеристиках, предоставляемых председателю ПМПк.

В ДОУ каждые три месяца проводятся консилиумы, где можно обсуждать результаты диагностики и динамических наблюдений, выстраивать индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и образовательных потребностей.

Перечислю основные направления коррекционно-развивающей работы.

1. Комплексное исследование знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи посредством нейропсихологического изучения и наблюдения за динамикой психического развития.

2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации к различным видам продуктивной деятельности.

3. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально- типологических возможностей детей по следующим направлениям:

— создание физиологического базиса для развития высших психических функций (обеспечение полноценного физического развития, оздоровление и закаливание организма; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, коррекция недостатков двигательной сферы посредством ритмических упражнений;

— формирование межанализаторного взаимодействия посредством системы специальных кинезиологических игр и упражнений).

— развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений; мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядных форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);

— умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах продуктивной деятельности;

— творческих способностей.

4. Формирование различных направлений деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:

— развитие предметно-практической деятельности;

— целенаправленное формирование игровой деятельности;

предпосылок овладения учебной деятельностью: умений контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий.

5. Развитие эмоционально-волевой и поведенческой сфер:

— развитие способности воспринимать и выражать эмоциональные состояния при помощи действий и речевых высказываний;

— формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

предупреждение и устранение аффективных, негативистских, аутистических проявлений, отклонений в поведении.

6. Преодоление нарушений речевого развития :

— целенаправленное формирование функций речи (коммуникативной, познавательной, регулирующей);

— стимуляция речевой активности и поэтапное формирование полноценной речевой деятельности;

— развитие структурных компонентов речевой системы в соответствии с возрастными нормами.

7. Формирование коммуникативных способностей:

— механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников;

— обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками посредством моделирования ситуаций речевого общения. Практическая реализация данных направлений осуществляется на групповых, под- групповых и индивидуальных занятиях. Для детей от 2 до 4 лет, имеющих отставания в нервно-психическом и речевом развитии, предлагаются следующие виды индивидуальных коррекционно-развивающих занятий:

• с педагогом – для детей, имеющих проблемы в развитии когнитивной сферы;

педагогом и логопедом – имеющих отставания в когнитивной и речевой сферах;

• психологом – с нарушениями эмоционально-волевой сферы и трудностями внутрисемейных взаимоотношений (формирование межличностного взаимодействия в системе «мама – ребенок» или «ребенок – ребенок»);

• музыкальным руководителем – с двигательными и эмоционально-поведенческими нарушениями.

По итогам каждого коррекционно-развивающего периода (3 мес.) проводить заседание ПМПк, где педагоги, работающие с ребенком, представляют психолого-педагогическую характеристику, отражающую динамику его развития. При низкой динамике на заседание консилиума приглашать родителей дошкольника (или лица, их заменяющие, совместно с которыми намечать корректировку его индивидуального образовательного маршрута, уточнять задачи, методические условия, формы и приемы коррекционно-развивающей работы, указывать сроки ее реализации и планируемые результаты.

Такое сотрудничество – основа планирования совместной диагностико-профилактической и коррекционно-речевой работы, направленной на обеспечение всесторонней и наиболее полной специальной психолого-педагогической помощи детям с первых дней их пребывания в ДОУ.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Современные методы оздоровления в качестве преодоления речевых нарушений» В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи и психомоторных функций. Речевое развитие ребенка тесно связано.

Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста» Как развивается речь детей от 2-х до 3-х лет в норме? Что является отклонением от нормы и как родители могут приблизить речь своего ребенка.

Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников» Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников. Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития.

Представление педагогического опыта «Театрализованная деятельность в развитии речи детей раннего возраста» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Актуальность работы заключается в том, что в ДОО театрализованная деятельность является.

Представление педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Представление педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Представление педагогического.

Представление педагогического опыта воспитателя «LEGO — конструирование как средство всестороннего развития детей» Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Гуревичевой М. А. «LEGO».

Представление педагогического опыта «Воспитание экологической культуры детей 6–7 лет в процессе природоведческих экскурсий» «Воспитание экологической культуры детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий». 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Роль воспитателя В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.

Профилактика речевых нарушений воспитателями В результате теоретического анализа литературы можно определить основные направления работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Ф. И. О. : Борисова Ульяна Геннадьевна Год рождения: 2 июля 1968 г. Образование: - 1994 г. Высшее, «Якутский государственный университет им.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Публичное представление собственного педагогического опыта «Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей ДОУ»
Опубликовано: 21 мая 2019 в 20:56
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД