Папки-передвижки

Публикация

Лукьянчикова Любовь Вячеславовна
Публикация

Публикация

«Использование дидактических игр и игровых ситуаций в развитии активной речи у детей с ЗПР в условиях Центра содействия семейному воспитанию»

Лукьянчикова Любовь Вячеславовна

Логопед I-й катигории ГКУ ЦССВ «Центральный»

В последние годы внимание многих ученых, как отечественных, так и зарубежных, привлечено к проблеме коррекции задержки психического развития ребенка (ЗПР). Как показали исследования Л. С. Выготского, А. А. Катаевой, В. И. Лубовского, именно период дошкольного детства является наиболее продуктивным для развития компенсаторных механизмов у детей с различными аномалиями. Авторы связывают эти процессы с теми сензитивными периодами, которые проходит ребенок-дошкольник на начальных этапах своего развития.

Публикация «Публикация» размещена в разделах

К нам в Центр поступают дети от рождения до 4-х лет, оставшихся без родительской опеки. Причины поступления детей совершенно разные это: нежелательная беременность, заболевание ребенка, заболевания родителей, уклонение от родительских обязанностей, родительская не компетентность, асоциальное поведение, низкий социальный уровень, жестокое обращение. В основном поступают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); с нарушениями речи; с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); с задержкой психического развития (ЗПР); с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); с нарушениями эмоционально-волевой сферы; дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Основная задача нашего центра — обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей, оптимальное состояние здоровья, подготовить их к жизни в семье, облегчить им социальную адаптацию.

Одним из видов деятельности центра является дошкольное образование с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обеспечение реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации.

При организации педагогической работы идет упор на закономерности нервно-психического развития детей раннего возраста, учитываются его особенности:

• быстрый темп и неравномерность;

• низкую сопротивляемость организма детей, особенно их нервной системы;

• тесную взаимосвязь и взаимозависимость физического развития, здоровья и поведения;

• наличие у детей большой потребности в исследовательской, ориентировочной деятельности, новых впечатлениях, двигательной активности, в положительных эмоциях, в общении со взрослыми.

Одна из наиболее распространенных форм психических нарушений это задержка психического развития. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева и др.). Проанализировав психологические исследования, мы можем наблюдать у детей с ЗПР следующие особенности:

• внимание неустойчивое, неравномерная работоспособность, ребенка трудно собрать, сконцентрировать внимание и удержать на протяжении той или иной деятельности, недостаточная целенаправленность деятельности, они импульсивны, часто отвлекаются, с трудом переключаются с одного задания на другое;

• многие из детей испытывают трудности в восприятии (зрительного, слухового, тактильного); дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности; часто испытывают затруднения в практическом различении свойств предметов и их сенсорный опыт долгое время не закрепляется и не обобщается вербально; особые трудности испытывают при овладении представлениями о величине; затруднен процесс анализирующего восприятия: не умеют выделить основные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали, что не позволяет сформировать целостный образ предмета и это находит отражение в изобразительной деятельности;

• у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания; характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации; произвольность запоминания практически отсутствует;

• отставание отмечается на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов - представлений; детям сложно создать целое из частей и выделить части из целого, трудности в пространственном оперировании образами; не формируется уровень словесно-логического мышления: не выделяют существенные признаки при обобщении, обобщают по ситуативным или функциональным признакам; трудности при сравнении;

• нарушения речи преимущественно системного характера; детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития; отмечаются трудности в понимании инструкции, содержании сказок, стихов; ограничен словарный запас, затруднено словообразование.

Таким образом, в силу разнообразия и множественности нарушений коррекционная работа с детьми с ЗПР требует привлечения разнообразных технологий, методов и приемов.

Но, как известно, основной формой воздействия на ребенка в специализированных дошкольных учреждениях являются организованные занятия, игры, в которых ведущая роль принадлежит взрослым.

При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей и о их отклонениях в развитии, которые характерны для детей с задержкой психического и речевого развития.

Известно, что в развитии детей существуют сензитивные периоды, в которые они оказываются наиболее чувствительными к определённым влиянием окружающей среды. Для развития речи таким сензитивным периодом является возраст от 1,5 до 3 лет. В этот наиболее благоприятный момент у ребёнка закладываются основы речевого поведения, формируется чувство языка.

«Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития»

Л. С. Выготский.

Вот почему важно своевременно обратить внимание на отставание и начать коррекционную работу по его преодолению.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития. А вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития средствами дидактических игр позволяет предупредить появление дальнейших отклонений, скорригировать уже имеющиеся нарушения и достичь максимально возможного для ребенка уровня развития и социальной интеграции.

Дидактическая игра – это средство обучения и форма обучающего воздействия взрослого на ребенка, поэтому она используется нами в работе по развитию речи детей.

Дидактические игры способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря, развитию фразовой речи, формированию грамматических связей в предложении, развитие диалогической речи.

- социально-нравственному развитию ребенка: в игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и сопереживать.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Проведение дидактических игр включает:

1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2. Объяснение хода и четкое выполнение правил игры.

3. Показ игровых действий.

4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).

5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею.

Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Виды дидактических игр:

1. Игры с предметами (игрушками).

2. Настольные игры.

3. Словесные игры.

Дидактические игры в педагогическом процессе играют двуединую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых,- самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний.

В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой, в подобных играх, используют природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть.

Настольные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «Лото», «Домино», «Парные картинки». С помощью настольных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

У детей с ЗПР речь сама по себе полноценно формироваться не может. Для нормального речевого развития необходимо уделить большое внимание сенсорному воспитанию ребенка, которое мы формируем через систему дидактических игр.

Так в игре «Катится-не катится» учим ориентироваться на форму предмета. С поставленной задачей ребенок справится в том случае, если научится различать куб и шар, учитывая свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача, выполняя которую, ребенок достигает поставленной цели.

Предлагая, игру с вкладышами («Построй башенку», «Собери стаканчики», развиваем навык действия с предметами в определенной последовательности и учим ориентироваться на величину предметов. Вводим понятия «большой – маленький».

В играх «Подбери по цвету», «Найди такой же» даем ориентировку в цвете, обучая подбирать предмет по образцу (сличение, и по слову взрослого (выбор).

Следовательно, усвоение программного содержания ставится условием достижения игровой цели.

На начальных этапах главной задачей в коррекционной работе с детьми мы считаем формирование эмоциональности и развитие подражательных возможностей ребенка. Дети с удовольствием играют в такие игры, как «Ладушки», «Кто у нас хороший?», «Ку –ку» и т. д. Ярко проявляют подражательные действия в играх «Вот так ручки хороши», «Самолетик – самолет», «Дудочка».

При встречи с ребенком мы всегда приветливо улыбаться, говорим с ним ласковым голосом, поглаживаем его, берем за руку и т. д.

Затем, для продолжения взаимодействие с ребенком, стараемся создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием.

Дидактические ситуации, когда детям необходимо вступить в общение, в начале очень простые не речевые, а на основе совместных действий, жестов.

Например, в игре с мячом берем и катим мяч по ковру. Затем предлагаем малышу догнать и принести мяч: «Догони мяч», «Дай мне» - ребенок выполняет предложенные действия. Педагог хвалит: «Молодец».

В игре «Зайка, зайка, что с тобой» отрабатываем умение детей назвать друг друга по имени или показывать названного. Дети встают в круг. Выбирается «зайка», он «спит».

Взрослый поет песенку:

Зайка – зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной,

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать,

Зайка, зайка попляши,

И другого отыщи.

Дети хлопают в ладоши. Зайка «просыпается» и выбирает другого зайку, вызывая его по имени (показывая на какого-либо ребенка).

Вызывая потребности в деловом общении, мы учим детей использовать простейшие слова: «дай», «на», «это», «возьми» и т. д. а также различные бытовые жесты. Здесь можно предложить различные игрушки: куклу, коляску, плиту, кастрюлю. Предлагаем поиграть с понравившейся игрушкой: «Давай поиграем». «Вот кукла. Это Катя. Возьми Катю». Ребенок берет куклу. Посади Катю в машину (предлагаем выбрать машину и посадить в нее куклу). Покатай Катю. Спрашиваем ребенка: «Кого ты катаешь?», «Где сидит Катя?», «Что она делает?», «Что ты делаешь?».

Аналогично работаем с другими игрушками:

«Вот плита. А это кастрюля (показываем детям предметы). Давай сварим кашу. Поставь кастрюлю на плиту (выполняем действие на глазах у ребенка, затем предлагаем ему выполнить самостоятельно). «Вот так, молодец.»

«Сварилась наша каша. Будем Катю кормить. Где тарелка?» (берем тарелку, ставим перед куклой). «Где ложка?» (предлагаем ребенку взять ложку и положить рядом с тарелкой). «Садись, Катя на стул». Далее логопед задает вопросы с учетом уровня понимания речи ребенка: «Куда посадили Катю? Где она сидит? Чем будем кормить? Из чего ест кукла?» и т. д. В зависимости от речевого развития ребенок может в ответе использовать жест, слово в роли предложения, фразу.

Обязательным условием при обучении детей игре является сопровождение рассказом о содержании действий: «Это кукла Нина (показываем куклу)». «Нина хочет спать. Куда положим Нину? (показываем кровать указательным жестом)» - «На кровать».

Следует учитывать и то, что у детей с ЗПР снижено понимание обращенной речи, здесь необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого, просить его называть или показывать игрушки и действия, о которых идет речь в игре. Играя с игрушкой и одновременно слушая специалиста, ребенок быстрее и лучше запоминает ее название и обозначение действий.

«Я качаю Нину (показываем действие)». «Катя качает Нину. Юля качает Нину» (предлагаем детям выполнить действие).

Еще раз скажем о том, что дидактические игры занимают особое место – они имеют большое познавательное значение, развивают внимание, память и речь.

Вначале первого года обучения целесообразно проводить дидактические игры на различение (а затем и называние) цвета, формы и величины предметов, на различение неречевых звуков.

К нам в учреждение поступают дети, у которых этих понятий нет даже на уровне сличения, уровень подражания крайне низкий. В ходе дидактических игр мы стараемся развивать речевую активность, поощрять детей.

Дидактические игры проводим со всей группой, с подгруппой и индивидуально.

Тщательно продумываем дозировку и продолжительность дидактических игр. Стараемся широко использовать наглядность (яркие, озвученные игрушки, красочные дидактические пособия – что привлекает внимание детей и заинтересовывает их).

Игровой дидактический материал дается в ограниченном количестве и обрабатывается длительно до полного усвоения детьми.

Например: ребенок пришел в кабинет или группу. На столе ширма. Внезапно слева появляется персонаж – зайка. Привлекаем внимание ребенка к зайке. Продвигаем его вдоль ширмы, заставляя ребенка прослеживать его движение. Затем прячем зайку. Таким образом игрушка появляется 2-3 раза.

В следующее появление зайка вызывает ребенка к общению. Предлагает улыбнуться ему, просит показать язык, спеть песенку «а-а-а», «ля-ля».

На следующих занятиях используем другие игры и упражнения для закрепления и умения подрожать громко и тихо, длительно и коротко. Аналогичные игры проводим для развития слухового внимания с опорой на зрительный анализатор. Ребенок угадывает звучащие игрушки. Выполняет какие-либо действия с ними, находит данную игрушку на картинке и т. д.

В дидактических играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию. Они направлены на развитие: фонематического слуха, уточнение значений о цвете, форме, тренировки в звукоподражаниях, речевой активности и т. д. («Узнай, кто говорит?», «Угадай, что в мешочке?», «Что я делаю?», «Назови, что здесь синие?»).

Нельзя не сказать о значении игр, которые требуют от детей координации и точности движений пальцев рук и, как следствие, способствуют развитию речи. Это нанизывание бус, игра с мозаикой, игры с пальчиками («Ладушки», «Сорока-сорока», «Пальчик-мальчик»).

Подобные занятия строятся нами таким образом, чтобы они содержали образец речевого поведения, а также активизировали имеющиеся речевые средства детей.

Вначале, это различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания, предложения. В процессе игр мы побуждаем детей к высказываниям.

Дидактические ситуации, в которых детям необходимо вступить в общение, должны быть вначале очень простыми. Ребенок может ответить жестом, самостоятельным показом действия. Но при этом педагогу следует подсказать нужные слова и выражения, максимально использовать возникшую у детей потребность в общении.

Постепенно ситуативные задачи усложняются перед детьми, а вместе с ними усложняется речевой материал, который дети должны использовать в процессе общения.

Вот почему важно своевременно обратить внимание на отставание и начать коррекционную работу по его преодолению.

К сожалению, бывают такие случаи, когда малыш приходит к нам после трёх лет!

Конечно, это не означает, что помочь ему будет невозможно, но, всё же, драгоценное время уже упущено.

А совместными усилиями мы сможем оказать действенную помощь нашим детям. Приходите к нам, и вы убедитесь в этом.

Используемая литература:

Е. А. Стребелева «Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии» Москва, «Полиграф сервис» 2002 г.

А. А. Катаева, Е. А. Стребелева «Дидактические и упражнения»

Москва, «Просвещение» 1990 г.

М. Полякова «Как научить ребенка правильно говорить» Москва, 2012 г.

Н. Ю. Борякова «Ступеньки развития» Москва, 2002 г.

Е. М. Мастюкова «Лечебная педагогика» Москва, «Владос» 1997 г.

Публикации по теме:

Моя первая публикацияМоя первая публикация Не могу не поделиться своей радостью. Сегодня получила журнал, который я очень ждала. Ведь в нем - моя публикация! В сборнике материалов.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Публикация к родительскому собранию «Готовность ребенка к школе: роль родителей» Публикация к родительскому собранию на тему: «Готовность ребенка к школе: роль родителей». Совсем скоро в школу! Как будет проходить обучение.

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» ПРОГУЛКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДОШКОЛЬНИКОВУ каждого из нас с детства остаются щемящие душу.

Публикация «Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей».Публикация «Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей». Создание благоприятной окружающей обстановки - организация свободного места для игр и подбор игрушек - остаётся в подготовительной группе.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Публикация
Опубликовано: 7 октября 2017 в 15:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД