Получи документы

Консультация для родителей  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Светлана Заикина
Консультация для родителей  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры-это очень важная задача для педагогов. Ведь без прошлого не может быть будущего. Дети должны знать свои корни. Должны знать как жили и чем занимались наши предки. Какими ремеслами владели, как проводили праздники, как воспитывали своих детей. Всему этому должны научить детей педагоги. С помощью презентаций, консультаций, занятий, развлечений детям нужно донести всю информацию о жизни наших предков. Россия очень богата различными ремеслами, много мастеров декоративно-прикладного творчества. Детям нравится рисовать хохлому, гжель, городец и другие росписи. Мне очень нравится эта обширная тема. На занятиях я знакомлю детей не только с ручными ремеслами, но и различными русскими народными праздниками. Мы учим песни, заклички, стихи,хороводы. Знакомимся с приметами, которые сохранились еще с древней Руси. Родители тоже должны помогать педагогам знакомится с этой темой.

Публикация «Консультация для родителей  „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

Консультация для родителей по теме : «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

В настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития нашего общества, гуманизации и демократизации всех сторон его жизни, с особой остротой встаё т извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать. Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности.

Духовность – это интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, способности к сопереживанию, милосердию. Это высшее проявление воспитанности.

Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию.

Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество (фольклор) – это неисчерпаемый источник любви к Родине, патриотического воспитания.

Наша с вами цель, уважаемые родители – как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.

Вводить элементы народной культуры в детскую жизнь надо естественно, не навязывая, ничего специально не заучивая, не заставляя часто пользоваться русскими народными выражениями, достаточно, если дети понимают связь пословицы с действием, например: «Поспешишь, людей насмешишь», «Не сиди, сложа руки, не будет и скуки».

Было бы ошибкой считать, что все содержание детской жизни должно быть насыщено лишь народным творчеством. Для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов ребёнка ему в равной степени необходимо и современная песня, и современная литература, и игрушка и т. п. Главное в том, чтобы разные виды искусства были осмыслены как органические составные части единого целого.

Какими же средствами мы можем приобщить детей к истокам русской народной культуре?

1. Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание сказок, использование пословиц и поговорок.

2. Рассказывание легенд и преданий.

3. Разучивание песен и танцев нашего народа.

4. Воспитание и уважение к родительскому дому.

5. Сохранение и передача семейных традиций, реликвий.

6. Бережное отношение к родной природе.

7. Знакомство с художественными промыслами своего народа.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, оно доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально - положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык.

Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Следует знакомить детей с русской народной культурой в соответствии с народным календарём. Годовой народный календарь – собравший в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремёсла – помогает построить работу по естественному циклу, например: Осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гуляние; за ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды; Масленица – проводы Зимы и Лето – с хороводами и песнями вокруг зелёной берёзки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.

Объединив все направления работы: декоративно-прикладное искусство, народные игры и игрушки, праздники обрядовые и календарные – следует разработать тематический план и систематизировать знания и умения детей в зависимости от возраста.

Работа педагога по реализации данного направления будет плодотворной, если привлечь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, можно завести папку «Учите вместе с нами». В неё помещаются потешки, загадки, пословицы, поговорки, которые дети учили в ДОО и родители дома могут повторить этот материал со своим ребёнком. По каждому жанру провести короткие беседы, консультации, разъяснить родителям, какую огромную пользу приносит народное творчество ребёнку. В уголок для родителей поместить статьи «Что за прелесть эти сказки», «Пословица не мимо молвится», «Загадка – гимнастика для ума».

Таким образом, целенаправленная систематическая работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры помогает детям быть более раскованными, в них появляется уверенность в себе, желание проявить свои таланты. Они учатся рассуждать, фантазировать. Кроме того, они учатся видеть мир глазами народной мудрости, приобщаются к духовной чистоте русского фольклора. Дети открываются друг другу, охотно идут на общение, на взаимопомощь, взаимовыручку и это очень важно для воспитания наших детей.

Публикации по теме:

Конспекты занятий «Приобщение детей к истокам народной культуры» Конспекты занятий по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры». Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Приобщение к истокам русской народной культуры» Приобщение к истокам русской народной культуры. Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные.

Методическая разработка «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» В настоящее время возрастает приоритет народной педагогики как уникально-комплексной системы, уходящей своими корнями к истокам развития.

План работы по самообразованию на 2018–2019 учебный год «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Зиннурова Лариса Ивановна Воспитатель детского сада. Тема самообразования: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Цель:.

План работы с родителями по проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей 4–5 лет Месяц. Форма работы. Сентябрь. Консультация «Тема «Семья. Семейные ценности». Фотовернисаж «Наше лето». Октябрь Создание копилки народной.

Оформление группы в рамках проекта «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». Русская печьОформление группы в рамках проекта «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». Русская печь Цель проекта: Приобщение детей к истокам русских национальных традиций, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры» Актуальность. В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека.

Семинар «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством проектной деятельности» «Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… Пусть ребенок чувствует красоту.

План работы по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тема самообразования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» “ МБДОУ детский сад №1 г. Светогорска “ Музыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 20:44
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД