Папки-передвижки

Педсовет «Социальное развитие ребёнка через формирование гендерной принадлежности»

Светлана Генералова
Педсовет «Социальное развитие ребёнка через формирование гендерной принадлежности»

Педсовет :

«Социальное развитие ребёнка через формирование гендерной принадлежности».

Цель: повышение психологической компетентности педагогов ДОУ; развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.

План педсовета.

1. Приветствие педагогов.

Публикация «Педсовет „Социальное развитие ребёнка через формирование гендерной принадлежности“» размещена в разделах

2. Сообщение воспитателя из опыта работы «Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста».

3. Педагогический ринг по вопросам гендерного воспитания.

Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы посвятить время изучению весьма актуальной проблемы современной науки, психологии и педагогики – вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях ДОУ.

Надеюсь, что встреча будет не только информационно насыщенной, но и интересной, доступной, а главное – познавательной и продуктивной - то есть мы все с вами сможем привнести что-то новое, разумное, полезное в свою педагогическую практику работы с детьми.

1. Сообщение старшего воспитателя «Социальное развитие ребёнка через формирование гендерной принадлежности».

В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Педагоги испытывают трудности в просвещении родителей по вопросам воспитания детей разного пола. Это связано с современными тенденциями в статусе семьи, осложняющими полоролевую социализацию детей (рост материального равенства мужа и жены, от чёткого разделения семейных ролей к взаимозаменяемости хозяйственно-педагогических функций родителей, уменьшение авторитета отца и т. д.) В результате этого, содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома – мама или бабушка (как правило, а в детском саду в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления.

Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому, при общении с мальчиками, многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого, совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т. д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки часто выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим, первоочередной задачей является осуществление дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

При обучении детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, для них очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей, сверстников. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Взрослые не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

Важной неотъемлемой частью работы воспитателей в ДОУ по гендерному воспитанию является вовлечение в эту работу родителей, и самое главное - мужчин!

По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни.

Если в ситуацию не вмешаться, убеждены исследователи, в будущем просто некому будет строить семьи и рожать детей. Ведь, несмотря на то, что ежегодно «наверх» подаются сведения о количестве мальчиков и девочек, эти данные в учебно-воспитательном процессе практически не задействуются, и ведется практически «бесполое» воспитание.

Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, девочкам не хватает нежности, скромности, терпения, стремления к мирному разрешению конфликтов. И в результате большинство женщин ради карьеры жертвуют семьей, мужчина же в семье перестает быть лидером и свои обязанности перекладывает на жену.

2. Сообщение из опыта работы воспитателя «Организация работы с детьми 4-5 лет по гендерному и семейному воспитанию».

Педагоги делятся на две команды.

3. Разминка, создание рабочей атмосферы.

Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива.

Группа выполняет задания быстро и четко.

Инструкция: Постройте, используя всех игроков команды.

• квадрат;

• круг;

• ромб;

• угол;

• букву;

4. Игра-калейдоскоп.

Задание 1.

1команде. Назовите формы и методы формирования гендерной принадлежности в процессе физического воспитания.

• Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем)

• Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5)

• Различия а обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)

• Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)

• Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно. Что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)

• Акцентрирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

2 команда. Назовите формы и методы формирования гендерной принадлежности в процессе музыкального воспитания.

• При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений.

В музыкально- ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры).

1команде. Назовите формы и методы формирования гендерной принадлежности в процессе сюжетно-ролевых игр.

2команде. Назовите формы и методы формирования гендерной принадлежности в процессе режимных моментов.

Задание 2.

1команде. Раскройте содержание раздела «Формирование гендерной и семейной принадлежности в младшем и среднем д/в».

• Ребенок 3 лет имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическе и т. д.) Начинает проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола.

• В 4 – 5 лет ребенок способен обозначать свою гендерную принадлежность, аргументировать ее по ряду признаков («я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью : мальчик – сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. В играх мальчики стараются выбирать задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки – матери», «Балерина» и больше тяготеют к «красивым» действиям.

Уже в средней группе дети усвоили, что при наведении порядка в группе мальчики берут на себя более тяжё лую работу: носить и расставлять стульчики, собирать конструктор, ставить в гараж машины, а аккуратно расставить посуду, застелить кукольную кровать, одеть кукол – это работа для девочек

• К 5 годам дети имеют представления о некоторых мужских и женских профессиях, поведения в общении, видах отдыха, отдельных мужских и женских качествах.

2команде. Раскройте содержание раздела «Формирование гендерной и семейной принадлежности в старшем д/в».

• В 5 – 6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование отдельных ее сторон уже гораздо менее эффективны.

В 7 лет дети имеют дифференцированное представление от своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления, эмоций,чувств, специфика гендерного поведения). Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола.

Задание 3.

Мозговой штурм.

На каждом столе имеются листы, на которых написаны отличия в развитии мальчиков и девочек.

Ваша задача: читая эти особенности, определить, кому же они принадлежат и разделить на 2 части: что принадлежит мальчикам, а что- девочкам.

1команде.

• быстрее схватывают новый материал; (девочки)

• труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых; (мальчики)

им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”; (мальчики)

• любят задания на повторение; (девочки)

• не терпят однообразия; (мальчики)

• лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”; (девочки)

• крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей; (девочки)

• наиболее значимым является указание на то, что добился результата в чем-то конкретном: научился здороваться, чистить зубы, конструировать ;(мальчики)

• характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность,стремятся к независимости (мальчики);

• для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство (мальчики);

• характеризуются более высоким уровнем развития таких черт как дружелюбность и контактность (девочки);

• и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка (девочки)

2 команде.

• легче усваивают алгоритмы и правила; (девочки)

• им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”; (мальчики)

• новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного); (мальчики)

• новую информацию анализируют с помощью левого полушария; (девочки);

• эмоциональная выразительность высока и легко «считывается» взрослым с лица, более легко говорят о том, что они чувствуют (девочки);

• подсознательно ждут от взрослого, что он поймёт, что они чувствуют, но, в силу социальных установок о своих чувствах у них говорить не принято (мальчики);

• более подвижны, больше кричат, бегают (мальчики);

• чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше (мальчики);

• пространства нужно меньше, но атрибутов для сюжетно-ролевых игр-больше (девочки);

• предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых (девочки);

• лучше выполняют задания на сообразительность; (мальчики)

Задание 4.

Постарайтесь определить, какие из характеристик подходят к мальчикам, а какие – девочкам.

Нежность

Мужественность

Застенчивость

Смелость

Находчивость

Отзывчивость

Забота

Решительность

Стеснительность

Красота

Стремление помочь

Как видите, и мальчики, и девочки могут быть как застенчивыми, так и смелыми и решительными.

Задание 5.

Каким рекомендациям следует придерживаться педагогам во время организации занятий и в совместной деятельности – 1 подгруппе; а 2 подгруппе - каких же рекомендаций следует придерживаться педагогам в общении с детьми в свободной деятельности и игре.

Ответ 1 команды.

Памятка для педагогов по осуществлению гендерного подхода во время занятий и совместной деятельности.

• При обучении новому материалу разделять детей на подгруппы мальчики и девочки (вариант) рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т. к. дети взаимодополняют друг друга.

• Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

• С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

• Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

• Мальчик в случае усталости истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно

• Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.

Ответ 2 команды.

Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками.

• Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному.

• Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

• Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.

• Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек, ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

• Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

• Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

• Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.

• Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т. к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.

• Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

.

Публикации по теме:

Первое родительское собрание в старшей группе Уважаемые коллеги! В начале года мы все проводим родительские собрания, на которых знакомим родителей наших воспитанников с задачами воспитания.

Педсовет в ДОУПедсовет в ДОУ Педсовет - постоянно действующий орган коллегиального решения основных вопросов воспитательной работы. Педсовет является основной формой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Социальное развитие ребёнка через формирование гендерной принадлежности»
Опубликовано: 17 апреля 2013 в 10:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД