Путешествие к Волшебнице речи. Конспект педагогического мероприятия по развитию речи.

Елена Кудерова
Путешествие к Волшебнице речи. Конспект педагогического мероприятия по развитию речи.

Конспект педагогического мероприятия по развитию речи.

Ведущая область: коммуникация

Тема: «Путешествие к Волшебнице речи»

Задачи:

1. формировать представление детей о многообразии слов в русском языке;

познакомить детей со словами – синонимами и словами – омонимами, учить различать их в речи; упражнять детей в умении строить сложные предложения с союзом потому что;

обогащать словарь детей словами родник, ключ, стужа;

2. развивать смекалку, внимание;

3. воспитывать любовь и интерес к родному языку.

Ход занятия.

Воспитатель приветствует детей.

Воспитатель: Ребята, я сегодня у дверей нашла эту коробочку. В ней лежало приглашение. Как вы думаете от кого это приглашение? (Предположения детей) Нас в гости приглашает Волшебница Речь. Жители ее страны расшалились и разлетелись в разные стороны. А кто жители страны Волшебницы Речи? (Звуки, слова) А что мы знаем о словах и звуках? Они невидимки, но мы можем их слышать и произносить. Какие бывают слова? Длинные и короткие. Какие ещё бывают слова? Вежливые. Назовите вежливые слова. Здравствуйте, пожалуйста. . Еще слова бывают ласковые. Назовите ласковые слова (сыночек, доченька, солнышко и т. д.) Волшебница Речь приглашает нас в гости и просит все слова, которые мы будем встречать в пути собирать и складывать в эту коробочку. Вы согласны отправиться в путешествие? Тогда в путь! Становитесь друг за другом.

Солнечным погожим днем

В гости к Речи мы идем

Вот цветущий лужок

Отдохнуть пора дружок.

Дети садятся на диванчики.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это лежит под кустиком? Достает из под куста ключи: гаечный, скрипичный, дверной.

- Что это?

- Ключ.

-Какой?

-Скрипичный.

-Это что?

-Ключ.

-Какой?

-Гаечный и т. д. Ребята, вы заметили, слова которые называют эти предметы, звучат одинаково – Ключ.

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный, ключ дверной.

- Как вы думаете, а значение у них одно и тоже? Ответы детей.

-Этот ключ – гаечный.

-Зачем он нужен?

- Ремонтировать машину, велосипед.

- Значит гаечный ключ – это инструмент для ремонта машины.

- А зачем нужен дверной ключ?

- Открывать дверь.

- Значит дверной ключ – это предмет для открывания дверей.

- А что обозначает скрипичный ключ?

- Это музыкальный символ.

- Посмотрите, как интересно получается: слова по звучанию одинаковы, как близнецы, а значение у них разное. Такие слова в русском языке называют слова – близнецы. Эти слова мы с вами будем обозначать вот таким символом. Вывешивает на мольберт картинку с изображением близнецов.

- Здесь под кустиком еще что – то лежит. Достает карточки. На этих карточках нарисованы разные предметы. Найдите на карточке предметы, названия которых похожи друг на друга, например:лист бумажный – лист с дерева. Соедините эти предметы ниточкой и докажите что это слова - близнецы: это слова – близнецы, потому что звучат они одинаково, а значение разное.

Дети каждый на своей карточке находят слова – близнецы, дают объяснение и выставляют карточку на мольберт под символом.

- Кран, лист, корзина, вилка, лук, труба, ручка, ключ, коса – это слова – близнецы. Вот, что они про себя рассказывают:

Мы слова из русской речи

Из родного языка

Одинаково нас слышат,

Одинаково нас пишут.

Вот какие хитрецы

Мы слова – близнецы.

- Можем мы слова – близнецы положить в нашу коробочку?

Снимает с мольберта символ и кладет в коробочку.

- Продолжим наше путешествие? Тогда в путь.

Физминутка:

Отправляемся в дорогу

Ждет нас там открытий много(ходьба друг за другом)

Руки к солнцу. Потянулись (руки вверх, потянуться)

И друг другу улыбнулись.

Дальше по лесу шагаем (ходьба друг за другом)

И медведя мы встречаем (ходьба по – медвежьи: на внешней стороне стоп)

Мы шагаем друг за другом (ходьба друг за другом)

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают

В поле бабочки летают (дети кружатся и машут руками)

Дышим ровно, глубоко (упражнение на восстановление дыхания)

Видишь, как идти легко!

Мостик в стороны качался,

А под ним ручей смеялся.

На носочках мы пойдем,

На тот берег попадем.

Воспитатель: Куда мы с вами пришли?

- В лес, к ручейку.

- Давайте посмотрим, откуда берет начало наш ручеёк. Присаживайтесь. У каждого ручейка, у каждой речки есть начало. Наш ручеёк берёт своё начало из родника. А что такое родник? Ответы детей. Родник – это водный источник, текущий из глубины земли. Родник находится в лесной глуши, в нем всегда чистая, холодная, студеная вода. Родник по другому можно назвать ключ. Посмотрите, что получается – слова родник, ключ звучат одинаково?

- Нет.

- А обозначают одно и то же. В русском языке такие слова называют «слова – друзья». Обозначать их будем вот таким символом.

Вывешивает на мольберт картинку с изображением детей, держащихся за руки.

Воспитатель: Таких слов у Волшебницы Речи много. Мы попробуем их найти. Я буду загадывать загадки, если вы их отгадаете, то слово отгадка появится на этом мольберте.

1.Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней (доктор)

- Доктор. А как можно сказать по другому? Врач.

2.Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился (варежки)

- А по другому? Рукавицы.

3. Их видно повсюду,

Их видно из окон –

По улице движутся

Быстрым потоком,

Они перевозят

Различные грузы –

Кирпич и железо.

Зерно и арбузы.

За эту работу

Мы их полюбили

Они называются (автомобили)

- По другому слово автомобиль можно сказать….? Машина.

Воспитатель: Машина – автомобиль, рукавицы – варежки, доктор – врач – это слова друзья.

- Слова друзья любят играть в прятки. Они прячутся в стихотворных строках:

1. Зимою стужа, холод и мороз.

Как думаешь, кто это нам принес?

- Какие слова друзья спрятались в этих стихотворных строках?

2. Пришел к нам доктор, лекарь, врач,

А заболела птица грач.

3. Самолеты водят летчики, пилоты

Очень нравятся им эти самолеты.

4. Была у нас тайна, секрет

Но больше секретов нет.

5. Обман, неправда и ложь –

Ты этим не проживешь.

6. В театрах актеры, артисты.

А где же тогда футболисты?

7. Учим мы азбуку, наш алфавит –

Перед глазами он так и стоит.

8. Машина и автомобиль

Из сказки превратились в быль.

Воспитатель: Молодцы ребята, нашли все слова – друзья. Можем мы положить их в нашу коробочку?

Снимает с мольберта символ и кладет в коробочку.

Воспитатель: Наше путешествие сегодня заканчивается. Посмотрим, какие слова Волшебницы Речи мы собрали в волшебную коробочку.

Воспитатель достает из коробочки символы. Дети называют: слова – близнецы, слова – друзья, короткие и длинные слова.

- Наше путешествие не заканчивается. У Волшебницы Речи еще много разных слов, с которыми нам предстоит познакомиться.

Публикации по теме:

Анкета «О развитии речи вашего ребенка» Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По каким.

В мире слов. Многозначные слова.В мире слов. Многозначные слова. Несколько лет я работала по теме "Формирование содержательной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР".Цель моей работы:.

Автор публикации:
Путешествие к Волшебнице речи. Конспект педагогического мероприятия по развитию речи.
Опубликовано: 8 июля 2012 в 07:54
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Отчет о проведенном мероприятии «1 июня-День защиты детей»
1 июня в саду прошел удивительный праздник для воспитанников нашего детского сада. На мероприятие, которое прошло в музыкальном зале, пришли волшебные гости:...
Сценарий тематического мероприятия в дошкольной разновозрастной группе «День памяти и...
Сценарий открытого мероприятия : «День памяти и скорби» в дошкольной разновозрастной группе. Цель: Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких...
Доклад «Особенности проявления субкультуры детей дошкольного возраста»
Слайд 2. Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и...
Презентация проекта «Чипсы»
1 слайд: Здравствуйте, меня зовут Федоров Алибогдан, мне 5 лет. Я воспитанник детского сада №1 «Жар-птица». И я представляю вашему вниманию свой проект...
Итоговое занятие во второй младшей группе «Путешествие в страну знаний»
Цель:Закрепить знания детей, приобретенные в течение учебного года. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое...