Путешествие капельки

Светлана Собылинская
Путешествие капельки

Программное содержание: Закрепить знания детей о состоянии

воды в разное время года в трёх агрегатных состояниях (жидкое, твёрдое, газообразное); расширять познавательную деятельность путём включения их в мыслительные действия через опыты с водой, используя наглядные средства. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Пополнять и активизировать словарный запас детей: «круговорот воды», «испарение», «экономить», «пресная вода», «водопроводные трубы». Побуждать и поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность. Закрепить умение детей вырезать снежинки из бумаги, сложенной несколько раз. Создать благоприятный психо-эмоциональный фон для занятия. Воспитывать у детей бережное отношение к природным ресурсам.

Оборудование и материалы: Глобус, пластмассовые подносы, большой поднос, 2 стакана из-под йогурта, блюдце, цветная бумага, монетка, игрушечная посуда, колба, десертная ложка, сахар, соль в спичечных коробках, стакан стеклянный. Картинки (все времена года, изображение весёлой Капельки., изображение разных природных явлений (снежинка, дождь, сосулька и т. д., изображения для сказки (озеро, капли, облако, туча, дождь).

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за тучами, за дождём, за состоянием воды.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие будет необычным. Мы будем заниматься в лаборатории. Дети, а что такое лаборатория?

Дети: В лабораториях ставят различные опыты, в них работают учёные.

Воспитатель: Хорошо. Вы готовы? (Дети подходят к большому столу, на котором расставлено оборудование для опытов).

Воспитатель: Дети, а что это? (Показываю на глобус, дети стоят около глобуса).

Дети: Это глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Глобус-модель нашей Земли, нашего общего дома.

Воспитатель: Какую форму имеет глобус?

Дети: Форму шара.

Воспитатель: Что обозначается зелёным и коричневым цветом?

Дети: Суша.

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает голубой цвет?

Дети: Цвет воды.

Воспитатель: Посмотрите, какого цвета больше на глобусе?

Дети: Голубого.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Воды больше, чем суши.

Воспитатель: Обратите внимание, на модели Земли есть большие и маленькие овалы, есть ещё голубые тонкие линии, похожие на нити. Что они обозначают?

Дети: Маленькие овалы - моря, большие - океаны, синие линии -реки.

Воспитатель: А где ещё находится вода на земле?

Дети: Ручейки, озёра, болота, пруды, водохранилища.

Воспитатель: Ребята, о том, где ещё мы можем встретиться с водой, вы узнаете из стихотворения Н. Рыжовой «Волшебница вода».

(Во время стихотворения звучит шум воды, выставлять картинки, где встречается вода).

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы её не замечаем.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить.

Вы в пруду её найдете,

И в сыром лесном болоте!

Путешествует всегда

Наша спутница вода!

(Появляется игровой персонаж - «Капелька»).

Капелька: Здравствуйте, мои друзья.

Воспитатель: Кто ты?

Капелька: Меня зовут Капелька. Я услышала, что ребята начали рассказывать о воде, водоёмах, морях, океанах - а ведь это мои старшие братья. Мне так интересно.

Дети: Останься с нами на занятии.

Воспитатель: Конечно, мы гостям всегда рады. А теперь пора занять свои места в лаборатории. Кто вы теперь?

Дети: Мы - экспериментаторы, исследователи, лаборанты. И ты, Капелька, тоже.

Воспитатель: Итак, давайте поговорим о свойствах воды и проверим их на опытах. А ты, Капелька, будешь тоже с нами проводить опыты.

1-й опыт.

Воспитатель: Ребята, возьмите свои стаканы с водой и немножко выльете из него в блюдце. (Дети выполняют). Что произошло?

Дети: Вода разлилась.

Воспитатель: Какое свойство вы можете назвать после этого опыта?

Дети: На ровной поверхности вода льётся, растекается.

Воспитатель: Почему?

Дети: Вода жидкая.

Капелька: Ой, как интересно!

2-й опыт.

Воспитатель: Дети, какого цвета вода?

Дети: Нет цвета.

Воспитатель: Проверим. Посмотрите на стакан с водой и стакан молока, сока. Какого цвета молоко? Сок?

Дети: Белого, жёлтого.

Воспитатель: Тогда, какого цвета будет вода?

Дети: Бесцветная.

3-й опыт.

Воспитатель: Проведём ещё один опыт. Положите цветную бумагу под стакан с водой. Вы видите, какого цвета бумага?

Дети: Красного (жёлтого, зелёного и т. д.)

Воспитатель: Опустите монетку в стакан (выполняют действия). Что мы видим?

Дети: Монетку в стакане.

Воспитатель: Ребята, если мы видим все предметы сквозь воду, какое её свойство можем назвать?

Дети: Вода прозрачная. Сквозь неё видны предметы.

Воспитатель: Правильно. Ребята, теперь посмотрите вокруг и скажите мне: какой предмет в группе доказывает, что вода прозрачная?

Дети: Аквариум.

Воспитатель: Что же вы видите в аквариуме?

Дети: Рыбок, водоросли, камешки.

Капелька: Вот это да!

4-й опыт.

Воспитатель: Есть ли форма у воды? (предположения детей).

Проверим на следующем опыте. Посмотрите на эту колбу с водой, и скажите мне: какую форму имеет вода?

Дети: Форму колбы.

Воспитатель: Саша, перелей воду в стакан. А сейчас? (переливает воду в стакан).

Дети: Стакана.

Воспитатель: Алеся, перелей воду в чашку. Сейчас? (переливает воду в чашку).

Дети: Чашки.

Воспитатель: Если вода постоянно меняет свою форму, какой

вывод можно сделать?

Дети: Вода не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором она находится.

5-й опыт.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, возьмите стакан с чистой водой. Понюхайте её. Имеет ли она запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Попробуйте её на вкус. Какая она?

Дети: Без вкуса.

Воспитатель: Возьмите ложку и насыпьте содержимое из коробочки в стакан. Перемешайте. Пробуйте на вкус. (Дети пробуют из стаканов). Какая вода? (Выясняют, что в стакане одних детей вода солёная, у других - сладкая).

Воспитатель: Ребята, чистая вода не имеет вкуса и запаха. Только когда очень хочется пить, вода кажется вкусной. Она безвкусная.

Вода может менять вкус и запах; поэтому из неё варят борщи, кисели, компоты. Поэтому мы говорим, что кисель вкусный, или –

борщ хорошо пахнет.

Ребята, в пищу, мы используем пресную воду, она поступает к нам через водопроводные трубы из озёр и рек.

Чистая пресная вода – это большая ценность. Её на нашей планете осталось очень мало. Мы должны расходовать воду экономно, т. е. беречь её. Как это сделать?

Дети: Следить за краном, чтобы всегда был закрыт. Не засорять реки и озёра.

Воспитатель: Что может произойти, если не будет воды на Земле?

Дети: Не сможем умыться, попить, приготовить кушать. Растения без воды засохнут, погибнут животные и т. д.

Капелька: Молодцы, ребята. Как вы думаете, из чего состоит вода? (покапать из пипетки).

Дети: Из маленьких капелек.

Капелька: Да, таких же, как я.

Воспитатель: Когда мы видим капельки дождя?

Дети: Во время дождя.

Воспитатель: Давайте представим, что пошёл дождь.

Физминутка.

Капля раз, капля два (поочерёдно поднимают руки).

Капля медленно сперва (плавно опускают руки вниз:)

Кап, кап, кап (хлопают в ладоши).

Стали капли поспевать

Капля каплю догонять (ходят по кругу):

Кап, кап, кап (хлопки).

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем (имитация с зонтом).

Кап, кап, кап (хлопки).

Воспитатель: Ребята, капельки - великие путешественницы. Вместе с нашей Капелькой мы отправимся в путешествие по временам года, (воспитатель выставляет изображение весёлой Капельки и картинки 4-х времён года на фланелеграф).

Воспитатель: Отгадав загадки, вы узнаете, где можно встретиться с капелькой воды в разное время года.

Крупно, дробно зачастило

И всю землю напоило.

(дождь)

Пляшет дождик по дороге,

Чтоб мочили люди ноги.

Оставляет он следы -

Мелководные пруды.

(лужи)

Воспитатель: Хорошо (дети находят ответ на картинках и выставляют на фланелеграф).

Что за звёздочки сквозные

На платке и рукаве

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке. (снежинка)

Без дел мне не сидится,

Я пошутить люблю,

Вам брови и ресницы

Я мигом набелю. (иней)

Удивительный художник

На окошке побывал;

Удивительный художник

Нам окно разрисовал.

Пальмы, папоротники, клёны, -

На окошках лес густой.

Только белый, не зелёный

Лес чудесный, расписной.

(морозные узоры)

Прозрачен, как стекло,

Но не вставить в окно. (лёд)

С крыши белый гвоздь торчит,

Солнце взойдёт - и гвоздик упадёт.

(сосулька)

Воспитатель: Дети, теперь вы сами убедились, что Капелька любит превращаться то в капельку тумана или росы, в большую градину или иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку.

Капелька: Сейчас, ребята, я хочу рассказать о своих путешествиях.

Я - Капелька, жила в голубом озере (выставление картинок на фланелеграф). Выглянуло ласковое солнышко и стало пригревать. Я стала подниматься вверх - испаряться. Все капельки превратились в невидимый прозрачный пар. Этот тёплый пар поднимался всё выше над Землёй. А там, на высоте очень холодно. Тёплый пар встретился с холодным воздухом и снова превратился в маленькие капельки воды, которые собрались в большое облако, таких облаков очень много.

Ветер подхватил облака и разнёс их по свету. Случается так, что в тучу собирается очень много капелек, и нам становится тяжело и

тесно, и тогда выпадает весной, летом, осенью дождь. Такое явление называется «круговорот воды в природе».

А как образуются снежные тучи - я расскажу в другой сказке.

Психогимнастика.

Капелька: Давайте мы с вами представим, что каждый из вас капелька. Маленькая, слабая капелька. И сейчас все капельки соберутся в одну большую тучку (дети собираются).

Покажите, как капельки дружны! Соберитесь теснее, обнимите друг друга. Тучка стала тяжёлой потому, что все капельки собрались, прижались тесно друг к другу. Капелькам стало тесно, и пошёл из тучки дождик (покапали).

Снова выглянуло солнышко, и капельки испаряются, превращаясь в пар. Поднимаются и снова собираются в большую, дружную тучку.

Воспитатель: Ребята, а хотите сами попробовать «создать» дождь? На подносе лежат губки (чуть влажные). Дети, на что похожи эти губки?

Дети: На облака.

Воспитатель: Ребята, губка - пушистое легкое облако. Попробуйте сжать её. Что произошло? Почему из «облака» не идёт дождь?

Дети: В ней мало воды.

Воспитатель: А теперь добавьте в неё воды. Сожмите. Что произошло?

Дети: Пошёл дождь.

Воспитатель: Ребята, в разное время года идёт разный дождь. Какой он? Сильный и …., тихий и …., тёплый и … .

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше занятие. Что мы сегодня узнали нового?

Дети:

- свойства воды: вода жидкая, бесцветная, прозрачная, не имеет формы, вкуса и запаха;

- состояние воды по временам года разное;

- круговорот воды в природе;

- как образуется дождь.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас предлагаю нашей гостье сделать подарок. Согласны?

Подойдите к столу. Давайте вспомним, во что превращается капелька зимой?

Дети: Снежинку.

Воспитатель: Ребята, снежинку мы вырежем из салфеток (повторить приёмы вырезания, после этого дети дарят Капельке снежинки).

Капелька: Большое вам спасибо. Какие они красивые, с разными узорами. От меня вам тоже угощение.

Воспитатель: Спасибо тебе, Капелька, за угощение, за то, что пришла к нам в гости, приходи к нам ещё.

Капелька: Обязательно. Мне было очень интересно.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии в старшей группе. «Путешествие капельки» Конспект занятия по экологии в старшей группе «Путешествие капельки» Программное содержание: Формировать представления о круговороте воды.

Проектная деятельность по теме: «Этот удивительный воздух», в старшей группе Образовательная область-Познавательное развитие. Вид проекта-опытно-экспериментальный. Актуальность темы: "Детское экспериментирование претендует.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Путешествие капельки
Опубликовано: 22 января 2013 в 14:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт. Туристическая прогулка «В гости к Осени»
Вот и пролетело лето ! На смену ему пришла замечательная осенняя пора, пора ярких красок , пора грибов и ягод. В один из солнечных сентябрьских деньков мы с...
Праздник День Мира!! Совместное мероприятие со Станцией Юных Натуралистов!!
Экскурсия — это специфическое учебно-воспитательное заня­тие, перенесенное в соответствии с определенной образователь­ной или воспитательной целью на...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование – интересный...
Дары осени и пластилинография. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! У нас продолжается жаркая погода и мы на улице играем с пластилином. Детям это занятие нравится, они с удовольствием сегодня...
Стенгазета ко Дню воспитателя «Добрые феи»
Совсем скоро наступит профессиональный праздник всех дошкольных работников, и в преддверии этого праздника, мы с ребятами решили изготовить поздравительную...