Путешествие капельки

Светлана Собылинская
Путешествие капельки

Программное содержание: Закрепить знания детей о состоянии

воды в разное время года в трёх агрегатных состояниях (жидкое, твёрдое, газообразное); расширять познавательную деятельность путём включения их в мыслительные действия через опыты с водой, используя наглядные средства. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Пополнять и активизировать словарный запас детей: «круговорот воды», «испарение», «экономить», «пресная вода», «водопроводные трубы». Побуждать и поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность. Закрепить умение детей вырезать снежинки из бумаги, сложенной несколько раз. Создать благоприятный психо-эмоциональный фон для занятия. Воспитывать у детей бережное отношение к природным ресурсам.

Оборудование и материалы: Глобус, пластмассовые подносы, большой поднос, 2 стакана из-под йогурта, блюдце, цветная бумага, монетка, игрушечная посуда, колба, десертная ложка, сахар, соль в спичечных коробках, стакан стеклянный. Картинки (все времена года, изображение весёлой Капельки., изображение разных природных явлений (снежинка, дождь, сосулька и т. д., изображения для сказки (озеро, капли, облако, туча, дождь).

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за тучами, за дождём, за состоянием воды.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие будет необычным. Мы будем заниматься в лаборатории. Дети, а что такое лаборатория?

Дети: В лабораториях ставят различные опыты, в них работают учёные.

Воспитатель: Хорошо. Вы готовы? (Дети подходят к большому столу, на котором расставлено оборудование для опытов).

Воспитатель: Дети, а что это? (Показываю на глобус, дети стоят около глобуса).

Дети: Это глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Глобус-модель нашей Земли, нашего общего дома.

Воспитатель: Какую форму имеет глобус?

Дети: Форму шара.

Воспитатель: Что обозначается зелёным и коричневым цветом?

Дети: Суша.

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает голубой цвет?

Дети: Цвет воды.

Воспитатель: Посмотрите, какого цвета больше на глобусе?

Дети: Голубого.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Воды больше, чем суши.

Воспитатель: Обратите внимание, на модели Земли есть большие и маленькие овалы, есть ещё голубые тонкие линии, похожие на нити. Что они обозначают?

Дети: Маленькие овалы - моря, большие - океаны, синие линии -реки.

Воспитатель: А где ещё находится вода на земле?

Дети: Ручейки, озёра, болота, пруды, водохранилища.

Воспитатель: Ребята, о том, где ещё мы можем встретиться с водой, вы узнаете из стихотворения Н. Рыжовой «Волшебница вода».

(Во время стихотворения звучит шум воды, выставлять картинки, где встречается вода).

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы её не замечаем.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить.

Вы в пруду её найдете,

И в сыром лесном болоте!

Путешествует всегда

Наша спутница вода!

(Появляется игровой персонаж - «Капелька»).

Капелька: Здравствуйте, мои друзья.

Воспитатель: Кто ты?

Капелька: Меня зовут Капелька. Я услышала, что ребята начали рассказывать о воде, водоёмах, морях, океанах - а ведь это мои старшие братья. Мне так интересно.

Дети: Останься с нами на занятии.

Воспитатель: Конечно, мы гостям всегда рады. А теперь пора занять свои места в лаборатории. Кто вы теперь?

Дети: Мы - экспериментаторы, исследователи, лаборанты. И ты, Капелька, тоже.

Воспитатель: Итак, давайте поговорим о свойствах воды и проверим их на опытах. А ты, Капелька, будешь тоже с нами проводить опыты.

1-й опыт.

Воспитатель: Ребята, возьмите свои стаканы с водой и немножко выльете из него в блюдце. (Дети выполняют). Что произошло?

Дети: Вода разлилась.

Воспитатель: Какое свойство вы можете назвать после этого опыта?

Дети: На ровной поверхности вода льётся, растекается.

Воспитатель: Почему?

Дети: Вода жидкая.

Капелька: Ой, как интересно!

2-й опыт.

Воспитатель: Дети, какого цвета вода?

Дети: Нет цвета.

Воспитатель: Проверим. Посмотрите на стакан с водой и стакан молока, сока. Какого цвета молоко? Сок?

Дети: Белого, жёлтого.

Воспитатель: Тогда, какого цвета будет вода?

Дети: Бесцветная.

3-й опыт.

Воспитатель: Проведём ещё один опыт. Положите цветную бумагу под стакан с водой. Вы видите, какого цвета бумага?

Дети: Красного (жёлтого, зелёного и т. д.)

Воспитатель: Опустите монетку в стакан (выполняют действия). Что мы видим?

Дети: Монетку в стакане.

Воспитатель: Ребята, если мы видим все предметы сквозь воду, какое её свойство можем назвать?

Дети: Вода прозрачная. Сквозь неё видны предметы.

Воспитатель: Правильно. Ребята, теперь посмотрите вокруг и скажите мне: какой предмет в группе доказывает, что вода прозрачная?

Дети: Аквариум.

Воспитатель: Что же вы видите в аквариуме?

Дети: Рыбок, водоросли, камешки.

Капелька: Вот это да!

4-й опыт.

Воспитатель: Есть ли форма у воды? (предположения детей).

Проверим на следующем опыте. Посмотрите на эту колбу с водой, и скажите мне: какую форму имеет вода?

Дети: Форму колбы.

Воспитатель: Саша, перелей воду в стакан. А сейчас? (переливает воду в стакан).

Дети: Стакана.

Воспитатель: Алеся, перелей воду в чашку. Сейчас? (переливает воду в чашку).

Дети: Чашки.

Воспитатель: Если вода постоянно меняет свою форму, какой

вывод можно сделать?

Дети: Вода не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором она находится.

5-й опыт.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, возьмите стакан с чистой водой. Понюхайте её. Имеет ли она запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Попробуйте её на вкус. Какая она?

Дети: Без вкуса.

Воспитатель: Возьмите ложку и насыпьте содержимое из коробочки в стакан. Перемешайте. Пробуйте на вкус. (Дети пробуют из стаканов). Какая вода? (Выясняют, что в стакане одних детей вода солёная, у других - сладкая).

Воспитатель: Ребята, чистая вода не имеет вкуса и запаха. Только когда очень хочется пить, вода кажется вкусной. Она безвкусная.

Вода может менять вкус и запах; поэтому из неё варят борщи, кисели, компоты. Поэтому мы говорим, что кисель вкусный, или –

борщ хорошо пахнет.

Ребята, в пищу, мы используем пресную воду, она поступает к нам через водопроводные трубы из озёр и рек.

Чистая пресная вода – это большая ценность. Её на нашей планете осталось очень мало. Мы должны расходовать воду экономно, т. е. беречь её. Как это сделать?

Дети: Следить за краном, чтобы всегда был закрыт. Не засорять реки и озёра.

Воспитатель: Что может произойти, если не будет воды на Земле?

Дети: Не сможем умыться, попить, приготовить кушать. Растения без воды засохнут, погибнут животные и т. д.

Капелька: Молодцы, ребята. Как вы думаете, из чего состоит вода? (покапать из пипетки).

Дети: Из маленьких капелек.

Капелька: Да, таких же, как я.

Воспитатель: Когда мы видим капельки дождя?

Дети: Во время дождя.

Воспитатель: Давайте представим, что пошёл дождь.

Физминутка.

Капля раз, капля два (поочерёдно поднимают руки).

Капля медленно сперва (плавно опускают руки вниз:)

Кап, кап, кап (хлопают в ладоши).

Стали капли поспевать

Капля каплю догонять (ходят по кругу):

Кап, кап, кап (хлопки).

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем (имитация с зонтом).

Кап, кап, кап (хлопки).

Воспитатель: Ребята, капельки - великие путешественницы. Вместе с нашей Капелькой мы отправимся в путешествие по временам года, (воспитатель выставляет изображение весёлой Капельки и картинки 4-х времён года на фланелеграф).

Воспитатель: Отгадав загадки, вы узнаете, где можно встретиться с капелькой воды в разное время года.

Крупно, дробно зачастило

И всю землю напоило.

(дождь)

Пляшет дождик по дороге,

Чтоб мочили люди ноги.

Оставляет он следы -

Мелководные пруды.

(лужи)

Воспитатель: Хорошо (дети находят ответ на картинках и выставляют на фланелеграф).

Что за звёздочки сквозные

На платке и рукаве

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке. (снежинка)

Без дел мне не сидится,

Я пошутить люблю,

Вам брови и ресницы

Я мигом набелю. (иней)

Удивительный художник

На окошке побывал;

Удивительный художник

Нам окно разрисовал.

Пальмы, папоротники, клёны, -

На окошках лес густой.

Только белый, не зелёный

Лес чудесный, расписной.

(морозные узоры)

Прозрачен, как стекло,

Но не вставить в окно. (лёд)

С крыши белый гвоздь торчит,

Солнце взойдёт - и гвоздик упадёт.

(сосулька)

Воспитатель: Дети, теперь вы сами убедились, что Капелька любит превращаться то в капельку тумана или росы, в большую градину или иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку.

Капелька: Сейчас, ребята, я хочу рассказать о своих путешествиях.

Я - Капелька, жила в голубом озере (выставление картинок на фланелеграф). Выглянуло ласковое солнышко и стало пригревать. Я стала подниматься вверх - испаряться. Все капельки превратились в невидимый прозрачный пар. Этот тёплый пар поднимался всё выше над Землёй. А там, на высоте очень холодно. Тёплый пар встретился с холодным воздухом и снова превратился в маленькие капельки воды, которые собрались в большое облако, таких облаков очень много.

Ветер подхватил облака и разнёс их по свету. Случается так, что в тучу собирается очень много капелек, и нам становится тяжело и

тесно, и тогда выпадает весной, летом, осенью дождь. Такое явление называется «круговорот воды в природе».

А как образуются снежные тучи - я расскажу в другой сказке.

Психогимнастика.

Капелька: Давайте мы с вами представим, что каждый из вас капелька. Маленькая, слабая капелька. И сейчас все капельки соберутся в одну большую тучку (дети собираются).

Покажите, как капельки дружны! Соберитесь теснее, обнимите друг друга. Тучка стала тяжёлой потому, что все капельки собрались, прижались тесно друг к другу. Капелькам стало тесно, и пошёл из тучки дождик (покапали).

Снова выглянуло солнышко, и капельки испаряются, превращаясь в пар. Поднимаются и снова собираются в большую, дружную тучку.

Воспитатель: Ребята, а хотите сами попробовать «создать» дождь? На подносе лежат губки (чуть влажные). Дети, на что похожи эти губки?

Дети: На облака.

Воспитатель: Ребята, губка - пушистое легкое облако. Попробуйте сжать её. Что произошло? Почему из «облака» не идёт дождь?

Дети: В ней мало воды.

Воспитатель: А теперь добавьте в неё воды. Сожмите. Что произошло?

Дети: Пошёл дождь.

Воспитатель: Ребята, в разное время года идёт разный дождь. Какой он? Сильный и …., тихий и …., тёплый и … .

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше занятие. Что мы сегодня узнали нового?

Дети:

- свойства воды: вода жидкая, бесцветная, прозрачная, не имеет формы, вкуса и запаха;

- состояние воды по временам года разное;

- круговорот воды в природе;

- как образуется дождь.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас предлагаю нашей гостье сделать подарок. Согласны?

Подойдите к столу. Давайте вспомним, во что превращается капелька зимой?

Дети: Снежинку.

Воспитатель: Ребята, снежинку мы вырежем из салфеток (повторить приёмы вырезания, после этого дети дарят Капельке снежинки).

Капелька: Большое вам спасибо. Какие они красивые, с разными узорами. От меня вам тоже угощение.

Воспитатель: Спасибо тебе, Капелька, за угощение, за то, что пришла к нам в гости, приходи к нам ещё.

Капелька: Обязательно. Мне было очень интересно.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии в старшей группе. «Путешествие капельки» Конспект занятия по экологии в старшей группе «Путешествие капельки» Программное содержание: Формировать представления о круговороте воды.

Проектная деятельность по теме: «Этот удивительный воздух», в старшей группе Образовательная область-Познавательное развитие. Вид проекта-опытно-экспериментальный. Актуальность темы: "Детское экспериментирование претендует.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Путешествие капельки
Опубликовано: 22 января 2013 в 14:50
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...