«Путешествие на Остров Сокровищ». Занятие по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Любовь Ястребова
«Путешествие на Остров Сокровищ». Занятие по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятий по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие на Остров Сокровищ»

Программное содержание:

1. Учить детей самостоятельному ориентированию на местности

2. Продолжать учить детей словесно строить определенный путь (уметь объяснять его) по намеченным ориентирам

3. Развивать у детей умение использовать условную мерку для измерения длины (каната, шнура)

4. Закреплять умение ориентироваться на карте; умение пользоваться компасом для ориентировки на местности; закреплять умение ориентироваться в частях света, знать и называть их.

5. Формировать навык самоконтроля, самооценки; развивать память, внимание, речь

6. Воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки.)

Методические приемы:

• Решение проблемной ситуации Уточнение

• Проблемно-поисковые вопросы

«Ловушка» (самостоятельно, без помощи взрослых, перебраться через речку; среди трех видов следов – «лисьих», «заячьих», «беличьих» - пройти только по «лисьим» следам)

• Самостоятельные действия детей (ориентироваться по компасу, найти клад по основным ориентирам)

Предложения к детям («полететь» на Остров Сокровищ искать клад, подарить найденные старинные монеты в музей детского сада)

• Детская самооценка, самоконтроль

• Составление детьми рассказов (о том, как они двигались по определенному маршруту).

Предварительная работа:

1. Рассматривание географических карт, атласов

2. Чтение детям художественных произведений о путешественниках, мореплавателях, кладоискателях

3. Разгадывание загадок (по схемам и планам)

4. Игры и игровые упражнение.

Индивидуальная работа:

1. Помочь Герману Б., Насте Л. Определить «лисьи» следы

2. Помочь Маше П., Лизе Ш., Диме О. в ориентировке по заданной схеме

3. Лизе А., Наташе М. оказать помощь в измерении каната условной меркой

4. Обратить внимание на Диму И. во время ориентирования по компасу в разных направлениях.

Дифференцированный подход:

Задание с разной степенью сложности:

2-е задание – игровое упражнение «Дойди до флажка»

- для 1-й подгруппы предлагается пройти определенный участок по заданным схемам;

- для 2-й подгруппы – пройти только по «лисьим» следам из трех предложений;

3-е задание – игра «Найди клад»

- 1-й подгруппе предложить на карточках 5 ориентиров;

- 2-й подгруппе – 4 ориентира;

- 3-й подгруппе – 3 ориентира.

Ход занятий

Воспитатель: Пришло СМС-сообщение.

- Ребята, к нам пришло сообщение! Хотите узнать, от кого оно?

Дети: - Хотим!

Воспитатель: - Тогда слушайте: «Приглашаю вас в кругосветное путешествие на Остров

Сокровищ искать клад. Компасик.»

- Вы хотите отправиться на Остров Сокровищ с Компасиком искать клад?

Дети: - Хотим!

Голос Компасика: «Спасибо вам, ребята. Я очень рад, что вы отправляетесь со мной искать

Клад! Прошу вас поторопиться, взять с собой все необходимое. Жду

вас у входа в детский сад»

Воспитатель: - Ребята, вспомните, что мы должны взять с собой в кругосветное

путешествие?

Дети: - Вещмешки, фляжки с водой, бумагу, компасы, карандаш

Воспитатель: - Молодцы! Все это нам очень пригодится. Предлагаю каждому из вас,

Ребята, взять с собой компас, а все остальное возьму я.

Дети подходят и берут компасы

Воспитатель: - А сейчас нам нужно быстро одеться и поторопиться к выходу.

Дети одеваются

Воспитатель: - Давайте, ребята, вспомним с вами правила поведения во время экскурсий

по незнакомым местам. Я начну, а вы продолжите. Нужно быть каким?.

Дети: - Внимательным, аккуратным, смелым, осторожным, уметь помогать друг

Другу, не бояться трудностей, быть сообразительным, уметь пользоваться

компасом, хорошо знать ориентиры, уметь двигаться по схеме, не

отставать от других, четко выполнять команды проводника

Воспитатель: - Молодцы! Если вы, ребята, точно будете выполнять все правила, то легко

преодолеете все трудности.

СМС-сообщение: «Внимание, связь с вами я буду поддерживать через

сообщения по телефону. Вижу, что вы уже готовы, тогда смелее в путь!»

Компасик: - «Посмотрите, перед вами карта Островов. На ней зеленым цветом обозначен

Остров Сокровищ»

- Скажите, в каком направлении расположен остров на листе бумаги?

Дети: - В левом верхнем углу

Компасик: - А в какой части света?

Дети: - На юго-востоке

Компасик: «Вы назвали точное расположение Острова Сокровищ. Именно туда мы сейчас

и полетим».

- Предлагаю всем занять свои места.

Воспитатель: - «Внимание, - говорит командир корабля – Наш самолет взял курс на Остров

Сокровищ. Мы летим по маршруту, который находится прямо перед вами»

- Посмотрите, впереди вас стрелками обозначено начало и конец пути.

(Звучит музыка полета)

Дети бегут друг за другом змейкой, изображая движения самолета.

Воспитатель: «Наш самолет идет на посадку»

-Компасик шлет нам сообщение: «Мы прилетели на Остров Сокровищ, но,

чтобы найти клад, нам нужна карта. Эту карту порвали злые пираты, и

спрятали ее части по разным местам. Ребята, вы поможете мне найти карту?

Дети: - Поможеи.

Компасик: «Спасибо»

- А когда карта будет составлена, то мы легко определим, где спрятан клад.

СМС-сообщение: «Найти карту, юные путешественники, вам будет нелегко: необходимо выполнить задания и не испугаться трудностей. Помните, если вы правильно выполните задания, то сможете найти 4 части карты, и составить их вместе.

Воспитатель: - Итак, 1-е задание: нужно встать лицом к спортивной площадке, повернуть направо, пройти 12 шагов, затем снова повернуть направо и пройти вперед еще 12 шагов. Дальше вы увидите знак, который покажет вам, где спрятана часть карты. Желаю удачи!»

Дети идут по указанному направлению. (Перед ними стоит знак)

Воспитатель: - Что означает этот знак?

Дети: - Внимание, посмотрите налево вниз. (Находят 1-ю часть карты с

приклеенной запиской)

Воспитатель: - Посмотрите, оказывается, мы нашли не только 1-ю часть карты, но и

подсказку для нас. Послушайте: в ней – 2-е задание: «Ребята соберитесь все на одной тропинке, у «подножья горы». Вам предстоит совершить подъем в «горы». Подниматься вы будете двумя группами. Каждая группа пойдет своей дорогой. Надо быть очень осторожными, чтобы не провалиться в «ущелье».

1-я группа пойдет по лесной тропинке, выбирая звериные следы. Идти можно только по «лисьим» следам. Будьте внимательны!

2-я группа пойдет по заданным схемам. На схемах цифрами показано, сколько шагов нужно идти, и в каком направлении.

Обе команды должны достигнуть «вершины горы» почти одновременно. На самой «вершине» будет стоять красный флаг»

- По каким следам вы пойдете? Лиза, Саша?

Дети: - По «лисьим»

Воспитатель: - Как ты будешь двигаться до флажка? Вика, Саша, Егор?

Дети: - По схеме

Воспитатель: - Молодцы! Если нет вопросов, то начинаем по команде: «1,2,3, беги»

Как только обе группы прибегают к флажку, я спрашиваю 2-3 детей:

- Расскажите, как вы двигались?

Дети: - Я бежала только по «лисьим» следам

Воспитатель: - Это было трудно?

Дети: - Да, потому что нужно быть внимательным и не перепутать с «заячьими» и

«беличьими» следами

Воспитатель: - Как удалось справиться с заданием второй подгруппе? Саша?

Дети: - У меня была схема, по ней я бежал сначала прямо 15 шага, затем повернул

налево еще 10 шагов, а потом побежал по наклонной линии, наискосок, 10

шагов. Так я добрался до «вершины горы»

Воспитатель: - Молодцы! Нам удалось найти 2-ю часть карты, а с ней и 3-е задание: «Знаю,

что вы нашли 2 части карты. Но вот беда, 3-ю часть карты можно найти

только на другом берегу реки, мост через речку сломали злые пираты»

- Итак, сейчас нам всем предстоит хорошо подумать и сказать, как можно

перебраться через речку.

Дети: - переплыть, держась за бревно, смастерить плот, перекинуть веревочный

Мост.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Все ваши предложения правильные. Но посмотрите, кто-

то на берегу оставил канаты, веревки, мерки и даже цифры. Кто же это мог

быть?

Дети: - Компасик, добрые люди

Воспитатель: - Я думаю, что это Компасик: он же нам помогает.

- Что сейчас мы с вами можем сделать с помощью этих предметов?

Дети: - Построить веревочный мост

Воспитатель: - Молодцы, вы очень догадливы. Ребята, переправа может тоже быть

опасной, поэтому я предлагаю перебираться снова 2-мя командами: каждая

команда должна перекинуть для себя свой «мост»

- Слушайте мою команду. Ширина реки составляет 5 условных мерок. Перед

вами лежат веревки, полоски и цифры. Как мы с вами можем подобрать

веревку, которую перекинем через реку? Что с ней нужно сделать?

Дети: - Измерить обе веревки и выбрать подходящую

Воспитатель: - Каждая команда должна действовать быстро и четко, поэтому

распределитесь, кто из вас будет вытягивать и держать за концы веревку

(двое, кто будет работать меркой, а кто-обозначать результаты измерения

цифрами. Помните, что измерить надо обе веревки.

1,2,3, начни.

Дети приступают к измерению. В каждой команде по 10 детей: 5 человек измеряют веревку, другие 5 человек – канат. Когда дети убедились, что канат более длинный и он плотнее, чем веревка, то «перебрасывают его через речку» и переходят.

Воспитатель: - Команды не могут идти дальше, пока не перейдет последний участник.

- Итак, мы снова вместе. Молодцы!

- Посмотрите, стрелка показывает нам направление. Куда?

Дети: - Направо

(Идут и около кустов находят 3-ю часть карты и записку)

Воспитатель: - Нам удалось найти еще часть карты. Какую по счету?

Дети: - Третью

СМС-сообщение: «Сейчас нужно каждому пройти по «равнине», ориентируясь по компасу:

4 шага на Восток, затем двигаться в северном направлении; там есть

«заброшенная бухта», в ней вы найдете «Старый корабль», на «корме

Корабля» спрятана последняя часть карты Острова Сокровищ.

Желаю удачи! Вы на правильном пути. Компасик».

Дети идут, находят последнюю часть карты, а вместе с ней конверт

Воспитатель: - Давайте посмотрим, чем же интересна 4-я часть найденной карты

Дети составляют карту из 4-х частей

Воспитатель: - Как вы думаете, что обозначает на карте красный кружок?

Дети: - Место, где спрятан клад?

Воспитатель: - Молодцы! Я тоже так думаю.

СМС-сообщение: «Ребята, хотите побыстрее найти клад? Тогда воспользуйтесь

Подсказками. Они находятся в конверте. Подсказки покажут вам, в

каком направлении нужно двигаться и на какие ориентиры обращать

внимание»

Воспитатель: - Итак, кладоискатели, внимательно посмотрите свои маршруты, обратите

внимание, какие ориентиры вы должны встретить на своем пути.

- 1,2,3….иди….

Дети смотрят. Идут по маршрутам, указанным на листе бумаги. (Все должны придти к одному дереву).

Воспитатель: - Посмотрите, мы все оказались около одного дерева, значит, клад спрятан

здесь. Осмотритесь, где он?

Дети находят на ветке «сундучок». Открывают: в «сундучке» лежат старинные монеты.

СМС-сообщение: «Спасибо вам, ребята! Вы-настоящие герои: нашли старинные монеты, давным-давно спрятанные пиратами»

Воспитатель: - А сейчас нам пора вместе с сокровищами возвращаться в детский сад.

(Звучит музыка) – Имитация полета

- Ну, вот мы и в детском саду. Где мы с вами побывали?

Дети: - На острове сокровищ

Воспитатель: - Вам понравилось путешествие?

Дети: - Понравилось

Воспитатель: - Что было самым интересным? Какое задание оказалось самым трудным?

Почему? Хотели бы еще отправиться в путешествие куда-нибудь?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю подарить найденные вами монеты музею детского

сада, чтобы их все могли увидеть

Дети идут в музей.

Публикации по теме:

План работы по самообразованию по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством фототворчества» 1. Якимова Юлия Владимировна 2. Образование - высшее 3. Тема самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Презентация Использование перфокарт в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП Презентация «Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Геометрические фигуры
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
«Путешествие на Остров Сокровищ». Занятие по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 ноября 2013 в 15:37
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...