«Путешествие на Остров Сокровищ». Занятие по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Любовь Ястребова
«Путешествие на Остров Сокровищ». Занятие по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятий по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие на Остров Сокровищ»

Программное содержание:

1. Учить детей самостоятельному ориентированию на местности

2. Продолжать учить детей словесно строить определенный путь (уметь объяснять его) по намеченным ориентирам

3. Развивать у детей умение использовать условную мерку для измерения длины (каната, шнура)

4. Закреплять умение ориентироваться на карте; умение пользоваться компасом для ориентировки на местности; закреплять умение ориентироваться в частях света, знать и называть их.

5. Формировать навык самоконтроля, самооценки; развивать память, внимание, речь

6. Воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки.)

Методические приемы:

• Решение проблемной ситуации Уточнение

• Проблемно-поисковые вопросы

«Ловушка» (самостоятельно, без помощи взрослых, перебраться через речку; среди трех видов следов – «лисьих», «заячьих», «беличьих» - пройти только по «лисьим» следам)

• Самостоятельные действия детей (ориентироваться по компасу, найти клад по основным ориентирам)

Предложения к детям («полететь» на Остров Сокровищ искать клад, подарить найденные старинные монеты в музей детского сада)

• Детская самооценка, самоконтроль

• Составление детьми рассказов (о том, как они двигались по определенному маршруту).

Предварительная работа:

1. Рассматривание географических карт, атласов

2. Чтение детям художественных произведений о путешественниках, мореплавателях, кладоискателях

3. Разгадывание загадок (по схемам и планам)

4. Игры и игровые упражнение.

Индивидуальная работа:

1. Помочь Герману Б., Насте Л. Определить «лисьи» следы

2. Помочь Маше П., Лизе Ш., Диме О. в ориентировке по заданной схеме

3. Лизе А., Наташе М. оказать помощь в измерении каната условной меркой

4. Обратить внимание на Диму И. во время ориентирования по компасу в разных направлениях.

Дифференцированный подход:

Задание с разной степенью сложности:

2-е задание – игровое упражнение «Дойди до флажка»

- для 1-й подгруппы предлагается пройти определенный участок по заданным схемам;

- для 2-й подгруппы – пройти только по «лисьим» следам из трех предложений;

3-е задание – игра «Найди клад»

- 1-й подгруппе предложить на карточках 5 ориентиров;

- 2-й подгруппе – 4 ориентира;

- 3-й подгруппе – 3 ориентира.

Ход занятий

Воспитатель: Пришло СМС-сообщение.

- Ребята, к нам пришло сообщение! Хотите узнать, от кого оно?

Дети: - Хотим!

Воспитатель: - Тогда слушайте: «Приглашаю вас в кругосветное путешествие на Остров

Сокровищ искать клад. Компасик.»

- Вы хотите отправиться на Остров Сокровищ с Компасиком искать клад?

Дети: - Хотим!

Голос Компасика: «Спасибо вам, ребята. Я очень рад, что вы отправляетесь со мной искать

Клад! Прошу вас поторопиться, взять с собой все необходимое. Жду

вас у входа в детский сад»

Воспитатель: - Ребята, вспомните, что мы должны взять с собой в кругосветное

путешествие?

Дети: - Вещмешки, фляжки с водой, бумагу, компасы, карандаш

Воспитатель: - Молодцы! Все это нам очень пригодится. Предлагаю каждому из вас,

Ребята, взять с собой компас, а все остальное возьму я.

Дети подходят и берут компасы

Воспитатель: - А сейчас нам нужно быстро одеться и поторопиться к выходу.

Дети одеваются

Воспитатель: - Давайте, ребята, вспомним с вами правила поведения во время экскурсий

по незнакомым местам. Я начну, а вы продолжите. Нужно быть каким?.

Дети: - Внимательным, аккуратным, смелым, осторожным, уметь помогать друг

Другу, не бояться трудностей, быть сообразительным, уметь пользоваться

компасом, хорошо знать ориентиры, уметь двигаться по схеме, не

отставать от других, четко выполнять команды проводника

Воспитатель: - Молодцы! Если вы, ребята, точно будете выполнять все правила, то легко

преодолеете все трудности.

СМС-сообщение: «Внимание, связь с вами я буду поддерживать через

сообщения по телефону. Вижу, что вы уже готовы, тогда смелее в путь!»

Компасик: - «Посмотрите, перед вами карта Островов. На ней зеленым цветом обозначен

Остров Сокровищ»

- Скажите, в каком направлении расположен остров на листе бумаги?

Дети: - В левом верхнем углу

Компасик: - А в какой части света?

Дети: - На юго-востоке

Компасик: «Вы назвали точное расположение Острова Сокровищ. Именно туда мы сейчас

и полетим».

- Предлагаю всем занять свои места.

Воспитатель: - «Внимание, - говорит командир корабля – Наш самолет взял курс на Остров

Сокровищ. Мы летим по маршруту, который находится прямо перед вами»

- Посмотрите, впереди вас стрелками обозначено начало и конец пути.

(Звучит музыка полета)

Дети бегут друг за другом змейкой, изображая движения самолета.

Воспитатель: «Наш самолет идет на посадку»

-Компасик шлет нам сообщение: «Мы прилетели на Остров Сокровищ, но,

чтобы найти клад, нам нужна карта. Эту карту порвали злые пираты, и

спрятали ее части по разным местам. Ребята, вы поможете мне найти карту?

Дети: - Поможеи.

Компасик: «Спасибо»

- А когда карта будет составлена, то мы легко определим, где спрятан клад.

СМС-сообщение: «Найти карту, юные путешественники, вам будет нелегко: необходимо выполнить задания и не испугаться трудностей. Помните, если вы правильно выполните задания, то сможете найти 4 части карты, и составить их вместе.

Воспитатель: - Итак, 1-е задание: нужно встать лицом к спортивной площадке, повернуть направо, пройти 12 шагов, затем снова повернуть направо и пройти вперед еще 12 шагов. Дальше вы увидите знак, который покажет вам, где спрятана часть карты. Желаю удачи!»

Дети идут по указанному направлению. (Перед ними стоит знак)

Воспитатель: - Что означает этот знак?

Дети: - Внимание, посмотрите налево вниз. (Находят 1-ю часть карты с

приклеенной запиской)

Воспитатель: - Посмотрите, оказывается, мы нашли не только 1-ю часть карты, но и

подсказку для нас. Послушайте: в ней – 2-е задание: «Ребята соберитесь все на одной тропинке, у «подножья горы». Вам предстоит совершить подъем в «горы». Подниматься вы будете двумя группами. Каждая группа пойдет своей дорогой. Надо быть очень осторожными, чтобы не провалиться в «ущелье».

1-я группа пойдет по лесной тропинке, выбирая звериные следы. Идти можно только по «лисьим» следам. Будьте внимательны!

2-я группа пойдет по заданным схемам. На схемах цифрами показано, сколько шагов нужно идти, и в каком направлении.

Обе команды должны достигнуть «вершины горы» почти одновременно. На самой «вершине» будет стоять красный флаг»

- По каким следам вы пойдете? Лиза, Саша?

Дети: - По «лисьим»

Воспитатель: - Как ты будешь двигаться до флажка? Вика, Саша, Егор?

Дети: - По схеме

Воспитатель: - Молодцы! Если нет вопросов, то начинаем по команде: «1,2,3, беги»

Как только обе группы прибегают к флажку, я спрашиваю 2-3 детей:

- Расскажите, как вы двигались?

Дети: - Я бежала только по «лисьим» следам

Воспитатель: - Это было трудно?

Дети: - Да, потому что нужно быть внимательным и не перепутать с «заячьими» и

«беличьими» следами

Воспитатель: - Как удалось справиться с заданием второй подгруппе? Саша?

Дети: - У меня была схема, по ней я бежал сначала прямо 15 шага, затем повернул

налево еще 10 шагов, а потом побежал по наклонной линии, наискосок, 10

шагов. Так я добрался до «вершины горы»

Воспитатель: - Молодцы! Нам удалось найти 2-ю часть карты, а с ней и 3-е задание: «Знаю,

что вы нашли 2 части карты. Но вот беда, 3-ю часть карты можно найти

только на другом берегу реки, мост через речку сломали злые пираты»

- Итак, сейчас нам всем предстоит хорошо подумать и сказать, как можно

перебраться через речку.

Дети: - переплыть, держась за бревно, смастерить плот, перекинуть веревочный

Мост.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Все ваши предложения правильные. Но посмотрите, кто-

то на берегу оставил канаты, веревки, мерки и даже цифры. Кто же это мог

быть?

Дети: - Компасик, добрые люди

Воспитатель: - Я думаю, что это Компасик: он же нам помогает.

- Что сейчас мы с вами можем сделать с помощью этих предметов?

Дети: - Построить веревочный мост

Воспитатель: - Молодцы, вы очень догадливы. Ребята, переправа может тоже быть

опасной, поэтому я предлагаю перебираться снова 2-мя командами: каждая

команда должна перекинуть для себя свой «мост»

- Слушайте мою команду. Ширина реки составляет 5 условных мерок. Перед

вами лежат веревки, полоски и цифры. Как мы с вами можем подобрать

веревку, которую перекинем через реку? Что с ней нужно сделать?

Дети: - Измерить обе веревки и выбрать подходящую

Воспитатель: - Каждая команда должна действовать быстро и четко, поэтому

распределитесь, кто из вас будет вытягивать и держать за концы веревку

(двое, кто будет работать меркой, а кто-обозначать результаты измерения

цифрами. Помните, что измерить надо обе веревки.

1,2,3, начни.

Дети приступают к измерению. В каждой команде по 10 детей: 5 человек измеряют веревку, другие 5 человек – канат. Когда дети убедились, что канат более длинный и он плотнее, чем веревка, то «перебрасывают его через речку» и переходят.

Воспитатель: - Команды не могут идти дальше, пока не перейдет последний участник.

- Итак, мы снова вместе. Молодцы!

- Посмотрите, стрелка показывает нам направление. Куда?

Дети: - Направо

(Идут и около кустов находят 3-ю часть карты и записку)

Воспитатель: - Нам удалось найти еще часть карты. Какую по счету?

Дети: - Третью

СМС-сообщение: «Сейчас нужно каждому пройти по «равнине», ориентируясь по компасу:

4 шага на Восток, затем двигаться в северном направлении; там есть

«заброшенная бухта», в ней вы найдете «Старый корабль», на «корме

Корабля» спрятана последняя часть карты Острова Сокровищ.

Желаю удачи! Вы на правильном пути. Компасик».

Дети идут, находят последнюю часть карты, а вместе с ней конверт

Воспитатель: - Давайте посмотрим, чем же интересна 4-я часть найденной карты

Дети составляют карту из 4-х частей

Воспитатель: - Как вы думаете, что обозначает на карте красный кружок?

Дети: - Место, где спрятан клад?

Воспитатель: - Молодцы! Я тоже так думаю.

СМС-сообщение: «Ребята, хотите побыстрее найти клад? Тогда воспользуйтесь

Подсказками. Они находятся в конверте. Подсказки покажут вам, в

каком направлении нужно двигаться и на какие ориентиры обращать

внимание»

Воспитатель: - Итак, кладоискатели, внимательно посмотрите свои маршруты, обратите

внимание, какие ориентиры вы должны встретить на своем пути.

- 1,2,3….иди….

Дети смотрят. Идут по маршрутам, указанным на листе бумаги. (Все должны придти к одному дереву).

Воспитатель: - Посмотрите, мы все оказались около одного дерева, значит, клад спрятан

здесь. Осмотритесь, где он?

Дети находят на ветке «сундучок». Открывают: в «сундучке» лежат старинные монеты.

СМС-сообщение: «Спасибо вам, ребята! Вы-настоящие герои: нашли старинные монеты, давным-давно спрятанные пиратами»

Воспитатель: - А сейчас нам пора вместе с сокровищами возвращаться в детский сад.

(Звучит музыка) – Имитация полета

- Ну, вот мы и в детском саду. Где мы с вами побывали?

Дети: - На острове сокровищ

Воспитатель: - Вам понравилось путешествие?

Дети: - Понравилось

Воспитатель: - Что было самым интересным? Какое задание оказалось самым трудным?

Почему? Хотели бы еще отправиться в путешествие куда-нибудь?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю подарить найденные вами монеты музею детского

сада, чтобы их все могли увидеть

Дети идут в музей.

Публикации по теме:

План работы по самообразованию по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством фототворчества» 1. Якимова Юлия Владимировна 2. Образование - высшее 3. Тема самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Презентация Использование перфокарт в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП Презентация «Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Математика
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
«Путешествие на Остров Сокровищ». Занятие по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 ноября 2013 в 15:37
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий летнего развлечения «Волшебная ромашка»
Развлечение запланировано провести на летней площадке детского сада. Данный материал будет полезен педагогам, родителям при организации летнего досуга для...
Выставка рисунков «Дошкольное творчество» (нетрадиционное рисование). Фотоотчёт
Добро пожаловать в мир творчества и созидания, мир, хорошо вам знакомый, если вы хотя бы раз пробовали что-нибудь изобразить мелками на бумаге, просто...
«Мы желаем счастья вам». Песня-поздравление детского сада с юбилеем
Песня-поздравление детского сада с юбилеем Эту песню мы исполнили коллективом на юбилее старейшего в нашем городе детского сада. Такой вот был музыкальный...
Беседа с детьми «Сирень»
Тема "Сирень" Цель: Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием цветов. Задачи: Рассказать детям о сирени; расширять кругозор ; развивать...
Фотоотчет «Веселые старты»
На последнем занятии по физической культуре мы детям устроили спортивные веселые старты с разным спортивным инвентарем и спортивными играми. Для начала...