«Путешествие на север». Конспект комплексного занятия

Наталья Бычкова
«Путешествие на север». Конспект комплексного занятия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕРЕЗОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2»

Методическая разработка для участия в районном конкурсе

«Реализация национально-регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях».

Образовательная ситуация «Путешествие в музей севера»

Воспитатели:

Ефремова Раиса Михайловна,

Бычкова Наталья Ивановна

п. Березовка

2014г.

Аннотация.

Одним из приоритетных направлений с дошкольниками является внедрение в образовательный процесс краевого национально-регионального компонента. Данное занятие позволяет воспитанникам познакомиться с жизнью севера Красноярского края. В соответствии с Федеральными государственными требованиями занятие учитывает интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество.

Цель: расширение представлений о севере Красноярского края.

Задачи: - стимулировать интерес детей к разнообразию и подлинности музейных экспозиций;

- способствовать получению детьми дополнительных знаний о жизни людей, живущих на севере края;

- формировать познавательный интерес к населению севера, растительности и животного мира через экспозиции мини-музея;

- воспитывать бережное отношение к природе севера.

Используемый материал:

• частная коллекция экспозиций по теме (картины, изделия из кожи, меха, гербарий северных растений);

• фотоальбом, аудиозапись с шумом самолета;

• лист (полоса из ватмана) с нанесенным карандашом сюжетом, клейстер, кисти, предметные картинки.

Предварительная работа:

Рассказы о северном крае, рассматривание иллюстраций, фотоальбома. Чтение книг о севере (Г. Снегирев «Песцовая земля», Ненецкая сказка «Айога», рассматривание картин М. М. Мечева «В тундре», Денисов «Ледовая разведка», Грызлов «Эвенкия».

Сюжетно-ролевая игра «Самолет».

Литература:

В. К. Корепанов: Издательство «Советская Россия» Москва, 1979 г.,

В. Сергеев «Тундра проснулась», В. Бороздин «Мазарка-житель тундры».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество».

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, а у меня для вас сюрприз. Вас приглашает в гости девочка Северина на север нашего края. Она хочет, чтобы вы больше узнали о жизни севера, животного и растительного мира. На чем можно туда отправиться? (Ответы детей)

Давайте отправимся туда на самолете. Дети садятся в «самолет».

Перед детьми появляется «стюардесса» - заранее подготовленный ребенок.

Стюардесса:

Уважаемые пассажиры, я приветствую вас на борту авиалайнера ТУ-154. Мы совершаем рейс по маршруту: «Красноярск - Туруханск». Полет будет проходить на высоте 10.000 м. Температура за бортом -53 °. В полете вам будут предложены прохладительные напитки, газеты, журналы и сладости. А сейчас прошу пристегнуть ремни безопасности (фото 1).Экипаж во главе с Самойловым Артемом желает всем приятного полета!

(Звучит аудиозапись с шумом мотора самолета). Посмотрите в иллюминаторы, мы пролетаем над тундрой, вечной мерзлотой. Во время полета детям предлагается посмотреть небольшой видеофильм.

Показ видеофильма (Тундра, вечная мерзлота).

Стюардесса:

Наш полет прошел успешно. Мы приземлились в аэропорту г. Туруханска. Желаем всем счастливого пути!

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, нас встречает Северина (дети знакомятся с Севериной и она приглашает их посетить музей) (фото 2).

Северина:

Ребята, вот мы и прибыли в музей, давайте вспомним правила поведения в музее (дети отвечают).

Дети, я предлагаю внимательно, не спеша пройти вначале к столам, где расположена экспозиция «Одежда народов севера», рассмотреть их, обсудить друг с другом о назначении вещей, исследовать из чего сделаны (дети рассматривают оленевода и северянку (фото 3).

Посмотрите, какая необычная на них одежда! Вы знаете, почему они так одеты? (ответы детей). Да, на севере очень холодно, особенно зимой.

Я подготовила для вас разрезные картинки, на которых изображены одежда оленевода и женская одежда. (Дети делятся на две группы с помощью разрезных картинок, садятся по подгруппам, складывают картинки, составляют по ним рассказы).

Северина:

Вы все правильно рассказали, я хочу дополнить ваш рассказ, мужчины носят шубу мехом внутрь – эта шуба называется малица. Женская шуба называется – паница или ягушка. На ногах – унты. Для украшения выбраны простые, но яркие шерстяные полоски. На одежде-панице можно заметить знакомый элемент. На что он похож? (на рога). Чем украшали одежду рукодельницы? (Ответы детей).

Кто знает, как называется дом на севере? (Дети отвечают –чум).

Северина приглашает к экспозиции «Чум» (фото 4).Там разводят очаг (огонь, готовят пищу, дым от огня поднимается и выходит через отверстие в чуме сверху. Чум сооружают из каркаса палок, после покрывают оленьей шкурой. Маленькие дети находятся около родителей, а старшие ребята учатся в школе – интернате, далеко от дома.

Кто же кормит, одевает, служит транспортом для жителей севера? (Олень).

Основное занятие коренного населения? (оленеводство) Каждая семья имеет стадо оленей, с которыми кочует по тундре. Питаются олени травой - ягелем. А чем еще может заниматься местное население кроме оленеводства? (рыбалка, охота, собирают грибы, ягоды)

Ребята, теперь я предлагаю вам поиграть в игру «У оленя дом большой» Дети произносят слова с определенными движениями, все быстрее и быстрее (фото 5).

На севере не растут высокие деревья. Почему? (Ответы детей). Давайте проверим и проведем эксперимент. Дети делятся на подгруппы. Воспитатель предлагает взять 2 горшка с землей, в одном из которых под небольшим слоем земли находится пластиковая крышка, закрывающая всю поверхность. В горшки наливаем одинаковое количество воды и наблюдаем, как она впитывается в землю (фото 6).

Почему в одном из горшков вода осталась на поверхности? (Выводы детей). Дополнение воспитателя: сравнение крышки с мерзлотой. Воде вглубь земли мешает просочиться вечная мерзлота, и корни деревьев не могут глубоко проникнуть в землю, а соответственно удерживать деревья при сильных порывах ветра, поэтому деревья такие низкие,растительность низкая - карликовая. На глубине 1 м - лед, вечная мерзлота.

Дети знакомятся с растительностью севера (фото 7).

Северина:

Дети, обратите внимание на картину Грызлова «Эвенкия», на ней изображена буровая вышка, это месторождение нефти и газа (фото 8).

Для чего нам необходимы газ и нефть? (ответы детей).

А теперь давайте поиграем в игру «Что это?»

Медведь – животное, а омуль -…;

Омуль – рыба, а Туруханск -…;

Туруханск – город, а Енисей - …;

Енисей – река, а чум - …;

Чум – жилище, а лайка - …;

Лайка – собака, а ягель – мох.

Северина:

Наша экскурсия подошла к концу. Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей).

Воспитатель:

Давайте поблагодарим Северину и изготовим для музея подарок, коллаж «Жизнь севера». Детям предлагаются различные картинки. Они выбирают те, которые подходят к соответствующей теме. (Изготовление коллажа). (фото 9). Дети прощаются, отправляются в аэропорт и улетают в Красноярск.

Публикации по теме:

Визитная карточка ДОУ Визитная карточка муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» города.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Научная лаборатория
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Путешествие на север». Конспект комплексного занятия
Опубликовано: 9 марта 2014 в 17:52
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...
Эссе «Моя профессия — воспитатель»
ЭССЕ «Моя профессия - воспитатель» Воспитатель – что это? Призвание? Работа? Или что-то другое? Каждый воспитатель на данный вопрос ответит по-своему....