«Путешествие на север». Конспект комплексного занятия

Наталья Бычкова
«Путешествие на север». Конспект комплексного занятия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕРЕЗОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2»

Методическая разработка для участия в районном конкурсе

«Реализация национально-регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях».

Образовательная ситуация «Путешествие в музей севера»

Воспитатели:

Ефремова Раиса Михайловна,

Бычкова Наталья Ивановна

п. Березовка

2014г.

Аннотация.

Одним из приоритетных направлений с дошкольниками является внедрение в образовательный процесс краевого национально-регионального компонента. Данное занятие позволяет воспитанникам познакомиться с жизнью севера Красноярского края. В соответствии с Федеральными государственными требованиями занятие учитывает интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество.

Цель: расширение представлений о севере Красноярского края.

Задачи: - стимулировать интерес детей к разнообразию и подлинности музейных экспозиций;

- способствовать получению детьми дополнительных знаний о жизни людей, живущих на севере края;

- формировать познавательный интерес к населению севера, растительности и животного мира через экспозиции мини-музея;

- воспитывать бережное отношение к природе севера.

Используемый материал:

• частная коллекция экспозиций по теме (картины, изделия из кожи, меха, гербарий северных растений);

• фотоальбом, аудиозапись с шумом самолета;

• лист (полоса из ватмана) с нанесенным карандашом сюжетом, клейстер, кисти, предметные картинки.

Предварительная работа:

Рассказы о северном крае, рассматривание иллюстраций, фотоальбома. Чтение книг о севере (Г. Снегирев «Песцовая земля», Ненецкая сказка «Айога», рассматривание картин М. М. Мечева «В тундре», Денисов «Ледовая разведка», Грызлов «Эвенкия».

Сюжетно-ролевая игра «Самолет».

Литература:

В. К. Корепанов: Издательство «Советская Россия» Москва, 1979 г.,

В. Сергеев «Тундра проснулась», В. Бороздин «Мазарка-житель тундры».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество».

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, а у меня для вас сюрприз. Вас приглашает в гости девочка Северина на север нашего края. Она хочет, чтобы вы больше узнали о жизни севера, животного и растительного мира. На чем можно туда отправиться? (Ответы детей)

Давайте отправимся туда на самолете. Дети садятся в «самолет».

Перед детьми появляется «стюардесса» - заранее подготовленный ребенок.

Стюардесса:

Уважаемые пассажиры, я приветствую вас на борту авиалайнера ТУ-154. Мы совершаем рейс по маршруту: «Красноярск - Туруханск». Полет будет проходить на высоте 10.000 м. Температура за бортом -53 °. В полете вам будут предложены прохладительные напитки, газеты, журналы и сладости. А сейчас прошу пристегнуть ремни безопасности (фото 1).Экипаж во главе с Самойловым Артемом желает всем приятного полета!

(Звучит аудиозапись с шумом мотора самолета). Посмотрите в иллюминаторы, мы пролетаем над тундрой, вечной мерзлотой. Во время полета детям предлагается посмотреть небольшой видеофильм.

Показ видеофильма (Тундра, вечная мерзлота).

Стюардесса:

Наш полет прошел успешно. Мы приземлились в аэропорту г. Туруханска. Желаем всем счастливого пути!

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, нас встречает Северина (дети знакомятся с Севериной и она приглашает их посетить музей) (фото 2).

Северина:

Ребята, вот мы и прибыли в музей, давайте вспомним правила поведения в музее (дети отвечают).

Дети, я предлагаю внимательно, не спеша пройти вначале к столам, где расположена экспозиция «Одежда народов севера», рассмотреть их, обсудить друг с другом о назначении вещей, исследовать из чего сделаны (дети рассматривают оленевода и северянку (фото 3).

Посмотрите, какая необычная на них одежда! Вы знаете, почему они так одеты? (ответы детей). Да, на севере очень холодно, особенно зимой.

Я подготовила для вас разрезные картинки, на которых изображены одежда оленевода и женская одежда. (Дети делятся на две группы с помощью разрезных картинок, садятся по подгруппам, складывают картинки, составляют по ним рассказы).

Северина:

Вы все правильно рассказали, я хочу дополнить ваш рассказ, мужчины носят шубу мехом внутрь – эта шуба называется малица. Женская шуба называется – паница или ягушка. На ногах – унты. Для украшения выбраны простые, но яркие шерстяные полоски. На одежде-панице можно заметить знакомый элемент. На что он похож? (на рога). Чем украшали одежду рукодельницы? (Ответы детей).

Кто знает, как называется дом на севере? (Дети отвечают –чум).

Северина приглашает к экспозиции «Чум» (фото 4).Там разводят очаг (огонь, готовят пищу, дым от огня поднимается и выходит через отверстие в чуме сверху. Чум сооружают из каркаса палок, после покрывают оленьей шкурой. Маленькие дети находятся около родителей, а старшие ребята учатся в школе – интернате, далеко от дома.

Кто же кормит, одевает, служит транспортом для жителей севера? (Олень).

Основное занятие коренного населения? (оленеводство) Каждая семья имеет стадо оленей, с которыми кочует по тундре. Питаются олени травой - ягелем. А чем еще может заниматься местное население кроме оленеводства? (рыбалка, охота, собирают грибы, ягоды)

Ребята, теперь я предлагаю вам поиграть в игру «У оленя дом большой» Дети произносят слова с определенными движениями, все быстрее и быстрее (фото 5).

На севере не растут высокие деревья. Почему? (Ответы детей). Давайте проверим и проведем эксперимент. Дети делятся на подгруппы. Воспитатель предлагает взять 2 горшка с землей, в одном из которых под небольшим слоем земли находится пластиковая крышка, закрывающая всю поверхность. В горшки наливаем одинаковое количество воды и наблюдаем, как она впитывается в землю (фото 6).

Почему в одном из горшков вода осталась на поверхности? (Выводы детей). Дополнение воспитателя: сравнение крышки с мерзлотой. Воде вглубь земли мешает просочиться вечная мерзлота, и корни деревьев не могут глубоко проникнуть в землю, а соответственно удерживать деревья при сильных порывах ветра, поэтому деревья такие низкие,растительность низкая - карликовая. На глубине 1 м - лед, вечная мерзлота.

Дети знакомятся с растительностью севера (фото 7).

Северина:

Дети, обратите внимание на картину Грызлова «Эвенкия», на ней изображена буровая вышка, это месторождение нефти и газа (фото 8).

Для чего нам необходимы газ и нефть? (ответы детей).

А теперь давайте поиграем в игру «Что это?»

Медведь – животное, а омуль -…;

Омуль – рыба, а Туруханск -…;

Туруханск – город, а Енисей - …;

Енисей – река, а чум - …;

Чум – жилище, а лайка - …;

Лайка – собака, а ягель – мох.

Северина:

Наша экскурсия подошла к концу. Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей).

Воспитатель:

Давайте поблагодарим Северину и изготовим для музея подарок, коллаж «Жизнь севера». Детям предлагаются различные картинки. Они выбирают те, которые подходят к соответствующей теме. (Изготовление коллажа). (фото 9). Дети прощаются, отправляются в аэропорт и улетают в Красноярск.

Публикации по теме:

Визитная карточка ДОУ Визитная карточка муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» города.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Научная лаборатория
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Путешествие на север». Конспект комплексного занятия
Опубликовано: 9 марта 2014 в 17:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Мир вокруг большой и разный» Фоторепортаж
22 марта наши воспитанники МБДОУ №113 стали участниками районного мероприятия «Мир вокруг большой и разный» В сети библиотек Канавинского района открылась...
Фотоотчет с театрального мероприятия «Приключение принца Василька в Цветочном...
Фотоотчет с театрального мероприятия «Приключение принца Василька в Цветочном Королевстве". Не часто нам приходится принимать таких гостей. Сегодня...
«Загадки Янтаря»
17 марта в ЦИТОИСе г Калининград прошел городской научно-исследовательский Фестиваль «Загадки Янтаря» в рамках реализации муниципальной опорной площадки...
Фотоотчет открытого занятия «Кому нужна вода» в старшей группе.
В гости на занятие пришли педагоги и родители. Мы дружно поздоровались с ними. Я сообщила детям, что придя утром в группу , открыла окно для проветривания...
НОД по развитию речи в первой младшей группе «Домашние животные и их детеныши».
НОД по развитию речи в первой младшей группе «Домашние животные и их детеныши». Цель занятия: обобщение знаний малышей о жизни домашних животных и их...