Путешествие по земле ямальской. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы

Ольга Василихина
Путешествие по земле ямальской. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы с использованием мультимедийной технологии.

Познавательно- речевое направление «Путешествие по земле ямальской»

Авторы разработки: старший воспитатель Ольга Анатольевна Василихина,

воспитатель Лидия Васильевна Тарасова.

Задачи:

образовательные:

- познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера в осенний период;

- закрепить с детьми названия осенних месяцев;

- продолжать учить детей осваивать слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета (золотистые, бурые, багряные) и размера осенних листьев;

- закрепить представления детей об осеннем небе,

- ввести в активный словарь детей слова: пурпурные листья, сонное небо, лоскутное одеяло, черешок листа, нарты;

- закрепить представления детей о птицах, обитающих на Ямале, формировать элементарные представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания, о путях приспособления к ней живых существ;

развивающие:

- развивать умение связно рассказывать о наблюдаемых объектах природы, используя опорные карты- схемы;

- умение замечать и осознавать противоречия в суждениях путем проведения опыта и эвристических рассуждений;

- анализировать и формулировать выводы, делать маленькие «открытия»;

- использование здоровьесберегающие технологии;

воспитательные:

- воспитывать любовь к родному краю;

- умение внимательно слушать ответы других детей;

Предварительная работа: экскурсия в парк: наблюдение деревьями и сбор осенних листьев для создания гербария; наблюдение за природными явлениями

Материал: гербарий из осенних листьев (березы, рябины, американского клена, ивы, кукла в национальном ненецком костюме - Хомани; географический глобус; нарты, мате-риал для проведения опыта (емкость с водой, бумажные салфетки, детский крем, пласт-массовые шары.

Проведение образовательной деятельности.

Психологический настрой детей на занятие и установление зрительного контакта воспитателя с детьми: приветствие воспитателя: - Руки, ноги, голова – полюбуйтесь это Я! Какие дети вы красивые и приветливые! А про каких людей говорят «этот человек любознательный»? Кого из вас можно назвать «любознательным»? (воспитатель выслушивает рассуждения детей).

Воспитатель: - Я с вами согласна – мы с вами очень любознательные, постоянно что-то узнаем и испытываем. А сегодня мы с вами совершим «путешествие по земле ямальской». Послушайте стихотворение Ивана Бунина «Листопад».(cлайд № 2)

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки елочки темнеют. (слайд № 3)

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца…

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Воспитатель: - О каком времени года говориться в этом стихотворении?

- Вспомните и назовите осенние месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь). (слайд № 4)

Воспитатель: Осень очень красивое время года на Ямале. Красота осени создается нарядом деревьев! (слайд № 5)

- Скажите какого цвета листья на деревьях? (желтые, зеленые, оранжевые, багряные, пурпурные). (слайд № 6)

- Какой формы бывают листья (круглой, овальной, резной). (слайд № 7)

- Что можно сказать о размере листьев (крупные, мелкие, маленькие).

- Кто из вас может объяснить значение слова «листопад»? (слайд № 8) – воспитатель выслушивает рассуждения детей

Воспитатель: - Итак, сделаем вывод: почему листья опадают с ветвей деревьев? (используя опорные схемы, дети делают умозаключения, что становится короче день, часто льют дожди, холодно, ветер дует сильнее и чаще).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на гербарий, который мы создали из листьев деревьев растущих у нас в парке «Дружбы». Изменили ли листья цвет?

Воспитатель:- Листья стали очень хрупкими. Брать их надо за черешок. Ребята, давайте поиграем с нашими листочками? Игра называется «Найти и назови правильно». Обратите внимание на слайде контуры листьев. Вам необходимо выбрать листочек, найти его контур на слайде, называть первый и последний звук в названии. (Дети выбирают лист из гербария и соотносят с контуром на слайде). (слайд № 9)

(Справка:У большинства растений листья имеют зеленую окраску и состоят из листовой пластинки и черешка, с помощью которого они прикрепляются к стеблю. У некоторых растений черешков нет. Бесчерешковые листья называют сидячими. Такие листья у столетника, льна, агавы и многих других растений. Листья с черешками — черешковые — имеются почти у всех наших деревьев: березы, дуба, клена, липы, ясеня и многих других. Иногда при основании черешка листа развиваются прилистники.)

Воспитатель: - Ребята, подумайте как еще можно использовать листья нашего гербария? (выслушивает предложения детей).

Воспитатель: - Вы такие фантазёры! Действительно, можно делать и аппликации, букет составить или отнести малышам и рассказать им про листья ямальских деревьев. Я при-думала веселую гимнастику для глаз. Давайте её проведем. Смотрим за стрелкой и путешествуем от листочка к листочку вместе с ней! (слайд № 10)

Воспитатель: - Опавшие листья укрывают землю разноцветным ковром как лоскутным одеялом. (слайд № 11)

- Солнце появляется на небе меньше и совсем не греет. Холода приходят очень рано, а снег может выпасть уже в октябре. Что вы можете рассказать о небе? (низкое, грустное, серое, темное, дождливое, сонное). (слайд №12)

- Дети, какие изменения происходит с реками и озерами осенью? (вода темнее, покрывается тонким льдом). (слайд № 13)

- В ноябре земля покрывается снегом. А какой снег? (белый, пушистый, холодный, скрепящий).

- Народ придумал про ноябрь месяц много пословицы и поговорки. Вот, например, про ноябрь говорят «ворота в зимушку-зиму». Интересно есть ли пословицы и поговорки по сентябрь и октябрь. Где мы можем узнать? (воспитатель выслушивает предложения воспитанников). Подберите вечером, вместе с родителями, в энциклопедиях и в сети интернет народные высказывания о месяцах осени. А мы запишем их в нашей «Умной книге».

Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь, выходит и вносит куклу в национальном ненецком костюме. Дети «здороваются» с ненецкой девочкой Хомани. Она приглашает их в гости к своим пернатым друзьям на северный полюс. Дети на глобусе находят северный полюс.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему северный полюс на глобусе окрашен в белый цвет? (всегда лежит снег, лед, там холодно).

Воспитатель: - Правильно, это ледяная пустыня. Океан покрыт толстым льдом, толщина достигает высоту многоэтажного дома. К зиме на северном полюсе дни становятся короче, а ночи длиннее. Наступает полярная ночь. Нам с вами надо отправиться туда до наступления полярной ночи. Давайте по рассуждаем и выберем транспорт, на котором можно отправиться по снегу на полюс (рассуждая, дети приходят к выводу, что оленья упряжка по снежному покрову пройдет всех лучше). (слайд № 14)

Воспитатель: - Отправляясь в путь нужно потеплее одеться.

(Имитация процесса одевания. Дети «усаживаются» на сани упряжки и «отправляются» в путь). (слайд № 15)

Воспитатель: - Во время поездки давайте проведем дыхательные гимнастику «Ветер».

Неизвестно, где живёт,

Налетит деревья гнет.

Засвистит по речке дрожь.

Озорник и не уймёшь.

(1 фаза – медленный вдох: живот выпячивается, ребра грудной клетки раздвигаются;

2 фаза – пауза;

3 фаза – полный выдох через рот, втягиваем живот, сжимаем грудную клетку- «Дует ветер»). Повторить 3 – 4 раза.

Воспитатель: - Посмотрите, дети, какая красивая тундра. (слайд № 16)

У Хомани много друзей птиц. Рассмотрите внимательно на пернатых друзей Хомани и расскажите, используя схему, о ком – нибудь. А мы с детьми отгадаем о ком будет ваш рассказ. Используйте для рассказа схему. (Заслушиваются рассказы детей о птицах).

(слайд № 17)

Воспитатель: - Хомани очень любит играть со своими друзьями. Давайте поиграем в игру «Совушка - сова». (Дети становятся в круг. В центр круга выходит ведущий, выбранный считалкой, которому завязываются глаза. Дети произносят слова:

Совушка – сова, большая голова,

На суку сидит и на нас глядит.

После окончания слов «сова» ищет детей. Дети привлекают внимание ведедущего подражания голосам птиц. Пойманный становится ведущим. Игра повторяется 3 раза).

Воспитатель и дети садятся в импровизированные нарты, путешествие продолжается.

(слайд № 18)

Воспитатель: Ребята, посмотрите это водоплавающие птицы! Они не улетаю в теплые страны. Они остаются зимовать на Крайнем Севере – это гуси, утки, чайки. А живут они на скалистых берегах и прячутся в снегу. Питаются рыбой - для них это самый главный продукт. Им не холодно. Их согревают перышки. А почему перья в воде не намокают? Давайте выясним, почему они выходят из воды сухими, не тонут и что им помогает плавать. Действительно, искупается гусь, крыльями взмахнёт и сухой. "Как с гуся вода" - есть такая поговорка. Сегодня мы раскроем птичий секрет. Для этого мы проведём опыт. Представьте, что кисть руки – это перышко. Смазываем внешнюю сторону кисти кремом и опускаем в емкость с водой, вынимаем и стряхиваем.

- Что произошло? (Вода превратилась в шарики-капельки) - Как вода стекает с рук? (Она скатывается) То же самое происходит с водой на перьях птиц. Перья покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко скатывается.

(Детям предлагается убрать остатки крема бумажной салфеткой).

- А почему они не тонут, это ещё один секрет. Посмотрите, у нас в тазу с водой плавают шарики. Почему они не тонут? (В них воздух). Как вы думаете, воздух легче воды или тяжелее? (Легче). Оказывается, вот такие маленькие воздушные мешочки есть под кожей у водоплавающих птиц. Они их и удерживают на воде.

-А что им помогает плавать? (Выслушать ответы детей) Да, правильно, лапки у них с перепонками (обращает внимание на слайд). Они, как вёсла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Учёные назвали такое строение лап веслоногим.

- Давайте поиграем. Игра называется «Узнай по силуэту». Я загадаю загадку, а вы назови-те птицу и найдите на слайде её силуэт. (слайд № 19)

Гордая птица плывет по волне,

Ярко солнце сияет в крыле.

Кто это дети? (Лебеди.)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Под кустиком под зелененьким

Сама вперевалочку я хожу

И детишек своих вожу.

А коль плавать пойду и детишек поведу. (Утка.)

Воспитатель: - Вот и заканчивается наше путешествие. Нам пора возвращаться в группу. За что мы бы хотели поблагодарить Хомани (выслушивается мнение детей о занятии).

(слайд № 20)

- Спасибо, Хомани, приходи к нам в гости и мы тебе расскажем как мы живем в детском саду.

Дети прощаются с Хомани и «возвращаются» в группу дошкольного учреждения.

(слайд № 21)

Литература: Комарова Т. С. ,Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 124с; Островский С. Л., Усенков Д. Ю. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября, 2011- 26.; Журавель Н. Краеведение Ямало-Ненецкого округа: Пособие для учащихся. - Новый Уренгой, 1996; Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Творческий центр «Сфера», М. ,2003 -54 с. ; Грехова Л. И. В союзе с природой. Учебно-методическое пособие. Издательства «Сервисшкола», М., 2007 -284с. ; Реент Н. А. Система комплексных занятий в подготовительной группе. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2011 -311 с.

Публикации по теме:

Поздравляем победителей конкурса «Лучший конспект занятия». Апрель 2012 Завершился апрельский конкурс на "Лучший конспект занятия". 128 конспектов принимало участие. 20 авторов получат сертификаты, 4 - денежные.

Проектная деятельность: «Путешествие вокруг света»Проектная деятельность: «Путешествие вокруг света» В настоящее время у нас в подготовительной группе реализуется информационно-творческий проект "Путешествие вокруг света". Все свои полученные.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Путешествие по земле ямальской. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы
Опубликовано: 8 сентября 2012 в 13:57
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек в г. Клин часть1
Здравствуйте, уважаемые маамовцы. Сегодня хочу показать фотоотчет нашей поездки в г. Клин на фабрику ёлочных игрушек. Замечательное и волшебное место! В...
Конспект НОД для детей первой младшей группы. Тема: Петушок с семьей.
Тема: Петушок с семьей. Цель: вовлекать детей в деятельность с различными предметами. Задачи: Поддерживать интерес и активные действия детей с...
Фотоотчет тематическая неделя «Посуда».
Фотоотчет тематическая неделя "Посуда". Уважаемые коллеги доброго времени суток! Представляю Вашему вниманию фотоотчет о тематической неделе...
Новогодние окна «Фотоотчёт»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Новый год уже не за горами. Для создания сказочной атмосферы и праздничного настроения все украшают окна детского сада и наш...
Совместное творчество родителей на тему «Зимняя сказка»
"Смешарики ждут встречи с Новым годом"Катя П. с мамой Декабрь всегда богат на художественное творчество детей, помимо основных занятий на которых...