Путешествие с Хоттабычем. Конспект занятия в старшей группе с элементами опытнической деятельности

Татьяна Загайнова
Путешествие с Хоттабычем. Конспект занятия в старшей группе с элементами опытнической деятельности

Задачи:

1. Познакомить детей с климатическими условиями пустыни. Формировать представления о взаимосвязи живых организмов со средой обитания.

2. Учить решать познавательные задачи, делать выводы на основе простейших выводов.

3. Закрепить представления детей о свойствах песка, полученные в ходе экспериментирования.

4. Расширять кругозор, словарный запас детей: варан, караван верблюдов, барханы.

5. Воспитывать любознательность, познавательный интерес к окружающему миру.

Методическое обеспечение: глобус, ковер-самолет, кувшин, макет пустыни; картинки с изображением животного и растительного мира пустыни; а/запись «Гул самолета»; оборудование для опытов: емкости с водой, вазелин, салфетки бумажные, розетки с сухим песком, карандаши, лупы, настольная лампа, овчинная рукавица.

Предварительная работа: рассматривание картин, энциклопедий; работа с картой мира; проведение опытнической деятельности; чтение х/л «Ящерица без хвоста» Н. Романов; «Караван» Ю. Измайлов; «Неизведанное рядом»; «Желтая страница» С. Маршак, беседы индивидуальные и групповые.

Ход занятия:

Организационный момент

Коммуникативная игра «Доброе утро!»

- Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.

- Я рада тебя видеть. (воспитатель называет имя ребенка, стоящего справа)

- А сейчас мы поиграем:

«Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем!

1,2 – 1,2 – повернулась детвора.

Мы еще чуть-чуть пройдемся, географией займемся!»

Обращаю внимание на кувшин.

- А это что такое? (сосуд, кувшин)

- Кто его сюда принес? (разглядываю, встряхиваю) Интересно, что же там внутри! (снимаю пробку, заглядываю внутрь)

- ОЙ! (делаю вид как – будто что-то кольнуло в глаз) Кто там?

Звучит восточная музыка, появляется Хоттабыч

Хоттабыч: - О, прекраснейшая из воспитательниц всех детских садов Европы, Азии, Америки и островов земного мыса. Благодарю тебя за избавление от тяжких и мучительных страданий. Позволь мне в знак глубочайшей признательности поиграть с тобой в мяч.

- Хоттабыч, это не мяч!

Хоттабыч: - Вай, вай, как не мяч? Он же круглый, цветной!

- Ребята, скажите Хоттабычу что он принес (глобус).

Хоттабыч: - Вай, 1000 лет живу, но такого не слыхал. Что такое глобус!

Дети: - Глобус – это модель нашей Земли. На нем можно увидеть, где находится наша страна, наш город. С помощью глобуса можно путешествовать.

- А вот почему глобус такой разноцветный, нам поможет разобраться игра. И ты, Хоттабыч, присаживайся вместе с нами и послушай.

Игра с глобусом

- Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой!

1,2,3 –(имя ребенка, океаны покажи!

- Каким цветом отмечены океаны и моря на глобусе? (синим и голубым)

- Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой!

1,2,3 – (имя ребенка, горы покажи!

- Каким цветом изображены горы? (коричневым)

- Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой!

1, 2, 3 – (имя ребенка, Северный полюс покажи!

- Какой цвет используется здесь? (белый)

Хоттабыч: - О, мудрые отроки, как интересно! А я вижу желтый цвет на глобусе. Что же он может обозначать?

- Песок, пустыню.

Хоттабыч: - Вай! Так это же моя Родина! Я хочу, чтобы вы немедленно отправились посмотреть мой родной край!

- А на чем мы туда полетим?

Хоттабыч: - На ковре-самолете.

- А это не опасно?

Хоттабыч: -О, моя ханум, не опасно! Клянусь своей бородой. Усаживайтесь на «ковер», любознательные из любознательных, летим в пустыню! (звучит а/запись «Гул самолета)

Хоттабыч: - Посмотрите в мою волшебную трубу. Что там видно на горизонте? (дает трубу одному из детей)

- Вижу кругом один песок, идет караван верблюдов, бегают тушканчики, светит яркое солнце…

Хоттабыч: - Тогда снижаемся! (звучит а/запись «Гул самолета»)

Все вместе подходим к макету «Пустыня»

- Вот мы и добрались до пустыни.

Хоттабыч: - О, мудрейшие из мудрейших, скажите мне, почему она так называется? (от слов «пусто», «пустынно»)

- Ребята, давайте совершим небольшую прогулку по пустыне и посмотрим, кто же в ней живет. А Хоттабыч будет нас сопровождать и по случаю помогать.

- В пустыне дуют горячие ветры, годами не бывает дождей. Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (нет, не могут, потому что в пустыне очень жарко и нет вода, а вода нужна для жизни растений).

- Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. Как же они обходятся без воды? (у них очень длинные корни, которые берут влагу глубоко под землей).

- Правильно! У них очень длинные корни.

- Зачем растениям такие длинные корни? (доставать воду, которая находится глубоко под землей) (Хоттабыч вывешивает картинку растения)

- Посмотрите, что за чудеса! Прямо на нас движется медленно высокое животное с большим горбом на спине. Кто это? (верблюд) (вывешивается картинка)

- Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень выносливые и сильные животные.

- Почему им не жарко в пустыне? (длинная, густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей)

- Песок очень горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда? (копытами)

- Какие они у верблюда? (на ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку)

- Правильно! Они должны быть широкими, чтобы верблюд не проваливался в песок…

- Кого вы еще можете назвать из жителей жаркой пустынной страны? (варан, змеи, тушканчики, фенек – пустынная лиса) (показ картинок)

- Ребята, а вы хотите узнать что-то новое о песке и его свойствах?. Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.

Хоттабыч: - О, мудрейшие из мудрейших не буду вам мешать! Пока вы занимаетесь, я прогуляюсь по родным местам (уходит)

Работа в «лаборатории» (за столами)

Опыт № 1. «Свойства песка»

На каждого ребенка есть белый поднос с песком и лупой.

• Рассмотреть песок через лупу.

• Обследовать сухой песок пальцами.

Вывод: песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера. Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Песок сыпучий, сухой.

Опыт № 2. «Почему верблюду удобно ходить по песку»

У каждого ребенка небольшая емкость с песком и простой карандаш.

• Представьте, что вы оказались в пустыне. Попробуйте «пройтись! По песку в туфлях на каблуках (острие карандаша) и в больших ботинках на широкой подошве без каблука (обратная сторона карандаша). Что вы заметили?

Вывод: широкие копыта на ногах верблюда не позволяют ногам проваливаться в песок.

Опыт № 3. «Почему верблюду не жарко в пустыне»

На стол ставиться зажженная настольная лампа и детей просят поднести ладошку поближе к ней.

- Что вы чувствуете? (ладошке стало горячо) На другую руку одевается овчинная варежка и предлагается ребенку снова поднести руку к лампе.

Вывод: густая, длинная шерсть защищает верблюда от палящих солнечных лучей.

Заходит Хоттабыч с повязкой на лице.

- Хоттабыч, почему у тебя закрыты рот и нос? Что за мода?

Хоттабыч: - О, мудрейшие из мудрейших, попробуйте отгадать эту загадку сами! (защитить лицо от пыли)

- Когда ветер в пустыне поднимает песок, становится трудно дышать. Повязка защищает органы дыхания от песка.

Хоттабыч: - Дорогие сердцу моему, друзья и здесь вы правильно сказали! С вами так интересно! Но вам пора возвращаться в родные края. А на память о нашем путешествии примите от меня восточный сувенир (сладости лукум). Хорошего вам настроения! (Хоттабыч «исчезает»)

- И, правда - пора прощаться, в садик надо возвращаться. До свиданья!

Публикации по теме:

Конспект педагогического мероприятия «Пустыня и её обитатели» для детей 6–7 летКонспект педагогического мероприятия «Пустыня и её обитатели» для детей 6–7 лет Цель: создать условия для поиска информации через использование различных источников знания и практической деятельности. Задачи: способствовать.

Путешествие в Африку.Путешествие в Африку. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к познанию, желание самостоятельно.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Путешествие с Хоттабычем. Конспект занятия в старшей группе с элементами опытнической деятельности
Опубликовано: 4 сентября 2012 в 09:40
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...