Занятие по накоплению представлений о свойствах воды, о разных ее состояниях зимой с применением ИКТ «Путешествие с Водяным»

Наталия Сокольникова
Занятие по накоплению представлений о свойствах воды, о разных ее состояниях зимой с применением ИКТ «Путешествие с Водяным»

Программное содержание:

Развивающие: развивать общую моторику рук; коммуникативные навыки; познавательную активность; развивать внимание, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие, эмоционально-волевую сферу детей, логическое мышление, память.

Обучающие: уточнить знания детей о зимнем времени года, расширить представление о характерных сезонных явлениях неживой природы (снег, иней, морозные узоры на окне); формировать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

обогащать познавательно - исследовательскую деятельность детей, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды, о разных ее состояниях зимой.

Воспитательные: воспитывать наблюдательность, бережное отношение к воде и окружающей природе; чуткость, отзывчивость, стремление делать добрые поступки; формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа:

• Беседа с детьми о значении воды

• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»

• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой

• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

• Чтение сказки «Путешествие Капельки»

• Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»

• Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)

• Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»

• Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»

Знакомство с круговоротом воды в природе

Материал и оборудование:

Магнитофон, кассета с записью шума воды, картинка с изображением Водяного, коробка. Стакан с чистой водой, мяч, картинки с изображением времен года, 4 обруча разного цвета, Д/и «Где спряталась капелька», Д/и «Путешествие капельки», схема «Круговорот воды в природе», указка, интерактивный экран, фотография с изображением Земли, удочки, игрушечные рыбки, таз с водой, картонная рыбка, масло растительное, пипетка.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я очень рада всех вас видеть, и предлагаю вам начать день с приветствия. (Дети вместе с педагогом сопровождают стихотворение жестами и движениями)

Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)

Здравствуй, маленький дубок, (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево)

Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны)

Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон)

– Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с вами.

Дети встают около воспитателя. На столе стоит стакан с водой.

Воспитатель: А теперь, послушайте внимательно загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

(вода)

(Воспитатель достает стакан с чистой водой)

- Правильно отгадали. Это загадка про воду. Это она умеет превращаться и в снег, и в туман, и в лед, и в иней, и в пар, как настоящая волшебница.

(1слайд - снег, туман, лед, иней, кружка с паром).

Воспитатель:

- У воды много тайн. И сегодня я приглашаю вас в путешествие в водное царство, чтобы узнать о воде много нового и интересного.

Собирайтесь, дети, в круг,

Я твой друг, и ты, мой друг.

Крепче за руки возьмитесь

В водном царстве очутитесь

музыка воды (диск «Звуковое сопровождение к занятиям «Добро пожаловать в экологию»)

(2 слайд – вода)

Основная часть:

Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, я нашла у двери волшебную коробку, а в ней письмо, вот послушайте:

«Помогите мне, пожалуйста, дети. Холодный северный ветер налетел, волны поднял, и разлетелись капельки в разные стороны, замерзли. Соберите их, пожалуйста. Если будет трудно, позовите Капитошку – он мой друг, он вам поможет»».

Да здесь и фотография есть, интересно, кто же это просит нас о помощи?

(3 слайд – водяной и ветер)

- Узнали? Это кто? (водяной)

- Как вы догадались?

Дети: Он живет в воде, у него есть хвост, на голове водоросли.

Воспитатель:

- Правильно, в лесу живет леший, а в воде (водяной). Посмотрите внимательно: мне кажется, он очень грустный. Давайте поможем ему, ребята. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Для того чтобы продолжить наше путешествие дальше, нам нужно вспомнить какая вода бывает летом, а какая зимой.

1 задание: (Словесная игра «Снежок»)

Я вам буду бросать снежок, а вы ловите и быстро отвечайте:

- Летом идет дождь, а зимой (снег)

- Летом бывают лужи, а зимой (сугробы)

- Дождь летом теплый, а снег зимой (холодный)

- Летом тучи с дождем, а зимой (со снегом)

- Летом окна чистые, а зимой (бывают с узорами)

- Летом на траве роса, а зимой на деревьях (иней,

- Летом на реке купаются, а зимой (катаются, рыбу ловят,

-На морозе вода замерзает, а в тепле (оттаивает)

Воспитатель:

-С первым заданием вы справились, и у Водяного появилась первая капелька (4 слайд – водяной с капелькой).

2 задание («Отгадай загадку»)

Что за звездочки сквозные

На пальто, на рукаве.

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке (снежинки)

(5 слайд – снежинки)

Воспитатель:

-Капельки мороз превратил в снежинки. Посмотрите, ветер и к нам прилетел, снега надул, а вот и снежинки залетели, пока они не растаяли, скорей ищите две одинаковые (Дидактическая игра с бумажными снежинками)

Дети ищут, но не находят. Посмотрите, Капитошка нам хочет помочь

(6 слайд – Капитошка, снежинки)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы не нашли двух одиниковых снежинок? (Ответы детей). Тогда я открою вам секрет: оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает.

Все снежинки одинаковы на цвет –

Но близнецов, поверьте, нет.

Найти похожих здесь нельзя –

Мороз старался, и не зря.

- У всех снежинок шесть лучиков, это ученые разглядели, но похожих нет, мороз постарался. Лучики такие тонкие, ломаются у нас под ногами, а мы слышим, как скрипит снег.

- А вот капельки все одинаковые, поэтому и говорят «Похожи, как две капли воды» (7слайд – близнецы).

- Что будет со снегом в теплом помещении? (он растает и превратится в воду)

-Вот как ветер спрятал капельки хорошо, да мороз ему помог. Но мы их все равно нашли (8 слайд – водяной с капельками).

Воспитатель:

- Рассердился ветер, что мы так хорошо капельки находим, надул туч лохматых, на деревьях иней развесил (9 слайд – иней на деревьях, на окнах узоры сказочные нарисовал, а мороз ему во всем помогает, холода добавляет (10слайд – морозные узоры).

Воспитатель:

-Как вы думаете, не спрятал ли ветер и тут капельки воды?

(предполагаемые ответы детей)

Воспитатель:

- В воздухе всегда есть капельки воды, в сильный мороз они превращаются в иней – снежинки. На стекле есть маленькие трещинки, теплый воздух через мелкие щелочки проходит, оседает на стекле, превращается в кристаллики льда – так получаются морозные узоры.

Воспитатель:

- Приготовьтесь, следующее задание может быть очень трудным.

3 задание:

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем отгадать, где же прячутся капельки (Дидактическая игра «Где спрятались капельки?»)

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где нам капельку искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где же капельку искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что капелька в течение года выглядит по-разному. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы, то в большую градину или в иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку. Но лучше всего мы знаем капельку дождя. Мы с вами были внимательными и нашли капельки.

Молодцы, ребята, посмотрите, у водяного добавилась еще одна капелька.

(11 слайд водяной с тремя капельками)

Воспитатель: Ребята, вы знаете, оказывается, капелька очень любит путешествовать. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики, и я вам сейчас расскажу сказку.

«Жила – была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже.

После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замёрзла – и капелька превратилась в льдинку. Её подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замёрзла, ведь она теперь не могла двигаться.

Становилось всё теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились всё жарче и жарче, солнышко припекало всё сильнее и сильнее, капелька стала очень лёгкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако.

Капелька сидела на своём облачке и мечтала вновь вернуться на землю».

Понравилась вам сказка? Ребята, а вы знаете, как называется путешествие капельки? (Круговорот воды в природе)

Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать, как путешествует капелька в природе?

Дети: когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Воспитатель: Будьте внимательны, следующее задание:

Рыбам зиму жить тепло,

Крыша – толстое стекло (лед на реке)

(12 слайд – река зимой)

Воспитатель: Зимой на реке лед, лед - это твердая вода. Если мы лед принесем в группу, что будет? (растает)

- А где же плавают зимой рыбы? (рыбы живут подо льдом, вода не промерзает полностью)

Воспитатель:

Я предлагаю вам поиграть в игру «Рыболов». Нужно поймать рыбку, назвать её и определить, где она живет в реке или в море.

Развивающая игра «Рыболов».

Воспитатель: дети эта рыба живая или нет, а почему?

А что нужно рыбам для жизни?

Воспитатель:

- А я знаю бумажную рыбку, которая плавает, как живая.

- Воспитатель показывает фокус «Живая рыбка» (рыбка из картона с отверстием в середине, растительное масло, пипетка).

Кладем рыбку в воду, капаем в отверстие большую каплю масла, рыбка плывет вперед.

Воспитатель:

Посмотрите на водяного, у него еще две капельки добавилось

(13 слайд – водяной с капельками)

Воспитатель:

- Пора нам немножко отдохнуть.

Что делал зимой, дай дружок мне ответ. Слушай внимательно, отвечай «Да» или «Нет»: (Словесная игра «Отвечалки»)

• В снежки играли вы с друзьями?

• Грибы по лесу собирали?

• С горки на санках катались?

• В деревне в речке купались?

• По лесу на лыжах бродили?

• А много цветов находили?

• В саду своем грядки копали?

• А с Дедом Морозом плясали?

• Друзья не устали еще отвечать?

• А через год зиму ждете опять?

- Ребята, посмотрите, сколько капелек у Водяного. Мне кажется, мы собрали их всех.

(14 слайд водяной и 5 капелек)

Воспитатель:

И на нашей планете Земля тоже много воды. Посмотрите на фотографию Земли из космоса (15 слайд фотография Земли).

Синий цвет – это вода на нашей планете. Ее много, но чистой пресной воды, пригодной для жизни очень мало.

Вода – это чудо природы,

И нам без воды не прожить,

Вода – достоянье народа,

Водой мы должны дорожить

А вы знаете, как надо беречь воду?

Ответы детей.

Воспитатель: Не забывайте выключать кран, берегите воду.

Ребята, посмотрите на ветер, он стих

(16 слайд – добрый ветер, Водяной с капельками).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершили очень добрый, хороший поступок. Какой, кто ответит? Правильно, Вы помогли Водяному, хорошо справились со всеми заданиями. У него снова большое озеро, много воды. Наступит весна, солнышко начнет припекать, все капельки проснуться, и северный ветер им будет не страшен. Скажите, понравилось вам наше путешествие? А что понравилось больше всего? А какое задание было самое трудное?

Ну, что ж, нам пора нам возвращаться в детский сад:

Собирайтесь, дети, в круг,

Я твой друг, и ты, мой друг.

Крепче за руки возьмитесь

В детском саду очутитесь

Спасибо, с вами приятно было путешествовать. А на память о нашем путешествии я подарю вам вот такие сладкие капельки.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-microsoft-powerpoint_2dvlb.ppt | 1832 Кб | Скачан: 169
 
Публикации по теме:

Перспективное планирование по окружающему миру в первой младшей группе, по программе Вераксы «От рождения до школы» № неделя СЕНТЯБРЬ Источник 1 3.09-7.09 Детский сад Тема: «Кто нам помогает?» (о няне). Игра «Кто что делает?» Программное содержание:.

Развивающая игра «Подбери слово»Развивающая игра «Подбери слово» Развивающая игра "Подбери слово" очень проста в изготовлении, но представляет огромную дидактическую ценность. Задачи: формировать навыки.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Занятие по накоплению представлений о свойствах воды, о разных ее состояниях зимой с применением ИКТ «Путешествие с Водяным»
Опубликовано: 28 августа 2013 в 21:43
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....