Папки-передвижки

Путешествие в царство растений

Елена Мельникова
Путешествие в царство растений

Программное содержание:

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; закреплять знания о правилах их сбора хранения и об применении. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творчеств воображения.

Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природным ресурсам.

Предварительная работа:

Публикация «Путешествие в царство растений» размещена в разделах

Рассматривание и беседа о лекарственных растениях, рассматривание фотографий, иллюстраций, рассказ о профессии пчеловода, работа в «Уголке луга», чтение художественной литературы, дидактическая игра «Расскажи все о растении», изготовление совместно с родителями мешочков для сбора трав, разучивание стихотворений, раскрашивание шаблонов бочек башкирским орнаментом.

Материал:

Фотографии о пчеловодстве, иллюстрации лекарственных растений и деревьев, башкирских орнаментов; муляжи- плакат с травами Башкортостана; магнитофон, мелодии: сказочная, "голоса птиц", «поезд», «автомобили», башкирская, релаксация; шаблоны бочонков, фломастеры по 3 шт. на каждого ребенка, палочка для Живицы, клубок ниток, эмблемы (человек, пчела, улей, соты, цветок, маски пчел на каждого ребенка, цветы (16 шт, шапочки (черника, земляника, ландыш, шалфей); баночки с медом (липовый, гречишный, цветочный); ульи (3 шт, цветы (16 шт); подушки с ароматами трав (16шт, мешочки с лекарственными травами (6шт).

Ход занятия.

Дети входят под музыку входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Повернитесь ко мне и для начала мы с вами вместе примем «заряд бодрости», будьте внимательны.

Игра «Заряд бодрости»

- Мои ушки слышат все! (массаж «козелков ушей»)

-Мои глазки видят все! (массаж надбровных дуг)

- Я вздыхаю красоту!

-Я вздыхаю силу!

В. – Теперь я вижу, что вы готовы видеть, слышать, познавать. (Присаживайтесь на стульчики).

Воспитатель: Как вы думаете, что может укрепить наше здоровье?

Ответы детей: Это правильное питание, витамины, занятие разными видами спорта.

Воспитатель: Правильно, ребята. Вы хотите встретиться с чудом, закрывайте глазки не подглядывайте. (воспитатель надевает на себя платок или венок). (Играет музыка, воспитатель перевоплощается в Живицу)

Живица: здравствуйте дети. Меня зовут Живица. Я дочь матери природы. Я ухаживаю за всеми травами, очищаю родники, воздух. Ребята, как вы думаете, зачем я это делаю?

(Ответы детей)

Живица: ребята, я предлагаю вам отправится в путешествие, в царство растений, где мы поговорим о растениях, но не простых, а лекарственных. Давным-давно, когда у людей не было ни таблеток, ни микстур они лечились травами. Прошло еще много времени прежде, чем люди стали называть их лекарственными. А в наши дни появилась целая наука, которая занимается лекарственными растениями. Эта наука называется фитотерапия. Фито означает растение, терапия - лечение травами. А отправимся в царство растений мы на ковре –самолете. Занимайте места. (садятся на ковер). Звучит музыка …. И переходит (Звучит музыка) пение птиц.

Живица:

Есть у меня зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Живица: Что это?

Дети: Лес.

Живица: Мы оказались в лесу. Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные деревья здоровью человека. София загадай загадку:

Это дерево цветет,

Аромат и мед дает.

И спасает нас от гриппа,

От простуд царевна.

(Липа)

Живица: Правильно, липа. Скажите, а липа растение, кустарник или дерево? (Ответы детей).

Живица: Липа – украшение башкирских лесов. Цветет липа в середине лета мелкими нежно-желтыми цветочками. Цветы липы медоносны. Липовый мед считается медом высшего качества. Чай из засушенных липовых цветков помогает при простудах, кашле, высокой температуре.

Живица: А какую растительность вы еще здесь видите?

Ответы детей: Облепиха это лекарственный кустарник…

Шиповник это лекарственный кустарник….

Живица: Отправляемся дальше на поезде, занимайте места в вагонах (дети садятся на стулья и качаются)-звучит музыка «поезд». Вот мы оказались на цветочной полянке.

Живица: Есть много трав полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива,

Дуб, брусника и зверобой.

Живица: Присаживайтесь на полянку.

Живица: (показывает одуванчик) Что это за цветок? Чем полезен?

Ответы детей: Одуванчик - лекарственное растение…

Игра «Одуванчик». Звучит музыка.

Давайте представим себе, что мы – один одуванчик. Возьмемся за руки. Мы – один большой красивый одуванчик. Наш цветочек открывается (дети поднимают руки вверх и открывают в стороны, закрывается, открывается-закрывается. Подул ветер, парашютики полетели и сели на землю.

Живица: Сели. (на ковер).

Живица: Показывает следующее растение – тысячелистник. А это что за растение?

Ответы детей: Тысячелистник - также является лекарственным …

Живица: каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листка – ажурные края. Его используют, для улучшения аппетита.

А сейчас пальчиками покажите много-много листочков тысячелистника

(пальчиковая гимнастика «Тысячелистник»).

Живица: Показывает следующее растение – душица. А это что за растение?

Ответы детей: Душица. Красновато-лиловые цветки, имеют приятный аромат. Душица помогает при кашле, простуде.

Живица: Сядьте полукругом. Я уже заварила эту волшебную травку. Сейчас я пройду, а вы вдохнете аромат душицы через нос и выдохнете через рот, делая губы трубочкой. (дыхательная гимнастика). (Живица по кругу проносит заварник и дает понюхать аромат душицы). Что вы можете сказать о его запахе?

Ответы детей.

Живица: Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица».

Живица: (Показывает рисунок Мать-и-мачехи) А что это за растение? А вы знаете, почему оно так называется?

(Ответы детей) У него с одной стороны листочек теплый – мать, а с другой холодный – мачеха. Это самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.

Живица : Дети давайте поиграем. (физкультминутка «Цветочек»). Звучит музыка.

Живица: В какое время года запасают лекарственные растения?

Ответы детей: Летом запасают лекарственные растения.

Живица: Только собирать их нужно правильно. Кто скажет мне эти правила?

Ответы детей:

1. Нельзя рвать много лекарственных растений.

2. Нельзя собирать ЛР около автомобильных дорог.

3. Нельзя собирать ЛР возле ж/д путей.

4. Нельзя собирать ЛР в сырую, мокрую погоду.

5. Собирать ЛР надо днем, в сухую, ясную погоду.

6. Собирать ЛР надо каждый вид отдельно.

7. Нельзя пробовать ЛР на вкус.

8. После сбора ЛР надо тщательно вымыть руки.

9. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.

Живица: Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять.

Живица: А вы хотите узнать, как используют пыльцу цветов? Тогда отправляемся на автомобилях. (Звучит музыка –физминутка «Автомобили»). – присаживайтесь на стульчики.

Живица: Мы с вами приехали на пасеку.

Лекарственные растения полезны еще тем, что пчелы в их пыльце собирают нектар для меда. В зависимости от медоносного растения, нектар которого был собран пчелами, мед различают по цвету, вкусу, запаху. Если мед получен с одного определенного вида растения, то обычно ему дают название этого растения : липовый, гречишный. Если пчелы собрали нектар с разных растений, то такой мед называют смешанным или просто цветочным. В меде много полезных веществ. Его употребляют при простуде, температуре, а еще он полезен для мозга. Сейчас мы построим «паутину жизни».

Игра «Паутина жизни».

(каждый ребенок получает эмблему, на которой изображены: человек, пчелы, ульи, соты, цветок. В руках воспитателя клубок ниток).

Давным-давно человек заметил, что пчелиный мед – это полезный и вкусный продукт. И он решил приручить пчел. Построил для них домики-ульи. Пчелы летали на полянку, находили самые красивые цветы, добывали нектар, складывали в соты, готовили вкусный мед и угощали человека. Вот ребята, мы с вами построили паутину жизни- так связаны между собой человек и пчела. Человек помогает пчелам, а пчелы угощают его вкусным медом.

Дети, а давайте, и мы запасемся на зиму медом. Для этого мы превратимся в маленьких пчелок и соберем нектар из цветочков.

(Игра «Пчелки»)

Живица: Ой, как много нектара вы собрали, много меда получиться. Только вот беда, хранить то не в чем будет мед.

Живица: Ребята, подарите мне красивые башкирские бочонки для меда. Занимайте свои рабочие места.

Живица: Назовите элементы башкирского орнамента?

Ответы детей: Кускар, муравьиная талия, солярный знак, элемент ввиде сердечка, бегущая волна, цветок.

Живица: Принимайтесь за работу, украсьте бочонки башкирским орнаментом. (Звучит башкирская мелодия). (Дети разукрашивают бочонки фломастерами. Закончив свои работы, они дарят Живице).

Живица: Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде. А как вы украсили бочонок? Расскажи Карина, что означает твой рисунок?

Живица. Большое спасибо дети. Я хочу закончить наше путешествие. Вы были умными, активными, показали много знаний. Теперь я вижу, что каждый из вас сможет позаботиться о своем здоровье и не только о своем, но и здоровье ваших близких. За это я подарю вам чудесные подушечки, они непростые, а с волшебными ароматами. И когда вы будите ложиться спать, положите эту подушечку рядом с собой и она вам навеет приятные сновидения. А гостям мы подарим волшебные мешочки с сухоцветами.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Аптека» Дидактическая игра «Аптека». Цели: - закреплять знания о лекарственных растениях; - развивать познавательную деятельность в процессе формирования.

Занятие по экологии в старшей группе «Лекарственные растения — средства оздоровления организма человека» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Путешествие в царство растений
Опубликовано: 23 ноября 2014 в 13:46
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД