«Путешествие в сказочную страну». Занятие по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях

Ольга Журавская
«Путешествие в сказочную страну». Занятие по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях

Тема: Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.

Цель: Закреплять произношение звука «Р» в словах и предложениях.

Задачи:

создавать эмоциональный фон занятия,

подготовить артикуляционный аппарат к произнесению звука «Р»,

уточнить артикуляционный уклад при произнесении звука «Р»,

закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях,

развивать фонематический слух, фонематический анализ, мышление, мелкую и общую моторику, память, зрительное восприятие, внимание,

уточнить словарь по лексической теме «Одежда»,

подвести итоги занятия и оценить работу каждого ребёнка на данном занятии

Оборудование: иллюстрации с изображениями сказочных персонажей, иллюстрации к загадкам, индивидуальные зеркала, магниты, пособие к артикуляционной гимнастике, корзинка с сюрпризами, игра «Посмотри и отгадай», иллюстрации шкафа и стиральной машины, карточки с изображением одежды, массажные мячики, салфетки.

Методы: словесные, наглядные.

Логопедическое заключение: фонетическое недоразвитие речи,

артикуляторно-фонетическая дислалия (ротацизм).

Предварительная работа:

подготовка артикуляционного аппарата к постановке неправильно произносимых детьми звуков; развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза;

постановка звука «Р»;

автоматизация звука «Р» в слогах;

автоматизация звука «Р» в словах;

автоматизация звука «Р» в предложениях.

План занятия:

1. Организация начала занятия.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Уточнение артикуляционного уклада.

4. «Отгадывание загадок».

5. Физкультминутка.

6. «Поймай звук».

7. «Посмотри и отгадай».

8. «Разложи вещи».

9. «Разноцветные мячики».

10. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.

Литература:

Баскакина, И. В. День рождения Р. Логопедические игры [Текст] / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 32с.: ил.

Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи [Текст] / Н. С. Жукова. – М.: Эксмо, 2008. – 120 с.: ил.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [Текст] / О. А. Зажигина. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,2013. – 96с.

Метельская, Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях [Текст] / Н. Г. Метельская. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.

Синицына, И. Ю. Буду чисто говорить [Текст]: логопедическое пособие в стихах / И. Ю. Синицына. – М.: Издательство института психотерапии, 2002.: 284 с.: ил.

1. Организация начала занятия.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну. А поможет нам в этом наша сказочная гостья. Кто она вы узнаете, отгадав загадку.

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

- Красная Шапочка.

- Да, это действительно Красная Шапочка. Она пришла нам помочь не только отправиться в сказочную страну, но и посмотреть наше с вами занятие.

Сначала давайте покажем ей, как мы выполняем артикуляционную гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика

Покажите, пожалуйста, упражнения:

«Лопаточка»,

«Качели»,

«Часики»,

«Вкусное варенье»,

«Почистим зубы»,

«Лошадка»,

«Барабанщик»,

«Маляр»,

«Грибок»,

«Посади бабочку на цветок»

Дети вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалами. Логопед следит за правильным выполнением артикуляционных упражнений.

«Путешествие в сказочную страну». Занятие по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях

- Молодцы. Теперь Красная Шапочка запомнила все артикуляционные упражнения, которые вы сейчас выполняли.

3. Уточнение артикуляционного уклада.

-Давайте все вместе произнесём звук «Р».

Дети вместе с логопедом произносят звук «Р».

- Скажите мне звук «Р» какой: согласный или гласный?

- Звук «Р» согласный.

- Звук «Р»: глухой или звонкий?

- Звук «Р» звонкий.

- Звук «Р»: твёрдый или мягкий?

- Звук «Р» твёрдый.

- Какую форму у нас принимают губы, когда мы произносим звук «Р»?

- Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку.

- Где у нас находится язык, когда мы произносим звук «Р»?

- Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р».

- При произнесении звука «Р» как ведёт себя кончик языка?

- При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит».

- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы.

А теперь давайте проговорим звук «Р» в слогах, повторяйте за мной:

Ра – ра – ра,

Ро – ро – ро,

Ру – ру – ру,

Ры – ры – ры.

Дети повторяют слоги за логопедом.

-Молодцы, ребята.

4. «Отгадывание загадок»

- Красной Шапочке понравилось, как вы отвечали на вопросы, и она зовёт нас с собой в сказочную страну. Вы согласны отправиться навстречу приключениям?

По тропинке мы пришли к высокой башне, в которой сидит девушка с длинными золотыми волосами, по имени Рапунцель. Чтобы спуститься с башни ей нужно отгадать загадки злой феи. Поможем ей в этом? Будьте внимательны, в каждом слове-отгадке есть звук «Р», определите место этого звука в слове.

Дети отгадывают загадки и определяют место звука «Р» в словах.

Логопед читает загадки:

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Появились на пути.

В них ни въехать, ни войти.

- Радуга. Звук «Р» находится в начале слова.

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут ее.

- Сорока. Звук «Р» находится в середине слова.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар?

- Арбуз. Звук «Р» находится в середине слова.

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трехглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти.

- Светофор. Звук «Р» находится в конце слова.

Приманку сорвала

И, не сказав «спасибо»,

Куда – то уплыла

Невежливая …

- Рыба. Звук «Р» находится в начале слова.

Голодна - мычит,

Сыта - жует,

Малым ребяткам

Молочка дает.

- Корова. Звук «Р» находится в середине слова.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый.

- Мухомор. Звук «Р» находится в конце слова.

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он.

- Жираф. Звук «Р» находится в середине слова.

- Молодцы. Рапунцель благодарит вас за помощь, а сама отправляется во дворец искать своих родителей.

5. Физкультминутка.

- А мы с вами вышли на залитую солнцем лужайку, по которой бежал мальчик с золотым ключиком в руке. Ребята, кто же это?

- Это Буратино.

- Правильно. Мы с вами знаем физкультминутку про Буратино. Давайте её вспомним. Выходите из-за своих парт. Проговаривайте слова и повторяйте все движения за мной.

Дети выходят из – за парт. Проговаривают слова и повторяют все движения за логопедом.

Логопед проговаривает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.

- Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик видимо нашёл,

Чтобы ключик тот достать,

Надо на носочки встать.

-Молодцы, занимайте свои места.

Дети занимают свои места.

6. «Поймай звук»

- Ребята, а вы знаете, что Буратино пошёл учиться в школу. Там ему задали очень сложное задание. И он просит нас с вами помочь ему.

-Для этого нам надо отделить друг от друга слова, в которых есть звук «Р» от слов, в которых звука «Р» нет.

-Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.

Дети, услышав слово со звуком «Р», хлопают в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопают.

Логопед читает слова:

- Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, ручей, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, кролик, воробей.

-Молодцы, ребята, Буратино благодарит вас за то, что вы помогли ему выполнить это задание. И теперь он смело может идти в школу. А нам пора идти дальше.

7. Игра «Посмотри и отгадай»

- Весело шагая по дорожке, мы вышли к морю. Там на берегу сидела и скучала Русалочка. Увидев нас, она предложила сыграть с ней в игру «Посмотри и отгадай».

- Ну, что поиграем ребята?

- Перед вами 6 разных ячеек и 6 разных носков. Давайте назовём, что в каждой ячейке находится.

Дети называют.

- Вам нужно определить, что находится в носке и положить его на ячейку с тем же содержимым. А теперь берите носочки.

Ребёнок берёт носок, наощупь определяет, что в нём лежит, называет и кладёт на ячейку с тем же содержимым.

- Русалочке понравилось играть с вами, но ей нужно торопиться на встречу к своим друзьям. А мы отправляемся путешествовать дальше по сказочной стране.

8. «Разложи вещи»

- Красная Шапочка вспомнила, что её дома тоже ждут дела. И пригласила нас к себе в гости. Ей нужно разложить вещи на свои места. Поможем ей в этом?

Дети отвечают.

- Вещи, в названии которых есть звук «Р» мы кладём в стиральную машину. А вещи, в названии которых нет звука «Р» - в шкаф.

Дети называют и кладут вещи, в названии которых есть звук «Р» - в стиральную машину. Вещи, в названии которых нет звука «Р» - в шкаф.

-Молодцы. Красная Шапочка очень обрадовались, что вы помогли ей разложить вещи.

9. «Разноцветные мячики»

- Ребята, давайте покажем Красной Шапочке, нашу игру «Разноцветные шарики».

Логопед проговаривает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.

Дети проговаривают слова и повторяют все движения за логопедом.

(Катают мячик в руках, делая движения вперёд – назад, вправо – влево между ладонями)

Жираф у озера бродил,

А крокодил его дразнил.

- Жара, не правда ли, жираф?

- А мне прохладно. Я не прав?

Вам крокодил узнать пора,

Жирафам не страшна жара!

-Красной Шапочке понравилась наша игра. Ребята, но нам уже пора возвращаться из сказочной страны в наш садик.

10. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.

-Наше с вами занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о каком звуке мы сегодня говорили?

- Мы говорили о звуке «Р».

- Скажите мне звук «Р» какой: согласный или гласный?

- Звук «Р» согласный.

- Звук «Р»: глухой или звонкий?

- Звук «Р» звонкий.

- Звук «Р»: твёрдый или мягкий?

- Звук «Р» твёрдый.

- Какую форму у нас принимают губы, когда мы произносим звук «Р»?

- Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку.

- Где у нас находится язык, когда мы произносим звук «Р»?

- Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р».

- При произнесении звука «Р» как ведёт себя кончик языка?

- При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит».

- Да, это действительно так. Кто мне скажет, какие задания мы выполняли сегодня на занятии?

Дети перечисляют выполненные задания.

-Какое задание вам понравилось больше всего?

Дети отвечают на вопросы логопеда.

-Каких сказочных персонажей мы сегодня с вами встретили?

-Ребята, скажите, а какая гостья помогла нам отправиться в сказочную страну?

-Это Красная Шапочка.

-Молодцы, ребята правильно ответили на все мои вопросы.

-Красной Шапочке очень понравилось, как вы выполняли артикуляционные упражнения, быстро и правильно справлялись с заданиями, которые нам приготовили другие сказочные персонажи.

Логопед оценивает работу каждого ребёнка и предлагает детям дома поиграть с родителями в игру «Разноцветные мячики».

-Красная Шапочка обещает прийти к нам в гости ещё. А теперь она благодарит каждого из вас за занятие и дарит вам по маленькому сюрпризу.

Логопед раздаёт «сюрпризы» детям.

-Спасибо за занятие. До свидания.

-До свидания.

Публикации по теме:

Методическое пособие «Книга с необычными страницами». Знакомство с носовыми платочками Книга с необычными страницами Предлагаю необычное знакомство с носовыми платочками – книгу, страницы которой – носовые платочки..

Занятие-практикум для родителей «Волшебный кубик» Занятие-практикум для родителей «Волшебный кубик» - Мы сегодня поиграем с «волшебным кубиком», научимся правильно выполнять домашние задания,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
«Путешествие в сказочную страну». Занятие по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях
Опубликовано: 21 ноября 2013 в 00:15
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...