МААМ-картинки

Урок-игра для учащихся младшего школьного возраста «Путешествие в страну удмуртского фольклора»

Алена Рыбакова
Урок-игра для учащихся младшего школьного возраста «Путешествие в страну удмуртского фольклора»

Рыбакова Алёна Николаевна,

педагог дополнительного образования

Путешествие по стране «Удмуртский фольклор»

Урок-игра для учащихся младшего школьного возраста

Цель: формирование представлений о многообразии малых фольклорных жанров.

Задачи:

- систематизировать и обобщить знания, полученные на кружке «Фольклор»;

- формировать умение учащихся работать в группах, принимая совместное решение;

Публикация «Урок-игра для учащихся младшего школьного возраста „Путешествие в страну удмуртского фольклора“» размещена в разделах

- воспитывать уважительное отношение к удмуртскому языку и культуре родного края.

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас немного необычное занятие. Мы отправляемся путешествовать.

Путешествуя по удивительной стране «Удмуртский фольклор», мы побываем в разных городах и деревнях, познакомимся с их жителями и традициями. А на остановках мы будем отдыхать, играя в разные подвижные игры, то есть забавляться. Игры зимой на свежем воздухе – это ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ!

Сначала мы разделимся на две команды, каждая команда будет зарабатывать жетоны за правильные ответы и активную работу. В конце занятия мы посчитаем, какая команда получит больше жетонов.

- Ребята, давайте вспомним названия этих населенных пунктов: Пословицы, Поговорки, Частушки, Считалки, Загадки, Дразнилки, Скороговорки.

- Ну, теперь мы можем отправляться в путь по удивительной и увлекательной стране «Удмуртский фольклор».

1. Пословица

И первая наша остановка будет в городе Пословица. Но для того, чтобы нам войти в этот город, необходимо выполнить задание. Составьте пословицы, я даю вам начало пословиц на синей бумаге, конец пословиц - на желтой. Нужно правильно соединить эти пословицы.

1. Визьмолы тыл - шуныт, визьтэмлы - сутськон (Умный у огня согреется, а глупый – обожжется).

2. Бызьыны капчи, пиосмуртлы дэрем вурыны секыт (Замуж выйти легко, трудно мужу рубашку сшить).

3. Самой секыт уж - тэк улон (Самый тяжкий труд – безделье).

4. Зарни пичи ке но, дуно (Мал золотник, да дорог).

5. Тазалык - ваньлык (Здоровье – богатство).

6. Улыса-вылыса ваньмыз тупатскоз (Перемелется - мука будет).

7. Урод ке но, аслыз мусо (Хоть и плох, а самому себе мил).

8. Кин ужтэк, со няньтэк (Кто без дела, тот без хлеба).

9. Кужым ужын кыда (Сила закаляется в работе).

Снежок порхает и кружится, на улице бело.

И превратились лужицы в холодное стекло.

1,2,3,4,5 - предлагаю поиграть!

Проводится Игра «Узы-боры бичаськом».

2. Поговорка

- Молодцы. Мы можем следовать дальше. Рядом с городом Пословица расположился ещё один замечательный городок Поговорка. И здесь ребята вы должны также пройти испытание – выполнить задание: закончить поговорку.

(Каждой команде предлагаются поговорки (по очереди). За правильный ответ зарабатывают жетоны)

1. Шудбуре толъя-бурья (кошкиз)

2. Шуд (лэсьтыны)

3. Урод ивор путэт вискыт но (пыроз)

4. Урод муртлэн сюлмыз (сьд)

5. Уж шоры чиньы пыр (учкыны)

6. Ужаны уж (дышетэ)

7. Уж вылын калтак, кыл вылын (мастак)

- Молодцы!

3. Частушка

Девочки поют ч а с т у ш к и:

- Пусть сегодня никому дома не сидится,

Выходи, честной народ, будем веселиться!

- Ой, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей, чтоб порадовать людей!

Кстати, частушки – это тоже малый жанр фольклора.

Кто знает частушки и желает спеть?

- Ну, а теперь – поиграем!

Провидится игра: «Круген частушкаос кырзаса шудон».

4. Скороговорка

- Путь открыт, идём вперед. Впереди у нас деревенька веселая. Её жители не работают, а с утра до вечера без умолку говорят. Эта деревенька называется Скороговорка.

(Каждой команде - по скороговорке)

- Кто прочитает 3 раза без ошибок?

1. Ехала грека через реку,

Видит грека – в реке рак.

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку греку цап.

2. Нимыз- Нимыш, пыдыз- падыш.

Йыги. Тини, ыгы, сое гып! Ыб!

3. Полюбила меня маменька уздой

Перед избой

Перед подызбицей.

4. Бадь улэ, пе, мыноно но

Мадёно, пе, бодёно.

5. Загадка

- Молодцы. Нелегкое было задание, но вы с ним справились.

- А теперь я предлагаю вам отдохнуть: в село загадок заглянуть.

1. Одг юрт вань: учкисез но, ужасез но, вукоез но, пуртыез но – ваньмыз аслаз (адями). - В одном доме и смотрящий, и работающий, и мельница, и котёл – все своё (человек).

2. Одг юболэн укмыс пасез (адями) - На одном столбе девять дыр (человек).

3. Лек кышно куртчылське (пушнер). - Сердитая женщина кусается (крапива).

4. Сьд скал лыктыса вань калыкез погыръялоз (уй). – Придет черная корова и всех повалит (ночь).

5. Сяська вылын сяська (бубыли). – На цветке цветок (бабочка).

6. Китэк, тртэк корка лэсьтэ (кузьыли). – Без рук, без топора дом строит (муравей).

7. Музэ ке усе - уг сриськы, вуэ ке усе – сриське (кагаз). – На землю упадет – не испортится, в воду упадет – испортится (бумага).

8. Киыз вл – бамез чепыльтэ (кезьыт). – Рук нет – за щеку щиплет (мороз).

9. Гужемзэ шутэтске, толзэ ветлэ (додьы). – Летом отдыхает, зимой ходит (сани).

10. Кошке, кошке но - ноку но уг жадьы (ву - шур). – Бежит, бежит - не кончается (река - вода).

- Понравились вам загадки? Ну, а теперь, ребята, вы можете загадать по одной загадке своим соперникам.

6. Считалка

- Отправляемся дальше и следующая станция «СЧИТАЛОЧКА»

Кто знает считалочки?

1. Бакча берти яблок питра,

Кин ке кутиз - со потоз.

2. Буби-кони, нити-воли,

Зата-бита, померита,

Рузь-вазь, князь!

3. Икча-пукча, кут лобиз,

Собере вуэ усиз.

Икча-кукча, чаба-бильма,

Дюнгы-менгы, лач-пач,

Укно улт питран питра,

Кин сое кутз, со потоз.

Молодцы, ребята, считалки вы знаете. А сейчас проверим, как вы знаете Дразнилки. Какая команда больше назовёт.

1. Венера-пиньыра,

Миньдэред пуньыра.

2. Виталь-куаталь, куатали,

Няньзэ куртчем — кын потэм,

Йлзэ узем — псь потэм.

3. Жадина – говядина,

Соленый огурец!

4. Вор, воришко!

Украл топоришко!

Полез в окно –

Бородой в седло.

- Наше путешествие подходит к концу. В стольный град Сказок и Небылиц мы совершим путешествие в следующий раз, а сейчас нам нужно составить путеводитель для ребят, которым ещё предстоит познакомиться со страной «Удмуртский фольклор».

- Вспомним определения малых жанров Фольклора :

1. Произведение устной народной словесности. Это краткое изречение с нравоучительным смыслом (Пословица).

2. Произведение устной народной словесности. Это крылатое выражение, в котором метко определяется отношение к чему-либо (Поговорка).

3. Произведение устной народной словесности. Это иносказание: описывается один предмет, а подразумевается другой (Скороговорка).

4. Произведения народной словесности. Они употребляются в детских играх. Главное в них – четкость ритма (Считалка).

5. Иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное в форме вопроса (Загадка).

6. Произносимый нараспев стишок, которым дразнят кого-либо.

(Дразнилки).

Подведение итогов.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЭМП использованием малых форм фольклора во второй младшей группе «Путешествие с Петрушкой» «Путешествие с Петрушкой» занятие по ФЭМП с использованием малых форм фольклора во второй младшей группе. Цель: продолжать формировать элементарные.

«Путешествие в страну Магнитолию.» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита». Образовательная область: познание,.

«Путешествие в страну Знаний» Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы "Путешествие в страну Знаний" Цель: - Вызвать у детей интерес. - Доставить.

Конспект занятия «Путешествие в Страну звуков» в рамках методического комплекса «Путешествие по миру Здоровья» Цель: формирование знаний детей об ушах, как важном органе человека. Задачи: - познакомить детей со строением уха, дать детям элементарные.

КВН «Путешествие в страну знаний»КВН «Путешествие в страну знаний» Итоговое НОД — игра в старшей группе Цель: - выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного.

НОД «Путешествие в страну сказок» Ход занятия Восп: Много в мире сказок самых-самых разных, Длинных и коротких,грустных и смешных. И на всей планете взрослые и дети Любят.

НОД «Путешествие в страну трав» Тема: «Путешествие в страну трав» Цель: Закрепление полученных знаний о лекарственных растениях. Задачи: - Закрепить знания детей о строении.

НОД «Путешествие в страну звёзд»НОД «Путешествие в страну звёзд» Цель: Развитие интегративных качеств личности дошкольников в процессе формирования первоначальных астрономических представлений. Программное.

Проект по ПДД «Путешествие в страну ПДД» ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПДД» Тип проекта: познавательно – игровой Длительность проекта: с 09.03.2016 по 21.03. 2016 года Участники:.

Проект «Путешествие в страну Сенсорику» Педагогический проект во второй младшей №12 группе «Забавные пчелки» «Путешествие в страну Сенсорику» Учреждение: МБДОУ «Детский сад №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок-игра для учащихся младшего школьного возраста «Путешествие в страну удмуртского фольклора»
Опубликовано: 26 августа 2016 в 09:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД