«Путешествие на север». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

зухра шлапакова
«Путешествие на север». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

ОО "Социально - коммуникативное развитие"

(интеграция ОО "Речевое развитие" "Познание")

«Путешествие на Север»

Цель: 1. Продолжать знакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.

2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;

3. Закрепить знание детей о своей стране – России.

4. Обогащать словарный запас за счет слов чум, нарты, тундра,развивать мышление, память, речь, внимание.

5. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

6. Привлекать детей к участию в совместно с воспитателем, рассказыванию произведений народов Севера.

Материал к занятию: Презентация Севера, кукла в национальном костюме, гимнастические палки, скотч, кусочки ткани.

Предварительная работа: беседа о Севере, животных, людях, их быте, жилище, одежде, транспорте, тундре. Рассматривание иллюстрации. Чтение произведений: «Айога», «Лепешки», «Белый и Бурый медведь»

Рисование: «Северное сияние», «Олень», «Север» «Девушка в национальном костюме»

Аппликация: «Северное сияние», «Национальный костюм» «Узоры Севера»

Работа с родителями, проектный метод «Белый медведь»,

«Северный олень».

Ход занятия.

Дети сидят на ковре.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Ответы детей:

В: На чем можно путешествовать?

Ответы детей: На поезде, на машине, пешком, на самолете.

В: А на чем быстрее всего совершать путешествие, как вы думаете?

Дети: На самолете. (Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель помогает с ответом).

В: Почему?

Дети: Он передвигается быстрее всего и меньше всего времени понадобится до места.

В: как думаете, для чего люди отправляются в путешествия? Куда бы вы хотели отправиться в путешествия? Ответы детей

Необъятная страна

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

(В. Степанов)

В: Страна у нас большая, красивая и сильная в ней живут разные национальности. Ведь не спроста, говорят, что Россия – многонациональная страна. А знаете почему? Потому что все народы населяющие Россию, дружные.

Сегодня, я в гости пришла не одна, а с куклой Татый. С таким необычным именем. Как вы думаете, откуда она к нам приехала? Ответы детей.

Что вы знаете о Севере? А вы были там?

Я вам предлагаю отправиться на Север. Маршрут будет долгим, на чем быстрее мы доберемся? Ответы детей

Сейчас на севере весна, но все же не так, как у нас здесь, еще пока там холодно. Какие вещи мы возьмем с собой? Скажите, пожалуйста, а кто живет на Севере?

Ответы детей

Сейчас всех прошу пройти в самолет «Северный дом»

Но на борт самолета мы сможем войти, если ответим на следующие вопросы.

1. север какой (суровый, красивый край)

2. погода какая (морозная, холодная,студеная)

3. пурга что делает (заметает, воет, бушует)

4. северное сияние какое (красивое, сказочное, разноцветная)

5. олень какой (красивый, добрый, смелый)

6. песец какой (белый, маленький, красивый)

7. тундра какая (безлесная, снежная, красивая)

8. зимой какая ночь (полярная)

9. Где мы с вами живём?

10. На чём коренные жители передвигаются по тундре?

11. Какие животные живут на Севере?

12. Что едят олени? (ягель, мох)

В: Все прошли, садитесь поудобнее, нас ждет с вами интересный полет.

Дети проходят на стульчики, расставленные друг за другом.

Уважаемые пассажиры, мы очень рады вас видеть на нашем борту «Северный дом», капитан нашего лайнера Кирилл и борт проводник Илья желают вам приятного полета.

Илья: Пристегните ремни, приятного полета. Наш курс Север.

Кирилл: даю отсчет 10, 9, 8, 7…. пуск…полетели….

В: Ув. пассажиры чтобы вы не скучали в пути, предлагаю вам поиграть,

обратите внимания, сейчас наш самолет «Северный дом» пролетает над городом (слайд 1)

Какие города вы знаете? Ответы детей

посмотрите в иллюминатор, мы пролетаем над лесом (слайд 2)

какой может быть лес (хвойный, лиственный, еловый, березовый, сосновый)

Далее пролетаем речку. Какие реки вы знаете? Слайд 3

Пролетаем над морем. А моря какие знаете? Слайд 4

Илья: мы прибыли на конечный пункт. Север. Температура воздуха -20.

В: что-то там много снега, видите, как весна долго шагает до них. Это тундра - снежная равнина. Давайте посмотрим какой лес,и какая тундра. (2 фотографии на сравнении леса и тундры зимой-весной)

Татый: Что-то дома моего не видно, может, пурга замела (расстроена)

В: Предлагаю построить дом (чум) для Татый.

Как называется дом у северных людей, которые живут в тундре? Из чего он сделан?

Ответы детей: из палок-жердей, шкуры оленя)

Давайте, разделимся на команды.

«Кто быстрее построит чум»

Сейчас вы будете строить чум, только не из жердей, а из палок.

командам раздаётся по пять гимнастических палок, кусок ткани, чтобы чум укрыть сверху, и по мотку скотча. Детям нужно собрать палки в пучок и вверху закрепить скотчем, поставить на пол и развести палки-жерди в разные стороны. Сверху укрыть тканью-чум будет готов.

Татый: Вот какой дом, который согреет своим теплом. Каждый вечер мне мама рассказывала сказки.

В: А какие вы сказки знаете?

У каждого народа есть свои традиции, обычаи, сказки, пословицы и поговорки. Вы перечислили русские сказки, у жителей севера тоже есть свои сказки. Вот посмотрите и послушайте сказку «Лепешки»

Инсценировка ненецкой сказки «Лепешки»

Как думаете, чему эта сказка учит?

Также есть пословицы и поговорки.

Какие вы знаете русские пословицы или поговорки?

Послушайте, северные пословицы

Когда оленя берегу, он сбережёт меня в пургу.

Тот, кто оленя может бить, не уйдёт от его копыт.

Смог оленя дикого добыть — должен и соседа мясом одарить.

.Когда есть еда, то и метель и стужу можно в чуме сидеть и сказку слушать.

В: кого северные люди берегут? кто им так важен?

Ответы детей: Олень просмотр слайда5 оленей

В:Почему? Ответы детей.

Основное занятие жителей Севера - оленеводство, рыболовство, охота.

Ведь олень служит как транспорт (слайд6) во все времена года. Северные сани называются нартами (слайд7). Они бывают грузовые и легковые.

Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь.

В: вот и пришел конец нашему путешествию, что нового вы узнали?

Пора нам возвращаться в группу. Пойдемте, к нашему самолету, он нас совсем заждался.

Татый; До свидания ребята, спасибо, что вы согласились посмотреть на мой суровый, но удивительный Край.

Дети: до свидания

садятся в самолет.

В;Чтобы обратный путь у нас был не долгим давайте, поиграем.

Просмотр презентации 2

1. Как называется дом жителей тундры

Изба, яранга, чум, шалаш.

2. Транспорт для передвижения по тундре

Лошади, медведи, олени, собаки.

3. Сани для езды на оленях

Телега, нарты, тачка.

4. Чем занимаются жители севера

Охота, рыбалка, выращивают овощи, разводят коров, оленеводство.

5. Какие животные живут в тундре

Олень, песец, белка, лиса, волк, лошадь, лось, осел, медведь, волк.

Кирилл: наш самолет прилетел на конечный пункт. Всем спасибо за внимания. Всего доброго!

В: спасибо всем!

Прикреплённые файлы:

prezentacija_4i1mt.ppt | 3746 Кб | Скачан: 119
 
Публикации по теме:

«Путешествие в тундру». Занятие-викторина для детей старшего дошкольного возраста Викторина «Путешествие в тундру» Цель: расширить знания о родном крае, о разнообразии его природного и животного мира. Поддерживать интерес.

Экологический проект на тему: «Тундра и ее обитатели» для детей старшего дошкольного возраста в общеразвивающем детском саду Вид проекта: информационно- познавательный, краткосрочный. ПРОДУКТ: Выставка рисунков на тему «ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Путешествие на север». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 17:00
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...