Получи документы

Пути и методы организации познавательного развития с детьми 3–7 лет

Галина Юрьева
Пути и методы организации познавательного развития с детьми 3–7 лет

Анализируя обучение детей на занятиях в нашем дошкольном учреждении, мы пришли к выводу, что не всегда воспитатели поддерживали необходимую познавательную активность детей. Вопросы, с которыми педагоги обращались к детям, требовали от них лишь простого воспроизведения фактов. Многие занятия проводились при сниженном эмоционально-познавательном фоне, нередко по од-ной и той же схеме. Активность детей носила репродуктивный характер: воспитатель показал, объяснил – ребёнок добросовестно повторил. В результате такого подхода не наблюдалось активности детей, их познавательные интересы от занятия к занятию снижались.

Публикация «Пути и методы организации познавательного развития с детьми 3–7 лет» размещена в разделах

Перед нами встала проблема: как сделать, чтобы детская деятельность на занятиях стала интеллектуальной и эмоционально насыщенной? Педагогический коллектив понял, что главная наша задача состоит в создании условий для наиболее полного общего развития ребёнка с учётом его возрастных особенностей и потребностей. Надо было создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества ребёнка, так как только в самостоятельной деятельности с элементами творчества, разумно направляемой взрослым, приобретают дошкольники ценный опыт решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию другого человека, вступать в сотрудничество, проявлять настойчивость в достижении цели.

Педагоги нашего учреждения постепенно убедились в эффективности развивающего обучения. В основе развивающих игр для самых маленьких дошкольников лежат следующие принципы:

- совмещение в деятельности ребёнка элементов игры и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;

- постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

- повышение умственной активности ребёнка в решении предлагаемых задач;

- органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребёнка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;

- единство обучающих и воспитательных воздействий.

В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей, и для полноценной жизни в коллективе сверстников.

Для старших дошкольников нами определены следующие показатели актив-ной мыслительной деятельности:

- наличие интереса к учебной задаче и процессу её решения;

- умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать, группировать, обобщать, выстраивать сериационные ряды и т. д;

- умение выдвигать новую познавательную задачу;

- умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;

- умение замечать ошибки у себя и у сверстников и исправлять их;

- способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы её решения в практической деятельности.

Активизация мышления детей на занятиях достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации учебной деятельности. Задачи педагогов – вызвать у детей интерес к занятию, создать у них со-стояние увлечённости, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков.

Пока ещё небольшой опыт работы показывает, что интерес к занятию в большей мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить. Поэтому задача воспитателей со-стоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.

Разрабатывая содержание и методику занятий, воспитатели учитывают следующие условия:

-развитию познавательной активности способствует такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, в процесс экспериментирования с различными объектами, решает задачи проблемного характера;

-интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка на занятии должна быть разнообразна. Однообразие информации способов действия быстро вызывает скуку и снижает активность;

-следует постоянно менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавать атмосферу напряжённой коллективной работы;

-содержание занятия должно быть трудным, но посильным.

Слишком простой или сложный материал не вызовет интереса, не создаст радости интеллектуальной победы, решения проблемы, поддерживающих познавательную активность.

-связь нового материала с личным опытом ребёнка;

-эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к со-держанию занятия.

Публикации по теме:

Активные методы обучения в организации образовательной деятельности дошкольников Введение в действие стандарта по дошкольному воспитанию ставит педагогов перед необходимостью работать «по-новому». Необходимо пересмотреть.

Методы и приёмы при организации занятий с детьми — деловая игра В повседневной жизни - на прогулке, во время еды, игровой самостоятельной деятельности-ребёнок много узнаёт. Однако, важные задачи всестороннего.

Методы поискового характера при организации НОД с применением деятельностного подхода Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных.

Консультация «Проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития, способы и пути интеграции в среду» Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. В системе.

Консультация для воспитателей «Педагогические методы при организации исследовательской деятельности в разное время года» Педагогические методы при организации исследовательской деятельности в разное время года. Аннотация: Данная статья объясняет и раскрывает.

Методы и приемы организации воспитания и обучения в ДОУ Методы воспитания и обучения можно подразделять по форме воздействия педагога на ребенка. Словесные методы – объяснения, указания, рассказы.

Методы организации и проведения экскурсии в ДОУ Экскурсии следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью дошкольников (знания, полученные на экскурсии, используются.

Проблемно-игровые методы познавательного развития дошкольников (из опыта работы) Игровые методы (в общем понимании как способ достижения цели игровыми средствами) является сегодня наиболее популярным. Преимущество таких.

Развивающие технологии: модели организации интеллектуально-познавательной деятельности, методы и приемы Создание условий для экспериментальной деятельности детей в условиях развивающего образования представляется как задание определенной.

Родительское собрание «Пути взаимодействия родителей и педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития детей»Родительское собрание «Пути взаимодействия родителей и педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития детей» Организатор: Тараканова И. А. – старший воспитатель Цель ДОУ: - обеспечение развития способностей и интересов детей, удовлетворение потребностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пути и методы организации познавательного развития с детьми 3–7 лет
Опубликовано: 21 ноября 2015 в 16:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД