МААМ-картинки

Пути и средства правового воспитания дошкольников

Алла Семенова
Пути и средства правового воспитания дошкольников

Современный этап развития нашего общества характеризуется сильнейшей правовой доминантой. В связи с этим правовое воспитание в системе гражданского образования становится ведущим. Суть правового воспитания заключается в формировании правового сознания и поведения гражданина, воспитания осознанного восприятия законов и уважительного отношения к ним.

Публикация «Пути и средства правового воспитания дошкольников» размещена в разделах

Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности.

Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка. Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.

Педагогический смысл правового воспитания детей дошкольного возраста заключается в закладывании основ свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и умеющей с уважением относиться к другим людям. Кроме того, раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка – формирования сознания, познавательных интересов, обобщений и способности к самостоятельным умозаключениям.

Исследователи выделяют условия реализации в ДОУ элементов правовой культуры, которые сочетают следующие факторы:

1. Культурно – демократическая направленность в ребенке должна быть естественной, жизненной (потребностью, как и потребность в умывании, одевании).

2. Ключевым моментом является взаимосвязь и взаимозависимость при рассмотрении вопроса о правах и обязанностях : не бывает прав без обязанностей и обязанностей без прав. Например, к тебе обращаются по имени, и ты называешь сверстника так же. Твои вещи берут с разрешения, но и ты не можешь взять чужой вещи без согласия соседа.

3. Группа детского сада, как первая социальная модель общественного устройства представляет замечательную возможность локальной демонстрации действия и закрепления правовых элементов в поведении. В группе формируется представления о том, что жизнь в государстве, городе, группе детского сада, дома регламентируется и регулируется правами и законами; они обязательны для выполнения всеми членами общественных групп; правила в группах могут изменяться, но с их изменениями должны быть согласны члены групп и т. д.

4. Специфика воспитания правовой культуры заключается в сознании для дошкольников возможности самостоятельно, по «доброй воле» определять, вводить, действовать и соблюдать в окружающем социуме свои права и обязанности.

5. Эмоционально-насыщенная передача знаний способствует заинтересованности детей, волнует их чувства, переживания, воспитывает эмоции.

Важно предоставлять детям возможность ежедневного реализовывания своих прав : на милосердие, оказание помощи и принятие ее, на собственное мнение и уважительное отношение к мнению других, в частности своих сверстников, потому, что они тоже обладают такими правами; на принятие решения, на выбор, без чего не могут развиваться такие необходимые качества гражданина, как самостоятельность, ответственность, решительность; на национальную самобытность и познание культуры других народов, чтобы ребенок ощутил свою принадлежность к «родным корням» и приблизился к пониманию того, что он - единица вселенной.

Ребенка необходимо подвести к осознанию главного, что каждый человек, мужчина он или женщина, мальчик или девочка, старый или молодой, богатый или бедный, представитель белой или черной или желтой расы, какого бы то ни было народа важен, имеет право на жизнь, свободу и счастье. Вместе с тем каждый наделен не только правами, но и обязанностями по отношению к окружающим его людям, и прежде всего к родителям, к месту, где он живет, к природе. Прав не бывает без обязанностей.

Необходимо подчеркнуть, что все сказанное выше свидетельствует о возможности начального правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В содержание работы правового воспитания воспитателям можно использовать чтение и пересказы произведений устного народного творчества, произведений детской литературы, подчеркивая в их содержании нравственно-правовые аспекты. Целесообразно использовать в работе и доступные детям фрагменты учебного пособия А. Усачева «Приключения маленького человека». Кроме того, воспитатели, знакомясь с юридической и исторической литературой о праве, могут составлять и собственные рассказы, доступные для восприятия старших дошкольников.

После знакомства детей с произведениями устного народного творчества, рассказами на правовую тематику воспитатели продумывают вопросы. Задавая вопросы, воспитатели должны обращаться к близкому детям сказочному опыту. Репродуктивные вопросы позволяют детям воспроизводить содержание сказок или их фрагменты. Особенностью творческих вопросов является то, что они побуждают детей к размышлениям о поступках сказочных героев и помогают им воспринимать собственные суждения на нравственно-правовую тематику.

При организации бесед поддерживается спокойная, доброжелательная атмосфера, располагающая к размышлению и рассуждению о сложных нравственно-правовых понятиях. Так же воспитатель побуждает детей высказывать собственное суждения и мнения о событиях, поступках людей, заблаговременно подготовив серии репродуктивных и поисковых вопросов.

Для формирования основ правового сознания исследователи предлагают использовать педагогические ситуации.

Воспитывающие ситуации специально организуются педагогом. Он продумывает её цель, содержание, место в образовательном процессе ДОУ, условия реализации. Воспитывающая ситуация способствует закреплению детского опыта поведения, общения, деятельности. Однако основным в воспитывающей ситуации является постановка перед детьми проблемы взаимодействия с окружающими, её поведенческих аспектов, выработка совместных способов принятия решений, отработка адекватных моделей действия. Воспитывающая ситуация ставит ребенка перед необходимостью осознать поведенческую проблему, сделать правильный выбор и решить её определенным способом. В связи с этим ценность воспитывающих ситуаций заключается в формировании социально-значимых навыков поведения, а именно: умение принимать различия в людях, отражающиеся в их поступках, одежде, разговоре; умение конструктивно взаимодействовать с окружающими, закрепление навыков ответственного поведения за начатое дело, совершённый поступок, сказанное слово. Воспитывающие ситуации развивают личностные проявления дошкольников : чувство собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость к близким, миролюбие, согласие, чувство меры.

Поэтому содержанием воспитывающих ситуаций становятся события окружающей социальной действительности, поступки людей, характер их взаимоотношений. Близким для дошкольников является и содержание, основанное на сюжетах сказок, легенд, мифов, мотивы поступков и личностные качества героев.

В образовательном процессе воспитывающие ситуации могут использоваться как фрагментарно - на занятиях, беседах, досугах, так и самостоятельно – в совместной деятельности с детьми в утренние и вечерние отрезки времени. Оптимальное количество участников воспитывающей ситуации 4-6 детей.

Использование воспитывающих ситуаций в практике создает комфортные, доверительные условия, которые положительно влияют на общий эмоциональный фон группы, позволяют каждому ребенку чувствовать себя уверенно, защищено и демонстрировать социально-ценностные модели поведения.

Проблемные ситуации – методы обучения, направленный на коррекцию и уточнение представлений детей о социальном мире. Проблемная ситуация способствует познанию окружающего мира детьми. Проблемные ситуации целесообразней проводить периодически на контрольных занятиях с подгруппой детей или индивидуальных беседах, викторинах, конкурсах.

Воображаемая ситуация – игровой прием обучения дошкольников, содействующий развитию эмоциональной активности детей. Создание педагогом воображаемой ситуации имеет целью ввести детей, «погрузить» в вымышленные, придуманные, представляемые обстоятельства, время, обстановку.

Целесообразно педагогам продумывать и задания, закрепляющие умения детей самостоятельно и осознанно выбирать нравственно-правовые основания для своих поступков. Задания должны иметь дифференцированную направленность :

- задания, направленные на то, чтобы побуждать детей высказывать отношение к происходящим событиям, поступкам героев;

- задания, ориентированные на то, что бы дети высказывали собственное мнение о сказочной ситуации, умели самостоятельно отстаивать свою точку зрения, ориентируясь на позитивные ценности общества.

Предлагая задания детям, воспитатель должен обращать внимание на то, что в сказках герои совершают разные поступки; защищают слабых и помогают несчастным, унижают слабых и несчастных. Уместно напомнить сказочный сюжет, уточнить смысл поступков и действий героев, высказать собственное мнение о поступке и объяснить его нравственно-правовое основание. Целесообразно постепенно обращаться и к детям с просьбой вспомнить сказки и поступки сказочных героев, дать им объяснение, высказать суждение о происходящем с позиции нравственно-правовых ценностей.

Необходимо, как предполагают педагоги периодически устраивать в группе выставки любимых вещей. Участвуя в отборе экспонатов для выставки, дети закрепляют представление о том, что у каждого ребенка могут быть личные вещи, приучаются бережно относиться к своим и чужим вещам.

В правовом воспитании детей используются и игры-путешествия. Они организуются воспитателями для закрепления детьми основ прав человека и уточнения представлений детей о принципах демократического устройства общества. Воспитатели приглашают детей отправиться в путешествие в другие страны. Самостоятельно дети могут выбрать маршрут путешествия. Совместно с педагогом продумывают документы, необходимые для путешествия, уточняют правила поведения.

Для закрепления представлений о правах человека в педагогическом процессе могут использоваться и домашние задания. Воспитатель предлагает детям выступить в роли исследователя и выяснить, соблюдается ли право каждого человека на имя, право каждого жить в семье, право каждого взрослого на труд и отдых. Совместное обсуждение результатов домашнего исследования помогает детям осознать основные права и свободы человека.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для практического применения. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Рекомендуется проводить:

- ролевые, театрализованные и дидактические игры;

- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Организовывать:

- проблемно-поисковую деятельность детей;

- продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т. п.)

В качестве наглядных приемов, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать стихи, сказки, пословицы, поговорки и т. п.

Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека.

Необходимо приобщать поколения россиян к активному деятельностному участию в поддержании и развитии культуры правовых отношений, творческим осмыслениям и реализации социальных и духовных ценностей прошлого и настоящего.

По мере того, как система отечественного гражданско-правового воспитания станет обретать характер общенационального движения и более отчетливо вскрывать факторы, тормозящие создание условий формирования гражданственности и гражданского общества, возникает необходимость осуществления более кардинальных социальных действий, связанных с обновлением общегосударственной законно-творческой практики, отражающей позитивную диалектику в формировании общественного гражданского правосознания.

И как велика ответственность образовательных учреждений всех рангов и уровней за формирование дееспособных будущих граждан, их социально ролевой готовности к жизнедеятельности в гражданском обществе.

Таким образом, из всего сказанного выше следует, что ребенок должен знать свои права, гарантированные законами страны. И одной из задач, которую необходимо решить в рамках пот данной теме, является просвещение самих детей.

Для предстоящей работы по правовому воспитанию я отобрала содержание для ознакомления детей с правами человека, которое включает следующие разделы:

системность знаний о праве;

закрепление знаний в специальных ситуациях;

закрепление знаний в повседневной жизни.

Используемые формы работы: занятия, беседы, игры, досуги, совместная деятельность воспитателя с детьми вне специально организованных занятиях, общение детей со сверстниками и взрослыми.

Работа предусматривала широкое использование разнообразных средств и методов : беседы, чтение художественной литературы (рассказов, стихотворений, сказок, рассматривание иллюстраций, составление рассказов, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, организация игровой деятельности: сюжетно-ролевых, творческих, развивающих и дидактических игр, инсценировки сказок, проблемное обучение, наблюдение и самонаблюдение, упражнение, приучение, повторение, прямое разъяснение отрицательных поступков, юмор, индивидуальная работа с детьми и т. д.

Организация первого этапа включала в себя следующее:

- изготовление стенда «О правах ребенка»;

- папку-передвижку «Наказывая – подумай «Зачем?»,

которые были помещены в уголке для родителей.

Подключили родителей к совместной деятельности с детьми, к изготовлению альбомов «Мои права».

Содержание альбомов следующее:

1 страница – фото ребенка, его имя, фамилия;

2 страница – фото членов семьи, их имена, род занятий;

3 страница – правила в семье;

4 страница – обязанности ребенка в семье.

Дальнейшее оформление альбомов предполагалось проводить от занятия к занятию, на которых ребята изготавливали эмблемы тех прав, которые изучались.

На первом этапе я развивала представления о самом себе, семье, родственных отношениях, совместных делах и способах эффективного взаимодействия с ними. Познакомила с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе, семье; воспитывала уважение к старшим, стремление оказывать им посильную помощь.

Для закрепления знаний детей проводились беседы, использовались воспитывающие ситуации. Чтение художественной литературы (В. Осеевой, В. Сухомлинского, Г-Х. Андерсена и др., развивающие игры («Кто что делает?», «Правила дома» и др.) способствовали формированию доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним.

Работа в конце данного этапа включала в себя: «настрой детей на удивительное путешествие в «мир прав человека», постановку проблемных вопросов, проведение вводного занятия «О правах – играя».

В результате тесного взаимодействия педагога и родителей с детьми, у последних появился интерес к общению со взрослыми, которые являются «источником» новой информации, к привлекательным образовательным формам, непосредственно к содержанию общения своим правам и обязанностям).

На втором этапе дети усваивали предусмотренное содержание, которое реализовывалось в форме специально организованных занятий (что обеспечивало последовательность и систематичность, а его конкретизация, углубление, уточнение шло через другие виды детской деятельности, организационные формы, методические приемы.

При первоначальном ознакомлении детей с правом на имя, тематика занятий была следующая: «У меня растет имя», «Что означают наши имена?», «Право на имя». На этих занятиях дети получили сведения о происхождении имен, их значимости; познакомились с правом на имя; дала ребятам представление о том, что каждый человек должен красиво представляться.

Привлекла родителей к тому, чтобы они объяснили своим детям, кто выбрал имя, почему, какого оно происхождения, что означает.

С помощью игр, бесед дети учились составлять ласкательные производные из своего имени; учились называть полные имена от производных; вспоминали и называли названия городов, песни, в которых присутствуют имена людей; вспомнили имена людей с такими же именами, как и у ребят.

На занятии (в альбомах «Мои права») дети рисовали «свое имя», т. е. как они его представляют, какие ассоциации у них рождаются. Ребята применили всю свою фантазию, воображение. Это были интересные, оригинальные рисунки. Кто-то рисовал цветы, кто-то деревья, небо, солнце. Затем каждый рассказал, почему он изобразил именно так свое имя.

Для закрепления знаний детей о праве на имя были проведены дидактические игры «Эхо», «Цепочка имен». В игре «Эхо» дети представлялись так, как бы они хотели, чтобы их называли. Игра содействовала тому, чтобы ребята стали называть друг друга так, как сами того желают. В работе использовала и чтение художественной литературы (М. Цветаева «Имя твое», М. Ясный «Я придумываю фамилии»).

В работе по формированию знаний о праве на имя было запланировано не только расширить и углубить представления детей, но и научить их применять это право в жизни; способствовать развитию правового мировоззрения и социально-нравственных представлений; конкретизировать и приблизить эти знания к жизненному опыту ребенка.

С этой целью были проведены занятия «О происхождении фамилий», «Имя твое – птица в руке», на которых я знакомила детей с языковым знаком индивидуализации человека (т. е. именем); познакомила с именным календарем; рассказала о том, как на Руси давали имена и что они означали; формировала представление о происхождении фамилий.

Вместе с родителями ребята составили «визитную карточку» о себе. Дети узнавали, связанные с именами членов их семей, истории, стихи.

Большое значение я придавала формированию опыта нравственного поведения. С этой целью были использованы различные виды игр; проблемные ситуации «Можно ли жить без имени и фамилии», «Я заблудился», «Если бы всех звали одинаково»; различные беседы, задания, способствующие обогащению детей новыми впечатлениями, дающими возможность сделать правильный выбор, формирующие умение поступать в соответствии с нормами и правилами поведения.

Ознакомлению детей с правом на дом и семью предшествовала работа, проведенная на первом этапе. На занятиях «Мой поселок, моя улица», «Мой дом, моя семья», «Мои домашние животные» закреплялись знания детей о родном поселке; воспитывалось чувство привязанности и любви к родным местам, родному дому.

В творческих, развивающих играх, в трудовой деятельности формировала у детей навык совместной деятельности, чувство общности, внимательное доброжелательное отношение друг к другу.

В дидактических и словесных играх закрепляла знания о профессиональной деятельности пап и мам.

После обсуждения с родителями, ребята рассказывали о существующих правилах в семье, об обязанностях членов семьи и ребенка, совместно изготавливали герб своей семьи.

При ознакомлении с правом на дом, дети проявляли большой интерес к составлению плана комнат с указанием любимых мест членов семьи. Проводила игровой тренинг «Если чужой стучится в дверь», творческую игру «Встреча друзей», где закрепляли знания детей о правилах поведения и этикета. Ребята с интересом рассказывали о том, какие животные у них живут в доме, как они заботятся о маленьких «членах семьи», сочиняли рассказы о своих питомцах. Часто дети устраивали посиделки, где горячо обсуждали увиденные дома фильмы, мультики, прочитанные с родителями сказки, семейные праздники и др.

Закреплению и углублению знаний послужило чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного. Как горячо ребята осуждали рыжую героиню из сказки «Лиса и заяц», ведьму из сказки «Дикие лебеди», как по-новому взглянули на героев сказки «Теремок», «Кот в сапогах». Как часто в своей работе мы, используя сказки, «сводим» все прочитанное к перечислению событий и охарактеризации героев, а смысл поступков «опускаем вниз», не рассматривая их с социально-нравственной позиции. Читая ранее сказку Ш. Перро «Кот в сапогах», дети восхваляли умного и сообразительного кота, теперь же они осудили его за нарушение права на дом. Даша Б. высказалась: «Пусть великан и злой, но замок его, а кот отнял и съел хозяина, сам то сын мельника не заработал его, он не сделал ничего».

Постепенно знания детей углублялись и учились применять это право в жизни.

Дети получили знания о жизни и быте русских людей, их душевных качествах – доброте, отзывчивости, почтению к людям, сострадании им; у ребят формировалось уважительное, заботливое отношение к близким; закреплялись правила поведения, этикета в ДОУ, семье.

В разнообразных видах деятельности: игровой, трудовой, двигательной ребята приучались согласовывать свои действия и поступки с действиями других членов коллектива; формировала у детей соподчинять свои интересы с интересами других, соотносить свои желания с желаниями других, принимать окружающих такими, какие они есть, и терпимо относиться к различиям людей, находить взаимовыгодные решения, добиваться общего результата.

Для воспитания любви к детскому саду, доброжелательному отношению к сверстникам и педагогам использовала беседы, развивающие игры, проблемные и воображаемые ситуации. Положительно повлияли художественные произведения В. Кудлачова, А. Кондратьева, Э. Успенского.

Для ознакомления детей с правом на лечение были проведены занятия «Право на лечение», «Заботимся о здоровье» с целью воспитания желания вести здоровый образ жизни; закрепления культурно-гигиенических навыков.

Для закрепления и углубления знаний были проведены беседы на тему здоровья, различные игры («Больница», «Скорая помощь», «Подбери нужные предметы»).

Для того, чтобы научить детей отождествлять себя с другим человеком, ставить себя на его место использовала воображаемые ситуации. Позднее применяла прием идентификации, отождествления («поставь себя на место другого человека: больного, инвалида, оказывающего помощь и т. д.») здесь я делала акцент не только на воспитание сочувствия, желание помочь людям с физическими недостатками, но и на воспитание чувства уважения к ним, восхищения их силой воли.

Для воспитания уважения к правам другого человека, для формирования эмоционально-положительного отношения к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми, использовала и применяла педагогические ситуации, обсуждение прочитанного, просмотр иллюстрации.

Поскольку основной деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, то на этом этапе работы использовались и хороводные игры и их варианты, такие игры, как «Похвала», «Мечтатели», целью которых было осознание детьми, что равенство, признание достоинства каждого человека, уважение его желаний и мнений являются необходимыми условиями для конструктивного взаимодействия людей. Широко применялись здесь и упражнения на развитие понимания эмоциональных состояний окружающих, занимательные упражнения «Братания», задания, закрепляющие умения детей самостоятельно и осознанно выбирать нравственно-правовые основания для своих поступков.

Ребята продолжали оформлять альбомы, а также и уголок «Наши права», начатые еще на первом этапе.

Для формирования знаний детей о праве на личное имущество были проведены занятия «Любимая игрушка», «Право на личное имущество» с целью воспитания доброго и внимательного отношения к людям, воспитание открытости, честности, бережливости.

В группе была организована выставка любимых вещей детей, демонстрация их собственных работ (поделки, рисунки). Ребята рассказывали о своих игрушках (кто подарил, купил; какое имя носит игрушка; как он с ней играет, с кем; почему она любимая и так дорога).

Обогащению знаний послужили произведения В. А. Осеевой «Волшебное слово», С. Аксакова «Аленький цветочек», В. Одоевского «Мороз Иванович».

В группе вся деятельность была направлена на формирование умения дошкольников анализировать свои поступки и поступки сверстников; на осознание ребенком своей индивидуальности и индивидуальности других людей; на осознание ребенком своего места в обществе сверстников; на формирование у дошкольников умений налаживать и поддерживать контакты со сверстниками; на усвоение ребенком социально-одобряемых способов поведения.

При решении воспитывающих, проблемных, воображаемых ситуаций ребята учились демонстрировать социально-ценностные модели поведения. Особое внимание уделялось в группе атмосферы взаимного уважения, внимания, доверия, обеспечению условий для деятельности детей, способствующей гуманным проявлениям.

Формируя знания детей о праве на любовь и заботу, продолжала воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим и близким людям, формировала способность адекватно реагировать на состояние и настроение окружающих.

Задания, беседы, игры, занятия были направлены на воспитание доброты, отзывчивости, любви к близким, уважение к окружающим. С ребятами читали А. Вознесенского, Е Благинину, Н. Артюхову, В. Данникову и других авторов, чьи произведения о родительской любви или о недостатке материнского тепла. Сколько чувств и эмоций пробудили у ребят герои сказок «Серая шейка», «Гадкий утенок», со слезами на глазах слушали сказку «Кукушка». Здесь постаралась оставить ребят наедине со своими мыслями. Дала возможность прочувствовать, понять, поразмышлять…

Проводились занятия с целью формирования представлений о содержании этической категории «милосердие». Побуждала проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, близким, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно, искренне.

При выполнении заданий различного характера, решении проблемных, воспитательных ситуаций ребята демонстрировали социально- ценностные модели поведения.

Для соотнесения сложных понятий с привычными жизненными ситуациями, для развития правового мировоззрения были использованы различные игры. Для того, чтобы научить детей правильно оценивать поступки героев, я предлагала сказки наоборот, где положительный герой становился отрицательным.

В разнообразной свободной деятельности (игровая, изобразительная, трудовая, общение) детям представлялась возможность самостоятельно закрепить полученные правовые представления, суждения.

С целью формирования способности адекватно реагировать на состояние и настроение окружающих; формирования у детей понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но они все равны; для того, чтобы помочь детям осмыслить и «присвоить» полученные знания, соотносить сложные понятия с привычными жизненными ситуациями, также для обобщения знаний детей о гражданских правах и обязанностях были использованы беседы, педагогические ситуации, обсуждение и анализ художественных произведений В. Катаева «Цветик-семицветик», В. Гаршина «Лягушка- путешественница», сказок «Волк и семеро козлят», «Снежная Королева», «Красная Шапочка», «Хаврошечка» и т. д.

Проводила дидактические игры, чтобы научить детей разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу», совершенствовать знания детей о социальных нормах («я не должен»); помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера («Снежная Королева»); учить мысленно воспроизводить образы друзей и описывать их индивидуальные особенности («Угадай, кто это?», «Радио»); развивать коммуникативные навыки, чувство ответственности за другого человека, воспитывать доверительное отношение друг к другу («Поводырь»); познакомить с различными моделями взаимодействия друг с другом («Руки знакомятся»); развивать навыки сотрудничества («Головомяч»)

Во время проведения работы по правовому воспитанию я с ребятами организовала игровой уголок «Мои права и обязанности». Сюда вошли детские альбомы о правах, которые совместно с родителями; эмблемы; дидактические игры; рисунки ребят; художественные книги, коллективно изготовленный плакат «Наши права».

На протяжении данной работы я старалась подключить родителей, заинтересовать их, мною были проведены родительские собрания, где рассматривали вопросы, касающиеся правового воспитания, его значимости, важности и актуальности; оформлены стенды и папки-передвижки о правах детей.

Тематическое планирование занятий с детьми старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию.

Тема занятий

Содержание и формы работы

1. «Права и обязанности ребенка»

Цель: Формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека. Работа по закреплению знаний:

домашнее задание: с помощью родителей определить обязанности ребенка в семье.

2. «О правах – играя»

Цель: Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.

Предшествующая работа:

чтение художественной литературы (В. Осеевой, В. Сухомлинского, Г-Х. Андерсена и др.);

развивающие игры «Кто что делает?», «Правила дома».

Работа по закреплению знаний:

игра «Для чего этот предмет»;

домашнее задание: совместно с родителями оформление альбома «Мои права»;

Цикл образовательных мероприятий «Приключения маленького человечка» (Усачев)

3. «Право ребенка на имя»

Цель: Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию.

Предшествующая работа:

занятия «У меня растет имя», «Что означают наши имена?».

Работа по закреплению знаний:

игра «Эхо», «Цепочка имен»;

чтение художественной литературы (М. Цветаевой «Имя твое», М. Ясного «Я придумываю фамилии»);

домашнее задание: придумать вместе с родителями и сделать визитную карточку ребенка;

занятия «О происхождении фамилий», «Имя твое – птица в руке»;

проблемные ситуации «Можно ли жить без имени и фамилии», «Я заблудился», «Если бы всех звали одинаково»;

Цикл образовательных мероприятий «Приключения маленького человечка» (Усачев)

4. «Право на дом и семью»

Цель: Формировать представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка. Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.

Предшествующая работа:

занятия «Мой поселок, моя улица», «Мой дом, моя семья», «Мои домашние животные»;

чтение ненецкой сказки “Кукушка”.

Работа по закреплению знаний:

игровой тренинг «Если чужой стучится в дверь»;

творческая игра «Встреча друзей»;

чтение художественной литературы: сказки «Лиса и заяц», «Дикие лебеди», «Теремок», «Кот в сапогах», «Кукушка»;

Цикл образовательных мероприятий «Приключения маленького человечка» (Усачев)

5. «Право на лечение»

Цель: Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым. Предшествующая работа:

занятие «Заботимся о здоровье».

Работа по закреплению знаний:

сюжетные игры «Больница», «Скорая помощь»; дидактическая игра «Подбери нужные предметы»;

воображаемые ситуации «Поставь себя на место другого человека: больного, инвалида, оказывающего помощь и т. д.»;

упражнения «Братания»;

Цикл образовательных мероприятий «Приключения маленького человечка» (Усачев)

6. «Право на личное имущество»

Цель: Познакомить детей со статьей о правах ребенка, гарантирующих право неприкосновенность жилища и личное имущество. Предшествующая работа:

занятия «Любимая игрушка».

Работа по закреплению знаний:

чтение художественной литературы (В. А. Осеевой «Волшебное слово», С. Аксакова «Аленький цветочек», В. Одоевского «Мороз Иванович);

выставка любимых вещей детей, демонстрация их собственных работ (поделки, рисунки);

Цикл образовательных мероприятий «Приключения маленького человечка» (Усачев)

7. «Право на любовь и заботу»

Цель: Довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. Работа по закреплению знаний:

чтение сказок «Серая шейка», «Гадкий утенок»; чтение произведений А. Вознесенского, Е Благининой, Н. Артюховой, В. Данниковой;

педагогические ситуации;

Цикл образовательных мероприятий «Приключения маленького человечка» (Усачев)

8. «Ваши права, дети!»

Цель: Обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Работа по закреплению знаний:

обсуждение и анализ художественных произведений В. Катаева «Цветик-семицветик», В. Гаршина «Лягушка- путешественница», сказок «Волк и семеро козлят», «Снежная Королева», «Красная Шапочка», «Хаврошечка»;

организация игрового уголка «Мои права и обязанности».

Список используемой литературы:

1. Алешина Н. Методика ознакомления с социальной действительностью //Дошкольное воспитание – 1997 - №1

2. Борисова О. Правовое образование дошкольников //Ребенок в детском саду – 2002 - №4.

3. Болотина Т. В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах и ответах и комментариях – Москва: АПК и ПРО, 2002.

4. Герасимова Д. Каждый имеет право // Обруч – 2001 - №5.

5. Ковардакова М. А., Майданкина Н. Ю. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к правовой культуре – Дошкольник. Образование. Модернизация – Ульяновск: УИПКПРО, - 2003.

6. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками – Москва : Линка – Пресс, 2000г.

7. Корчак Я. Как любить ребенка. Москва: Просвещение, 1990.

8. Островская Л. растим гражданина // Дошкольное воспитание – 1985 - №10

9. Рыбинский Е. М. Важный документ ООН // Педагогика – 1992 - №1-2.

10. Рылеева Е. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя» // Дошкольное воспитание – 1998 - №10.

11. Филонова Г. Н. Гражданское воспитание : реальность и тенденции // Педагогика – 1999 – №8

Публикации по теме:

Педагогический совет в рамках экспериментальной деятельностиПедагогический совет в рамках экспериментальной деятельности Педагогический совет Тема: Определение основных направлений экспериментальной работы детского сада по внедрению программы гражданско-правового.

Проект. Роль творческой группы в управлении экспериментальной работой в ДОУ на подготовительном этапе внедрения программы Название проекта: «Растим юного гражданина» Тема проекта: «Роль творческой группы в управлении экспериментальной работой в ДОУ на подготовительном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пути и средства правового воспитания дошкольников
Опубликовано: 14 января 2013 в 11:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД