МААМ-картинки

Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений у дошкольников

Федаева Наталья
Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений у дошкольников

Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М. Монтессори

На современном этапе развития дошкольной педагогики одной из важнейших теоретических и практических проблем является совершенствование процесса обучения дошкольников математическим представлениям и в частности формированию у них элементарных количественных представлений, так как они являются основой, обеспечивающей овладение более сложным математическим знаниям, умениям и навыкам. Актуальной задачей дошкольной педагогики современные ученные считают поиск резервов умственного развития детей дошкольного возраста. Проводимое исследование направленно на поиск таких путей обучения детей основам математики, а именно формированию у них элементарных количественных представлений, которые способствовали бы не только овладению счетом и улучшению математической подготовки в целом, но и дали значительное продвижение в умственном развитии детей. В связи с чем, целью обучающего эксперимента является формирование у дошкольников элементарных количественных представлений с использованием элементов педагогической системы М. Монтессори.

Публикация «Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений у дошкольников» размещена в разделах

Как известно, развитие элементарных количественных представлений у дошкольников идет в единстве с процессом развития восприятия, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов (П. Я. Гальперин [1,С. 63-66], В., А. М. Леушина [3,С. 57-65] и др.) показывают, что в основе познания детьми количественной стороны действительности лежат сенсорные процессы, и что элементарные количественные представления формируются у детей на основе практической деятельности с предметом. В своей системе М. Монтессори центральное место уделяет сенсорному воспитанию. Познавая окружающий мир, обеспечивается и обобщается чувственный опыт ребенка, формируются представления о свойствах и качествах предмета, что способствует появлению и развитию более полных понятий, обогащающих интеллект, делая его более глубоким. Сенсорное воспитание она считает основой предматематической подготовки ребенка и связывает работу по совершенствованию органов чувств с развитием элементарных математических представлений, и обучение строит по принципу постепенного продвижения от конкретного к абстрактному, от чувственного к логическому. Учитывая данную особенность, в ходе экспериментального обучения, мы предполагали вести ребенка от познания количества предметов : «один – мало – много» к сравнению множеств «больше – меньше», «равенство – неравенство».

М. Монтессори разработала систему дидактических материалов, способствующих сенсорному развитию. Среди них имеются и такие, которые непосредственно влияют на развитие количественных представлений и понятий, так называемые «базовые математические материалы». К ним относятся: «Красно-синие штанги», «Ящики с веретенами» и другие. Их применение имеет огромное значение при формировании математических понятий и в частности количественных представлений и понятий у дошкольников.

Как правило, в системе М. Монтессори, опираясь не только на словесную, но и на чувственную основу, трудностей при овладении счетом у детей дошкольного возраста не бывает. Используя специальный дидактический материал "Числовые штанги", ребенок не только видит определенное количество промежутков и слышит слово - числительное, его обозначающее, но и чувственно ощущает его множественность. Работа с ярким красочным материалом не только облегчает осознание ребенком количества, но и вызывает интерес к процессу обучения и усвоения чисел. Для закрепления образа числа вводятся числовые знаки - цифры.

М. Монтессори знакомство с цифрами предлагает проводить первоначально без опоры на количество. С этой целью она разработала материал "Цифры из шершавой бумаги". В ходе трехступенчатого «урока» ребенок тактильно ощущает форму написания цифры, проговаривает название каждого числа.

В нашем эксперименте участвовало 10 детей, в возрасте 5-6 лет. Занятия проводились во время кружковой работы в соответствии с программой «Детство» с использованием элементов методики и сенсорного материала М. Монтессори. В качестве дидактического материала использовались «Красно-синие штанги» и «Ящики с веретенами».

Задачами экспериментального обучения явились следующие:

1) развитие представлений о количестве предметов : «один – мало – много»; формирование умений сравнивать множества – видеть равенство или неравенство двух групп предметов; совершенствование умений сравнивать однородные предметы методом приложения и наложения;

2) опосредованная подготовка к выполнению арифметических операций;

3) формирование логических операций на основе действий с конкретными предметами – сравнение и составление пар;

4) расширение словарного запаса, посредством введения в словарь детей терминов, обозначающих количественные описания и понимания, а также практическое применение их в речи.

В конце учебного года был проведен сравнительный эксперимент с целью выявления степени усвоения детьми элементарных количественных представлений, а также развивающего эффекта обучения дошкольников с использованием элементов педагогической системы М. Монтессори.

Нам необходимо было выяснить, в какой степени предложенная нами методика повлияла на уровень сформированности элементарных количественных представлений детей. С этой целью были обследованы дети - кружковцы, а также их сверстники, не занимавшиеся в кружке (10 детей). Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства детей, не занимавшихся в кружке, в отличие от наших воспитанников, количественные отношения оказались недостаточно сформированными.

Таким образом, на основе результатов сравнительного эксперимента можно сделать вывод о том, что дети, прошедшие экспериментальное обучение, значительно свободнее ориентировались в условиях заданий, успешнее выполняли их, самостоятельно работали с сенсорным материалом, активнее использовали в речи математическую терминологию, переносили имеющийся опыт в новые ситуации, чем дети оставшейся группы.

Эффективность использования развивающих упражнений на основе элементов педагогической системы М. Монтессори доказывается и тем, что уровень развития элементарных количественных представлений у детей экспериментальной группы стал в целом значительно выше, чем у детей, не занимавшихся в кружке.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно говорить о возможности применения развивающих упражнений и элементов педагогической системы М. Монтессори в практике воспитателей дошкольных учреждений.

Литература:

1. Гальперин П. Я., Георгиев Л. С. К вопросу о формировании начальных математических понятий. Сообщение V. Психологические вопросы формирования начальных математических понятий у детей // Доклады АПН РСФСР – 1961.- №1-С. 63-66.

2. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М. : просвещение, 1974. – 368 с.

3. Сорокова М. Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и школе: учебное пособие / Под ред. Д. Г. Сорокова. – М. : МГПУ, 1997. – 552 с.

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важная часть их общей подготовке к школе. внимание к этой.

Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений у дошкольников
Опубликовано: 22 июля 2014 в 23:25
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД