Пути реализации образовательной области «Коммуникация»: основные формы и виды деятельности

Оксана Косенкова
Пути реализации образовательной области «Коммуникация»: основные формы и виды деятельности

ЕремееваС. А. ,

воспитатель МДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 11 «Олененок» г. Мичуринска

Федеральные государственные требования (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки №2151 от 20.07.2011г.) представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию программы и направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей среды, обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей, высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфортной по отношению к воспитанникам.

Согласно ФГТ, основным организующим моментом работы с детьми является игра. При этом должны быть использованы разные виды продуктивной деятельности. Возникает вопрос: как же они будут реализованы, если каждый ребенок будет заниматься тем, чем ему хочется в данную минуту? Система обучения есть, и слово «занятие» в программе, конечно же, присутствует, но необходимо отличать его от занятия урочного типа.

Игра – ведущая деятельность, направленная на социализацию, формирование психических качеств ребенка. Но игру нельзя подчинять решению дидактических задач. Обучение и самодеятельная игра – два разных вида деятельности. Снова вопрос - в каких формах организовать занятия с детьми? На интегративной основе. Необходимо создать условия для того, чтобы полученные в процессе образовательной деятельности знания ребенок использовал на практике в повседневной жизни.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Сформированность навыков связной речи, является условием формирования межличностных отношений с окружающим социумом.

Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи; связной речи – диалогической и монологической форм).

• практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Для реализации задачи речевого развития воспитанников, путем интегративного подхода, через раскрытие внутреннего потенциала ребенка, с учетом его индивидуальности, необходимо создать условия для целостного речевого развития воспитанников, а именно:

• развивать эмоционально-чувственную сферу, наглядно-образное мышление ребенка;

• способствовать применению опыта коммуникации, полученного ребенком на занятиях, в повседневной жизни;

• пополнять в группах центры коммуникации, литературные центры;

• внедрять новые формы работы с родителями по речевому развитию.

Усилия по развитию связной речи осуществляются посредством организации разных видов деятельности. Основные формы – это беседы в образовательных моментах, ситуативный разговор, межличностные общения. В образовательных моментах используется следующие виды деятельности:

• рассматривание сюжетных картинок, что направлено на развитие монологической речи, мышления.

• рассматривание игрушек, различных предметов, что позволяет развитию описательной речи. Здесь широко используется игра «Чудесный мешочек», где ребенок должен описать свои тактильные ощущения, что направлено, так же, на развитие сенсомоторных навыков.

• игры драматизации, кукольный театр, пальчиковый театр, что направлено на развитие диалогической речи;

• чтение художественных произведений с последующим обсуждением;

• разучивание стихотворений, что способствует развитию памяти, интонационной выразительности речи.

Для родителей, в целях повышения речевого развития ребенка, организуются выставки, конкурсы литературно-художественного творчества на различную тематику. Привлекают внимание родителей и вызывают большой интерес информационные буклеты, задания, выполняя которые они видят проблемы в речи своего ребенка и осознанно ему помогают. Практикуется и такая форма работы с родителями, как совместное сочинение рассказов и сказок дома и последующее чтение их в группе. Значительное внимание уделяется консультативно-просветительской работе с семьями.

Тесное сотрудничество с семьей, условия, которые созданы в дошкольном учреждении для речевого развития детей, способствуют успешному формированию устной речи воспитанников.

Публикации по теме:

Развивающая среда старшей группы.Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования).

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Геометрические фигуры
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Пути реализации образовательной области «Коммуникация»: основные формы и виды деятельности
Опубликовано: 3 апреля 2012 в 19:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Зонтики
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Проект Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...
Проект «Игрушки», или «Предметный мир детей раннего возраста». Часть 4
Методическая разработка для воспитателей групп "Семейный детский сад" по организации предметно-игровой развивающей среды для детей раннего возраста. Часть 4...
Коллективная работа «Лету красному привет!»
Лето – прекрасная пора! Я думаю одно из самых любимых и долгожданных времён года. Его ждут и люди, и растения, и животные. И, конечно же, лето ждут наши...