Пути совершенствования взаимодействия педагога ДОУ с родителями

Чепикова Виктория
Пути совершенствования взаимодействия педагога ДОУ с родителями

Цель занятия: совершенствовать навыки общения воспитателей и родителей.

Реквизит: лист бумаги, ручка.

Ход занятия

Упражнение «Психологическая речевая настройка»:

Цель: создание положительного эмоционального фона в группе; создание атмосферы доброжелательности и защищенности.

Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Речевые настройки должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.

Я рада видеть Вас всех. Пусть эта встреча принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга. Давайте улыбаться друг другу, ведь каждая улыбка это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Общение – многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу или друг от друга. У всякого человека есть потребность физиологическая (голод) и психологические (потребность в положительных эмоциях). И во все времена потребность эта удовлетворялась с использованием общения. Способность к общению у человека врожденная. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием. И детский сад это наиболее важное звено в развитии ребенка и становлении его личности. Воспитатель важный источник общения детей и взаимодействию друг с другом с родителями.

Таким образом, общение это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

Упражнение «Окно».

Цель: тренировка эмоциональной выразительности в передаче невербальной информации собеседнику.

Вообразите, что с коллегой по работе вас разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Не договариваясь о содержании информации, передайте ее через стекло. Чем выразительнее и полнее передается эмо-циональная реакция, тем легче другому расшифровать содержание ситуации.

Общение воспитателя и родителя – тема деликатная и ответственная. От того, как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд и позитивный настрой воспитателя.

Задание «Изменяем ролевую позицию в общении».

Согласно Эрику Берне, в каждом из нас как бы живет одновременно три человека: «Родитель», «Взрослый», «Дитя». Позиция «Я» как «дитя» - подчеркивается особой чувствительностью, ранимостью, зависимостью, подчиненностью. Позиция «Я» в роли «родитель» – стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Позиция «Я» в роли взрослого – подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера. Попробуем сознательно управлять выбором ролевых позиций в общении. Один из воспитателей произносит фразу в любой из трех ролевых позиций, другой определяет и обосновывает, какую позицию занимал говорящий. Фразы для упражнения: «Когда нибудь вы поймете, что мои требования к ребенку были справедливы»; «Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребенке»;

Т. П. Гаврилова пишет, что для развивающего общения педагогов с родителями необходимо осваивать психотехнику диалога, уметь слушать, держать паузы, владеть голосом, мимикой, движениями; взять под контроль собственную неприязнь к человеку.

(Памятка воспитателям «Особенности общения, основанные на чувстве педагогического такта»)

Вывод: находясь в разных позициях, людям очень трудно найти общий язык, они видят мир совершенно по-разному. Важно почувствовать, когда адекватна позиция «сверху», «снизу», «рядом».

Упражнение «Минута на разговор»

Участники делятся по парам. Задание участников вести беседу. Тема беседы: погода, дети, любовь, работа. В конце занятия выводы. Умение слушать людей как конкретное проявление интереса к людям. Нередко, не обращают внимания на то, что признаком интересного собеседника является умение не только говорить, сколько умение слушать.

Каким образом на сегодняшний момент складывается общение с родителями в Ваших группах? Предъявляют ли какие-либо претензии?

Эти упражнения нацелены на использование в общении языка поддержки и соучастия, на осознание ответственности за содержание своей речи, которая может помогать продуктивному общению и положительному воздействию на родителя или, напротив, препятствовать ему.

Ролевая игра «Конкурс педагогических ситуаций».

Цель: развитие умений педагогов лучше понимать природу конфликта, находить и реализовать правильное поведение в сложившейся ситуации.

Конфликтные ситуации могут возникнуть по следующим причинам. Родитель не удовлетворен:

Положением ребенка в коллективе;

Образовательными программами ДОУ;

Отношением воспитателя к ребенку.

Давайте рассмотрим ситуацию: кто-то из воспитателей берет на себя роль мамы, которая недовольна тем, что ребенку поручили второстепенную роль в спектакле, другой воспитатель должен ответить на претензию. Какие еще претензии могут предъявить родители? Как мы должны отвечать на них?

Рекомендации по организации работы с родителями,

1) Способность к общению - профессиональное качество педагога.

Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически фамотно.

2) Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.

Нередко педагог видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя - вы только оттолкнёте собесед-ника. Постарайтесь понять чувства отца и матери воспитанника, более того - найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.

3) Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.

Воспитание ребёнка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

4) Людям нравится ощущать собственное значение.

Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству - подчёркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребёнка.

В каком-то случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В другом - постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его сфокусированность только на своих проблемах. В-третьем - укрепить уверенность от1щ или матери в самом себе, в том, что он, безусловно, может быть и терпеливым, и настойчивым, что он может наладить жизнь своего сына или дочери.

5) Покажите родителю свою любовь по отношению к его

ребенку.

Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребёнка, симпатизирует ему. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза педагога и чувствуют, что педагог тоже заботится о благополучии ребёнка, психологическая защита становится ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.

6) Ищите новые формы сотрудничества с родителями.

Например, вы можете предложить одному из родителей провести родительское собрание и рассказать, какие проблемы он испытывает в воспитании ребёнка, каким образом пытается их разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители. Чрезвычайно

поучительным было бы также выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребёнком, но который сумел их преодолеть. Дайте возможность такому родителю открыто поделиться своим опытом в воспитании сына или дочери.

7) Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.

Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять своё собственное мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребёнка.

8) Обсуждайте проблему, а не личные качества ребёнка.

Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребёнка, обсудите с родителями, как ему помочь. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.

9) Учитывайте личные интересы родителей.

Очень часто в беседе с родителями педагог требует, чтобы они резко активизировали своё участие в воспитании ребёнка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребёнка. Или предлагается, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся только ребёнком. Вряд ли можно всерьёз надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с педагогом мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не получится.

Гораздо лучше, если педагог признает права родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребёнка. Вообще посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами.

10) Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.

Можно утверждать, что ваша беседа с родителями пойдёт более успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противоречия и конфронтации. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.

Упражнение «Предложите свой вариант реагирования в ситуации».

Мать, придя за ребенком вечером, не может найти его варежки, начинает ворчать, злиться на ребенка.

Резюме. Для установления доверительных отношений с семьями воспитанников воспитатель активно дает понять родителю, что внимательно слушает и слышит его. При этом педагог несет ответственность за культуру предъявления собственных чувств и мнений. Для сохранения конструктивной позиции в случаях разногласий с родителями воспитатель использует практику анализа собственного вклада в со-здавшуюся затруднительную ситуацию общения: «Как бы я чувствовала себя на их месте? », «Что я хочу изменить в наших отношениях? », «Можем ли мы говорить без взаимных обвинений и критики? », «Что я чувствую к ним и знают ли они об этом? » и т. п.

Условия, необходимые для оптимального педагогического общения:

• Искрении интерес к человеку, умение преодолевать свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении, людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, что касается другого человека.

• Умение слушать людей - как конкретное проявление интереса к людям. Нередко, кстати, не обращают внимания на то, что признаком интересного собеседника является умение не только говорить, сколько умение слушать. К сожалению, имеется явный дефищгг благодарных слушателей, и если вам удается стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравится те, с кем они могут удовлетворить свою потребность выговориться.

• Старайтесь быть доброжелательными по отношению к людям, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.

• Улыбайтесь, в общении с людьми очень много значит улыбка для взаимных симпатий. Она греет и создает аванс положительного отношения.

• Изучайте потребности людей и пытайтесь полезно их удовлетворять, проявляйте интерес к интересам другого. Самый верный путь к сердцу человека - это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего.

• Умейте завоевать авторитет в педагогическом общении через способность дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению.

Упражнение «Рука»:

Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Вывод: в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, агрессия рождает агрессию.

Упражнение на саморегуляцию:

Управление своим дыханием: вдох я лев,

Я птица,

Я спокоен

Упражнение «Возьми себя в руки».

Упражнение «Выбери адекватный способ поведения».

Цель: осознание воспитателем ответственности за выбор способа поведения в конкретной ситуации.

Воспитатель огорчен тем, что на групповой встрече родителей, которую они сами оценили как весьма полезную и интересную для них, отсутствовали некоторые из тех, кому было бы особенно желательно услышать то, о чем шла речь,

Задание. Выбрать и обосновать один из предложенных вариантов дальнейших действий воспитателя.

1-й вариант. Подготовлю в папку-передвижку все матери алы проведенной встречи и предложу по очереди каждому из родителей, кому не удалось прийти, для самостоятельного знакомства с темой.

2-й вариант. Выскажу свое неодобрение родителям, в пришедшим на встречу, в форме замечания, например: «Очень жаль, что вам не удалось прийти. »

3-й вариант. Искренне выражу одной из участвовавших во встрече матерей свое огорчение по поводу пассивности других родителей и попрошу ее ненавязчиво поделиться своим впечатлением от встречи с теми, кто не присутствовал надеюсь, что последним захочется по собственной инициативе побеседовать со мной на тему, обсуждавшуюся тогда.

4-й вариант. В личной беседе поинтересуюсь причинами отсутствия родителей на встрече.

5-й вариант. Не буду придавать факту отсутствия некоторых родителей на встречах особого значения: участвовать них или нет — право родителя.

6-й вариант. Попробую сначала разобраться в себе, какие чувства у меня вызывает отсутствие некоторых родителей на встречах, к которым я тщательно готовлюсь, затрачивая на это много сил и времени. Разобравшись в себе, поделюсь своими переживаниями с каждым не пришедшим родителем, подчеркну в то же время, что они вправе сами решать, участвовать во встречах или нет.

Игра «Разные мнения»:

Участники объединяются в две группы - «родители» и «воспитатели». Каждая группа заполняет бланк таблицы с позиции «Я - родитель» или «Я - воспитатель».

Педагоги в позиции «родители» отмечают, что они ожидают от воспитателя взаимопонимания, организованности, краткости, хотят услышать хорошее именно о своем ребенке, надеются на оказание помощи в случае необходимости.

Педагоги в позиции «воспитатели», в свою очередь, ожидают от родителей заинтересованности, уважения к себе, активности, внимания и понимания.

Здесь достаточно интересным является обсуждение смыслов, которые и «воспитатели», и «родители» вкладывают в те или иные понятия. Может быть, в каких-то случаях разногласия в понимании смысла являются источником если не конфликта, то назревания конфликтной ситуации.

Знание или представление об ожиданиях друг друга помогает сблизить позиции воспитателя и родителя, привести их к сотрудничеству, подчиненным интересам ребенка.

В позиции «Я - воспитатель» педагоги называют такие качества, необходимые при организации и проведении родительских собраний, как тактичность, подготовленность, организованность, умение подводить итоги и принимать решения, психологическая компетентность.

В позиции «я - родитель» участники семинара высказывают страхи и опасения услышать плохое о своем ребенке, выражают надежду на помощь педагога, на демократическое общение, заявляют о готовности помочь воспитателю.

Педагоги в процессе обсуждения говорят, что работа с родителями не должна исчерпываться только выдачей оценочной информации об учебной деятельности ребенка, это взаимодействие ведется с целью просвещения родителей в вопросах вос-питания и обучения детей.

Очень важно, чтобы родители не только понимали то, чего от них хотят воспитатели, на какую помощь они рассчитывают, но и сами внутренне согласились с точкой зрения педагогов, приняли эту позицию. От того, насколько воспитатель сумел найти подход к родителям, настроил их на совместную деятельность в целях оказания помощи своим детям, зависит успех этой деятельности.



Скачать и печатать
Пути совершенствования взаимодействия педагога ДОУ с родителями
Опубликовано: 10 февраля 2013 в 14:26
+3
Всего комментариев: 7. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.
Популярное из нового
Фото отчёт выпускного вечера «Вовка в тридесятом царстве»
Светло и нарядно сейчас в нашем зале, Красивые всюду букеты стоят. Сегодня на праздник гостей мы позвали, Мы в школу своих провожаем ребят....
МК Изготовление шкатулки из бобины от скотча «Подарок маме»
Вот такой шкатулкой ребята подготовительной группы порадовали своих мам. Она стала оригинальным подарком, тем более, дети ее создали своими руками. Ведь...
Наш музей кукол.
Для того, чтобы наглядно знакомить детей с народным костюмом, я в своей группе создала «Музей кукол». Стала собирать кукол из разных губерний. Помогли и...
Мастер-класс «Цветы и бабочки для музыкально-педагогической технологии «Хор рук»
Недавно я познакомилась с инновационной музыкально-педагогической технологией по методике Т. Боровик «Хор рук» ( двигательное двухголосие. Меня очень...
Мини-музей о молоке
В нашей группе прошёл проект «Молоко и молочные продукты». Итогом проекта стало создание мини-музея о молоке. Цель: обогащение предметно - развивающей среды;...