МААМ-картинки

Рабочая программа учителя-логопеда

Надежда Михайленко
Рабочая программа учителя-логопеда

Содержание

I. Целевой раздел.

1. Пояснительная записка.

1.1 Актуальность РП

1.2 Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа.

1.3 Теоретические основы рабочей программы.

1.4 Название Программ, на основании которых разработана данная рабочая программа.

1.5 Цель программы.

1.6 Коррекционные задачи программы.

1.7 Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

1.8 Особенности рабочей программы.

Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда» размещена в разделах

1.9 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы.

II Содержательный раздел.

2. Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития.

2.1 Формы работы.

2.2 Специфика работы учителя – логопеда.

2.3 Содержание коррекционной работы по освоению образовательных областей.

3. Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников.

3.1 Планирование логопедической работы.

3.2 Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса.

3.3 Система комплексного психолого-медико педагогического

сопровождения воспитанников с нарушением речи.

4. Планируемые результаты логопедической работы с детьми.

4.1 Целевые ориентиры ФГОС ДО.

4.2 Непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками средней группы.

4.3 Планируемые результаты освоения детьми с нарушениями речи содержания коррекционно-развивающей деятельности.

5. Критерии и показатели достижения детьми планируемых результатов в сфере коррекции нарушений речевого развития (критерии и показатели мониторинга логопедической работы).

III. Организационный раздел.

6. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

7. Режим дня.

8. Перспективное планирование

I Целевой раздел.

1. Пояснительная записка.

1.1 Актуальность рабочей программы.

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.

Коррекционная работа проводится в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и нормами СанПиНа 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 года. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые направления в организации речевого развития детей дошкольного возраста. К семи годам речевое развитие воспитанника ДОУ должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случае затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования воспитанник ДОУ хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. А также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества и в другие целевые ориентиры. По сути, ни один из целевых ориентиров не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений. Анализируя уровень развития речи воспитанников за последние три года, отмечается тенденция к увеличению количества речевых нарушений и изменению качества их развития. Нарушения речи часто сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений. В связи с тем, что в последние годы возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость разработки программы по коррекции данных нарушений.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное

овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ТНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения. Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедической группе с 1 сентября по 1 июня.

1.2 Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа.

Основная общеобразовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга»

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 г.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 № 124-Ф3 (в ред. от 20.07.2000 г.).

Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06. 1999 г.

Распоряжение Правительства РФ от 03.07.96 № 1063-р «Социальные нормы и нормативы (о наполняемости специальных групп, специальных классов)».

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Утверждено Постановлением правительства РФ № 288. от 12.03.1997 г.

Положение о специальной (коррекционной) группе для детей с нарушениями речи (зрения, интеллекта, ЗПР, логопункте (дата).

Устав МАДОУ «Детский сад «Радуга», локальные акты

Должностная инструкция (обязанности) учителя-логопеда.

Приказ о зачислении детей в группу детей с ТНР.

1.3 Теоретические основы содержания программы.

Теоретической и методологической основой программы являются : положение Л. С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной.

1.4 Название Программ, на основании которых разработана рабочая программа.

Основной базой рабочей программы являются :

Общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Нищева Н. В. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб., 2014.

Коррекционная программа Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи»

1.5 Цели рабочей программы.

Устранение речевого дефекта детей и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, направленной на выравнивание речевого и психофизиологического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

1.6 Коррекционные задачи рабочей программы.

Основной задачей всей системы обучения и воспитания является создание предпосылок к социальной адаптации и интеграции ребенка.

Кроме того, программа имеет специальные коррекционные задачи:

способствовать свободному использованию речи для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

учить использовать разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;

формировать навыки использования сложных предложений разных видов, разнообразных способов словообразования;

формировать навыки правильного звукопроизношения;

учить составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;

формировать навыки дифференцированного использования разнообразных формул речевого этикета;

способствовать эмоциональному воспроизведению поэтических произведений, чтению стихов по ролям;

учить пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации;

учить эмоционально реагировать на поэтические и прозаические художественные произведения;

способствовать осмысленному восприятию мотивов поступков, переживаний литературных персонажей;

знакомить с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А. Б. Горская, М. С. Гроссман, Н. В. Пикулева, Л. А. Преображенская, Л. К. Татьяничева и др.);

учить проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;

формировать навыки качественной характеристики выделяемых звуков (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);

учить правильно употреблять соответствующие термины.

Также сопутствующими задачами программы является развитие познавательных процессов и мелкой моторики.

Для детей с ОНР I уровня речевого развития:

- развитие понимания речи;

- развитие активной подражательной речевой деятельности;

- развитие внимания, памяти, мышления детей.

Для детей с ОНР II уровня речевого развития:

- развитие понимания речи;

- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

- развитие произносительной стороны речи;

- развитие самостоятельной фразовой речи.

Для детей с ОНР III уровня речевого развития:

- развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

- развитие произносительной стороны речи;

- развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;

- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Для детей с ОНР IV уровня речевого развития (НВ ОНР) :

- совершенствование лексико-грамматических средств языка;

- совершенствование произносительной стороны речи

- развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;

- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

1.7 Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

Принципы отбора содержания программы.

Соответствие содержания образования требованиям развития общества, культуры, науки, личности.

Соответствие содержания образования имеющимся программно-методическим, дидактическим и материальным условиям ДОУ.

Принцип единства содержательной и процессуальной стороны обучения и воспитания.

Принцип структурного единства содержания образования.

Принцип гуманитаризации содержания образования.

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип доступности обучения.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми.

Принципы построения и реализации программы.

Научной обоснованности и практической применимости.

Единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Комплексно-тематического построения образовательного процесса.

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Коррекционно-педагогические принципы.

Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных принципов рабочей программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывающем закономерности развития детской речи в норме, а так же на следующих коррекционно-педагогических принципах:

рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка;

онтогенетический принцип;

этиопатогенетический принцип;

принцип учета структуры речевого дефекта;

принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии;

принцип учета зоны ближайшего зоны ближайшего и актуального развития.

Также необходимо учитывать такие общедидактические принципы, как наглядность, доступность, дифференцированный и индивидуальный подход и др.

1.8 Особенности рабочей программы.

1. Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР.

2. Обеспечение преемственности и взаимосвязи в деятельности логопеда, воспитателей и специалистов в разнообразных организационных формах обучения посредством реализации интеграционного подхода в планировании занятий, интеграции задач коррекционной, развивающей направленности.

3. Организация единого речевого режима в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей.

4. Распределение занятий по развитию речи, проводимых воспитателем и логопедам в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребенка в ДОУ, определенным СанПиНами.

5. Систематическая организация развивающей речевой среды.

6. Обеспечение преемственности и взаимосвязи в работе педагогов при организации индивидуальной работы с детьми.

1.9 Возрастные и индивидуальные особенности группы детей с ТНР.

Особенности речевого развития нормально развивающихся детей

К пяти годам:

- происходит усвоение звуковой системы языка (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания);

- дети накапливают определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния. Активно начинают употребляться прилагательные и местоимения;

- формируются обобщающие функции слов;

- овладевают основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глаголов, повелительное наклонение;

- начинают появляться сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных. Отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные через союзы;

- осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного характера.

Однако в речи детей шестого года жизни встречаются следующие особенности:

– не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

- имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа);

- речь детей старшего дошкольного возраста отличается подвижностью и неустойчивостью, они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова для многих затруднительно;

- большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

- отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации;

- допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование);

- вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. Недостатки развития связной речи связаны с неумением построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец, и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.

Особенности речевого развития детей с ТНР.

Воспитанники с фонетико-фонематическим недоразвитием

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей

с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия

и произношения фонем.

В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность

к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является не сформированность процессов восприятия звуков речи.

Воспитанники с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР)– это речевое нарушение у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. При этом оказываются несформированными в соответствии с возрастной нормой звукопроизношение и фонематическое восприятие, а также словарный запас, грамматический строй языка и, как следствие, связная речь.

Причины ОНР: - неправильные условия формирования речи в семье; недостаточность речевого общения (например, в условиях домов ребенка); неблагоприятные социальные условия, в которых находится ребёнок (асоциальная или неполная семья); нарушения здоровья ребенка вследствие соматических заболеваний; минимально выраженные неврологические нарушения; раннее поражение центральной нервной системы; наследственный фактор (в отдельных случаях); последствия таких сложных нарушений, как алалия, дизартрия, ринолалия и др. Клиническая характеристика детей с недоразвитием речи неоднородна (Е. М. Мастюкова). Можно выделить три основные группы ОНР у детей.

Неосложнённый вариант. Отсутствуют явно выраженные симптомы поражения ЦНС. Недоразвитие всех компонентов языка у этих детей сопровождается незначительными неврологическими нарушениями, такими как недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных дифференцировок и др. ; наблюдается эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности и т. д.

Осложненный вариант. Речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таких как синдром повышенного внутречепного давления, цереброастенические и неврозоподобные синдромы, синдромы двигательной расторможенности и дефицита внимания. У детей этой группы отмечается повышенная истощаемость всех психических процессов, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная моторная неловкость.

Глубокое и стойкое недоразвитие, обусловленное органическим поражением речевых зон головного мозга. Как правило, данную группу составляют дети с моторной алалией.

Речевой статус детей с ОНР (характеристики детей с разными уровнями речевого развития по Р. Е. Левиной и Т. Б. Филичевой)

Уровни речевого развития не представляют собой «застывших» образований; в каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующих уровней; в реальной практике нередко встречаются переходные состояния, в которых элементы более продвинутого уровня сочетаются с ещё не изжитыми нарушениями.

Публикации по теме:

Презентация мероприятия учителя-логопеда для дошкольников и родителей «Неделя логопеда»Презентация мероприятия учителя-логопеда для дошкольников и родителей «Неделя логопеда» "Неделя логопеда" "Неделя логопеда" успешно проведена в дошкольном учреждении. Эта форма работы является инновационной во взаимодействии.

Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога «Ирис» Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ИРИС (Играем, Развиваем, Исследуем, Сотрудничаем).

Программа индивидуального сопровождения учителя-логопеда как часть АОП для ребёнка с ФФН Программа индивидуального сопровождения учителя-логопеда как часть адаптированной образовательной программы для ребенка с ФФН Срок реализации.

Программа индивидуального сопровождения учителя-логопеда как часть АОП для ребёнка с ОНР Срок реализации программы - 2016 -17 учебный год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного.

Программа взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работе 1. Пояснительная записка Актуальность Логопедические диагнозы воспитанников: Фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи у.

Рабочая программа деятельности учителя-логопеда с детьми 4–5 лет группы компенсирующей направленности для детей с ТНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Рабочая программа логопеда (продолжение) 1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности коррекционно-логопедической программы. Мониторинг коррекционно-логопедического.

Рабочая программа логопеда (продолжение) III. Организационный раздел3.1. Психолого-педагогические условия реализации программы, обеспечивающие развитие ребенка. Для успешной реализации.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми речевыми нарушениями Пояснительная записка Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основании следующих документов: - Федерального закона РФ от 29.12.2012.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа учителя-логопеда
Опубликовано: 19 марта 2018 в 14:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД