МААМ-картинки

Рабочая программа цикла развивающих занятий по правовому воспитанию для детей средней группы «Я и мои права»

Лариса Горбачева
Рабочая программа цикла развивающих занятий по правовому воспитанию для детей средней группы «Я и мои права»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №6 «Солнышко»

Рабочая программа

цикла развивающих занятий по правовому воспитанию

для детей средней группы

«Я и мои права»

Подготовила воспитатель

Горбачева Л. В.

Дзержинский

Рабочая программа цикла развивающих занятий

«Я и мои права»

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа цикла развивающих занятий по правовому воспитанию для детей средней группы „Я и мои права“» размещена в разделах

Актуальность:

Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.

На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путем воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания в дошкольном возрасте является формирование:

• уважительного отношения к установленным правилам поведения;

• осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;

• понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;

• установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, осуществляющим деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;

• установок, препятствующих податливости криминальным и асоциальным влияниям;

• неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;

• ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;

• ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.

Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Правовое воспитание дошкольников в детском доме предусматривает отношение к ребенку и его родителям (законным представителям) как к партнерам в условиях сотрудничества.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

Развитие правового сознания у детей – долгий и сложный процесс. Самые первые представления о социальных нормах поведения приобретаются в период дошкольного детства. В этом возрасте наиболее активно формируются взгляды, характер, жизненные позиции, мотивы поведения, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

Вопросам правового характера уделяют много внимания, но времени отводится недостаточно. Правовое воспитание детей призвано помочь детям осознать не только их права, но и обязанности, и расширить их представления о собственном месте в обществе.

Цель: Формирование основ правового сознания дошкольника.

Задачи:

1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

2. Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности.

3. Осознание детьми понятия «ЗОЖ» и его влияние на состояние здоровья.

4. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

Цикл занятий «Я и мои права»

Группа : средняя

Количество детей : 35

Цикличность : 1 раз в две недели

Продолжительность: 20 минут

Цель: максимальное способствование социальной адаптации детей через формирование основ правовых знаний.

Задачи:

Образовательные:

Дать детям элементарные знания и представления о правах.

Научить, позитивно, относиться к себе и к другим людям, видеть разнообразные качества, осознавать их на доступном для их возраста уровне, учить оценивать результаты деятельности.

Развивающие :

развивать представления о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений;

развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.

Воспитательные :

воспитывать уважение и толерантность к другим людям, независимо от расовой и национальной принадлежности, в том числе внешнего облика и физических недостатков.

Организованные формы обучения

1. Знакомство с правами человека.

2. Беседы на этические темы, мини-дискуссии.

3. Сюжетно – ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.

4. Физкультурно – оздоровительная деятельность.

5. Изобразительная, трудовая деятельность.

6. Проблемно – поисковая деятельность.

7. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.

Методы и приемы работы

1. Использование сюжетов хорошо известных литературных произведений с последующим обсуждением.

2. Решение проблемных задач.

3. Дидактические игры.

4. Наблюдение.

5. Прием визуализации.

6. Проблемно – поисковый метод.

Самостоятельная деятельность детей

1. Разные виды игр.

2. Продуктивные виды деятельности.

3. Двигательная активность.

4. Создание проблемных ситуаций.

5. Задания для самостоятельных наблюдений.

Ожидаемые результаты

У детей в результате овладения элементарными правовыми знаниями будут сформированы:

элементарные представления о правах ребенка.

понятия семейной и гражданской принадлежности.

знания об элементарных общепринятых нормах и правилах взаимоотношений.

Структура занятия

1. Организационный момент (приветствие, беседа, сюрпризный момент и т. д.)

2. Основная часть:

Объяснение темы занятия. Занятие осуществляется в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

3. Практическая часть

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «Коммуникация» (развитие монологической и диалогической речи, умение общаться с взрослыми и со сверстниками) и «Социализация» (умение по примеру взрослого (для детей младшего возраста) или самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать настроению других людей) .

В каждом моменте занятия используются в работе с детьми вопросы поискового характера, создавются проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствует эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий. В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления проводится физкультминутка.

Используемая литература:

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 -2015 годы»

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению»

Усачев А. Н. «Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых»

Харитончик Т. А. «Правовое воспитание»

Козлова С. А. «Мы имеем право

Шорыгина Т. А. «Беседы о правах ребенка»

«Как обеспечить безопасность дошкольников»

Загуменная Л. А. «Социально – личностное развитие дошкольников»

Календарно – тематический план

Месяц Тема Задачи

сентябрь «У меня есть имя!» Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; побуждать детей называть своих родителей полным именем; познакомить с понятием «отчество», «фамилия». Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.

«Похищенное имя» Способствовать активизации речи, умению выражать свои мысли, побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

октябрь Лепим героев сказки о «Похищенном имени» Учить лепить фигурки человека рациональным способом, понимать относительность величины, показать возможность передачи движения лепной фигуры.

Проект «Тайна моего имени» Осознание своей индивидуальности и уникальности; формировать представление о своем праве на имя, научиться применять это право в жизни; формировать положительное отношение к своему имени; познакомиться с историей появлением имени, его значением; воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми.

ноябрь «У меня есть семья!» Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи; развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Проект ко дню матери «Мамочка любимая, самая красивая!» Сформировать представление детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе; развивать коммуникативные навыки у детей, способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказа о маме; развивать творческие способности детей, через пение, танцы; художественную деятельность – создание поделок, рисунков; развивать умение выступать перед зрителями; способствовать формированию уважительного отношения к своим близким. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме; способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместных мероприятий; развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал; способствовать углублению детско – родительских отношений, социального партнерства между педагогами и родителями.

декабрь Рисуем портрет мамы Учить рисовать портрет мамы, передавая ее индивидуальные особенности: цвет глаз, волос; учить соблюдать последовательность при рисовании; побуждать детей передавать свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении.

«Добрый волшебник» Способствовать, активному слушанию, активизации речи, умению выражать свои мысли, побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

январь «У каждой вещи свое место» Закрепить знание детей о том, что каждая вещь в группе имеет свое место; приучать детей к порядку.

«Мишка – Топтыжка и странное проишествие» Прививать навыки бережного отношения к вещам, учить чинить их, приводить в порядок; вызывать у детей желание по – хозяйски относиться к книгам, игрушкам, вещам; убедить ребят принять и усвоить правило : «Береги вещи и учись сам их чинить и приводить в порядок».

февраль Лепка: «Мишка – Топтыжка и его игрушки» Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая характерные черты (уши, мордочку). Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом «примазывания». Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке.

«Поляна детства» продолжать закреплять знания детей о названии родного города, его объектах и достопримечательностях; воспитывать любовь к малой Родине, родному городу, чувство гордости; формировать представления об особенностях природы, воспитывать бережное отношение к ее объектам, в особенности занесенным в «Красную книгу» - кувшинке.

март «Как зайчик Прыг хотел быть самостоятельным». Формировать понятие о самостоятельности; обучать умению преодолевать небольшие трудности; подвести детей к принятию правила : быть самостоятельным очень важно.

март Рисование «Зайчик Прыг» Формировать умения рисовать гуашью, используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида зайца; развивать воображение и восприятие окружающего мира; познавательных способностей; способствовать развитию любознательности;

воспитывать заботливое отношение к живой природе; воспитывать аккуратность во время работы.

апрель «Спорт – это здоровье!» Познакомить детей с их основными правами, в т. ч. С правом на охрану физического здоровья; формировать навыки здорового образа жизни; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать терпение, выдержку, волю.

Рисование: «Предметы для занятий физкультурой и спортом: мяч, скакалка, ракетка, обруч, санки, лыжи и т. д.» Развивать двигательную активность; расширять знания детей о различных видах спорта, воспитывать чувство спортивной солидарности, развивать логическое мышление, воображение; воспитывать аккуратность во время работы.

май «Четыре заповеди мудрого родителя» Консультации для родителей

Список литературы:

1. Беседы о правах ребенка. Т. А. Шорыгина

2. Мы имеем право. С. А. Козлова

3. Правовое воспитание. Т. А. Харитончик

4. Программа воспитания и обучения в детском саду М. А. Васильева

5. Лепка в детском саду. Н. Б. Халезова, Г. В. Пантюхина, Н. А. Курочкина

6. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Г. Н. Давыдова

7. Конвенция о правах ребенка.

8. Декларация прав ребенка.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по правовому воспитанию в старшей группе «Права и обязанности детей» Сегодня в моей душе так светло и весело и говорю вам я «Добрый день». - Приятно ли вам, дети, когда с вами здороваются? - Да. - А для чего.

Конспект НОД по правовому воспитанию «Очень важные права» Мероприятие с детьми на конкурс «Лидер в дошкольном образовании» Конспект занятия в подготовительной группе. Старший воспитатель МБДОУ №.

Конспект НООД по правовому воспитанию в старшей группе «Путешествие в страну права»Конспект НООД по правовому воспитанию в старшей группе «Путешествие в страну права» ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВА» Программное содержание: Систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях. Развивать.

Неделя правового воспитания дошкольников «Я — ребенок, и у меня есть права» Понедельник 1. Объявление фото-конкурса «Как прекрасен мир в котором я живу» 2. Беседа с детьми «Кто нас защитит?». 3. Информационный стенд.

НОД по правовому воспитанию в старшей группе с нарушением зрения «Права и сказки» Цели: Уточнить знания детей о гражданских правах. Задачи: Образовательные: дать детям общее представление об их правах..

Конспект НОД по правовому воспитанию старших дошкольников «Я и мои права» Сегодня много пишут и говорят о "новых" детях, об их уникальных интеллектуальных способностях, о том,что они пришли в этот мир, чтобы изменить.

Программа по правовому воспитанию умственно-отсталых детей «Мы и наши права» ГКУКО «Полотняно-Заводской детский дои-интернат для умственно отсталых детей» Программа правового воспитания умственно-отсталых.

Программа кружка по правовому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Мы — граждане России»  (1 часть) 2 часть Пояснительная записка Проблема: низкий уровень знаний детей основ правовой культуры, частичное владение терминологией по правовому.

Программа кружка по правовому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Мы-граждане России»  (2 часть) 1 часть Февраль 1 неделя: «Право ребенка на имя, отчество и фамилию» Задачи: Познакомить с правом ребенка на имя, отчество и фамилию.

Программа развивающих занятий с использованием LEGO-конструированияПрограмма развивающих занятий с использованием LEGO-конструирования Программа развивающих занятий с использованием LEGO-конструирования. Наталия Козинцева МКДОУ № 19 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа цикла развивающих занятий по правовому воспитанию для детей средней группы «Я и мои права»
Опубликовано: 23 февраля 2016 в 13:10
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД