Валентина Коротаева
Рабочая программа клуба для родителей «Семейный очаг»
Пояснительная записка
Значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства трудно переоценить. Именно
семья – неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются
основы нравственности, духовности. Здоровая, крепкая, благополучная семья – залог стабильности
и процветания любого общества. Поэтому, именно на благополучную семью мы сделали основной
акцент при организации семейного клуба.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного
Публикация «Рабочая программа клуба для родителей „Семейный очаг“» размещена в разделах
и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.
Ранние формы общения во многом определяют дальнейшее развитие ребёнка, влияют на его
отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребёнка недостаточно сформирована
способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и
внутри личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
Ещё до рождения ребёнка между взрослыми складывается определённый стиль отношений, который
будет проецироваться и на отношение к ребёнку, и на тип воспитания, применяющийся к нему
(авторитарный, демократический, либеральный). Важно для развития личности ребёнка, чтобы
в его семье существовало уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие.
Между поведением родителей и поведением ребёнка прослеживается определё нная зависимость:
«принятие и любовь» порождает в ребёнке чувство безопасности и способствует гармоническому
развитию личности, «явное отвержение» ведёт к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Родителями создаётся определённая атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша
происходит становление личности. Поэтому родители должны владеть определённой суммой знаний
по основным вопросам воспитания и развития ребёнка.
В связи с этим мы создали клуб «Семейный очаг», который может установить тесное сотрудничество
детского сада с семьёй. Кроме этого семьи объединяются в клуб, потому что это:
- новые знакомства;
- интересное общение;
- организация семейного досуга;
- новый позитивный опыт семейных отношений, воспитания;
- общение и развитие детей;
- новизна в повседневной жизни;
- эмоциональная разгрузка;
- реализация собственных идей, планов и возможностей;
- приобретение новых увлечений;
- место, где лучше узнаёшь себя и своих близких.
Основные формы работы клуба : мастер – классы, мини семинары – практикумы, выставки, совместные экскурсии,
совместная игровая и творческая деятельность, организация праздников.
Семинары для родителей включают в себя лекционную часть, которую проводят педагоги, психологи,
педиатры, обсуждение семейных проблем с группой, нахождение определённых вариантов решений.
Групповые тренинги занятия обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций –
здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.
В совместных семейных мероприятиях родители и дети имеют возможность раскрыть свои способности,
отдохнуть с пользой, получить заряд бодрости. Всё это сплачивает и укрепляет семью, делает её жизнь
насыщенной и интересной.
Актуальность создания клуба «Семейный очаг»
Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Чтобы выйти на высокий уровень
сотрудничества нами воспитателями созданы для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного
сотрудничества является повышение уровня педагогической компетенции родителей. Для этого нами используются
различные формы работы (совместные мероприятия, привлечение родителей к созданию развивающей среды,
к участию в различных просветительских программах и т. д.)
Комплексной формой такого взаимодействия с родителями в нашей группе сорганизуется клуб «Семейный очаг».
Перспективный план-программа работы родительского клуба
«Семейный очаг» на 2018 – 2014 учебный год
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи: Психолого-педагогическое просвещение семей воспитанников, расширение и углубление
Знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогики.
Содействие сохранению и укреплению психологического здоровья детей и родителей.
Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям
о проблемам воспитания и развития ребенка. Формирование единого пространства семьи
и ДОУ в воспитании и развитии дошкольников, их подготовке к обучению в школе.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности
в собственных педагогических возможностях. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом
ДОУ в плане единых подходов к воспитанию ребенка.
Организация деятельности родительского клуба «Семейный очаг» :
Деятельность родительского клуба «Семейный очаг» осуществляется в соответствии с нормативными
документами, регламентирующими деятельность ДОУ.
В состав родительского клуба входят родители воспитанников детского сада, воспитатели, специалисты ДОУ.
Руководит работой клуба воспитатели. Заседания сообщества проходят раз в месяц в группе,
в музыкальном или спортивном зале. Продолжительность заседания 1 – 2 часа.
Темы заседаний определяются уставными задачами и запросом родителей.
Сущность родительского клуба «Семейный очаг» основывается на тесном сотрудничестве и партнерстве
с семьями дошкольников; на совместном детско–родительском взаимодействии под руководством педагогов;
на возможности дифференцированного подхода к семье; на добровольном участии родителей;
на активной позиции родителей; на планомерности и последовательности проведения мероприятий.
Принципы взаимодействия с родителями : Целенаправленность – привлечение всех членов клуба
к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации
детско-родительских отношений.
Плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным.
Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.
Индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.
Сознательность, активность, отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации.
Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь, путем изменения
образа жизни, перестройки отношений с детьми.
Доброжелательность, открытость, партнерство – объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее
эффективного взаимодействия.
АСПЕКТЫ РАБОТЫ КЛУБА.
Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества с родителями необходимо создать для этого необходимые
условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является повышение уровня
педагогической компетенции родителей. Комплексной формой такого взаимодействия с родителями
в нашей группе стал клуб «Семейный очаг».
Цель: сделать родителей партнёрами педагогов, привлечь их к активному участию в воспитательно -образовательном
процессе, дать возможность поделиться семейным опытом, обсудить наиболее актуальные проблемы,
выработать единые требования.
Задачи: Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
Создать атмосферу общности интересов. Объединить усилия для развития и воспитания детей
Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника
Цель: сделать родителей партнёрами педагогов, привлечь их к активному участию в воспитательно-образовательном
процессе, дать возможность поделиться семейным опытом, обсудить наиболее актуальные проблемы,
выработать единые требования.
Задачи:
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Создать атмосферу общности и интересов
Объединить усилия для развития и воспитания детей. Установить партнёрские отношения
с семьёй каждого воспитанника
Основные функции клуба : Информационно - образовательная (повышение уровня психолого-педагогических
знаний родителей); Организационно -коммуникативная
(позволит общаться родителям с педагогами и другими специалистами, между собой, учиться общаться с ребенком);
социально-терапевтическая (поддержка в трудных жизненных ситуациях, профилактика стрессов, депрессий).
Основные направления деятельности клуба- пропаганда положительного семейного воспитания;
-развитие новых форм общественно -семейного взаимодействия; -повышение педагогических знаний родителей детей
дошкольного возраста; -оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.
Содержание работы клуба
1. Активное участие родителей 2. Оказание помощи родителям 3. Деятельность Клуба осуществляется
в соответствии с годовым планом работы ДОУ. 4. Работа Клуба организуется с учетом возраста детей. 5. Заседания
Клуба проводятся не реже одного раза в квартал и по мере необходимости. 6. Решения Клуба для сотрудников
и родителей носят рекомендательный характер. 7. Возглавляет Клуб председатель данного объединения,
избираемый на общем собрании членов Клуба.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Качественные изменения:
Родители не зрители и наблюдатели, а активные участники встреч.
Родители начинают заново открывать для себя радость общения с ребёнком;
Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Такая форма работы с родителями позволила им расширить взгляды на воспитательные проблемы.
Месяц / неделя Тема занятия Ответственный Контингент участников Задачи Содержание (план занятия) Материал
Сентябрь
3 неделя Родительское собрание : тема «Роль семьи в подготовке ребенка к школе».
воспитатели Родительский комитет, специалисты ДОУ, 1. Заинтиресовать родителей идеей совместной работы с работниками ДОУ в воспитании детей.
2. Познакомить с планом работы родительского клуба на год.
3. Обсудить тематические запросы родителей. 1. игра «Приветствие»
2. Игра «Хвастовство».
3. Ознакомление с планом работы на год.
4. Анкетирование
5. Игра «Я ребенок».
6. Игра «Чемоданчик».
7. Памятка «Ваши ожидания»
8. Игра «Волшебный клубочек».
9. Коллаж «Что мне понравилось?»
1. Анкеты
2. Памятки «Ваши ожидания»
3. Клубочек
4. Ватман, фломастеры
Октябрь
3 неделя Круглый стол «Ребенок имеет право» Воспитатели. Родители семей «группы риска»
Соц. педагог, психолог 1. Воспитывать уважение к человеческой личности.
2. Способствовать воспитанию чувства уважения к семье.
3. Способствовать повышению информированности детей и их родителей о Конвенции по правам ребенка.
4. Содействовать формированию осознания важности принятия данного международного документа в развитии всего человечества.
5. Активизировать познавательную активность и систематизировать знания родителей о правах детей.
6. Показать значимую роль семьи в исполнении этого закона. 1. Игра с мячом «Лови – бросай, права называй»
2. Дискуссия «Зачем соблюдать права ребенка?», иллюстрация последствий нарушения прав ребенка
«Лист бумаги»
3. Презентация «Ребенок имеет право…»
4. Игра «Права сказочных героев» - работа в творческих группах
5. Лекция-беседа «Психологические права и обязанности ребенка в семье»
6. Анализ педагогических ситуаций и родительских высказываний-установок
7. Самостоятельная работа «Право ребенка – обязанность
родителей» (заполнение «ромашки»)
8. Подведение итогов, распространение буклетов
Ноябрь
2 неделя Педагогическая гостиная «Безопасная дорога детства» Воспитатели. Родители групп дошкольного возраста. 1. Привлечение внимания родителей к проблеме обеспечения дорожной безопасности детей
2. Формирование у родителей социально приемлемой позиции участника дорожного движения
3. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах обучения детей ПДД 1. Выступление
воспитателя:
«Правила дорожные –
правила
надежные!»
2. Блиц-опрос «Правила
знаю
и соблюдаю»
3. Презентация «Безопасная
дорога
детства»
4. Практикум «Дорожные
ловушки»
5. Анкетирование
«Грамотный
пешеход»
6. Выставка дидактических
игр и
пособий по ПДД, детской
художественной литературы
по теме, плакатов
7. Распространение буклетов
«Правила движения
достойны
уважения!»
1. Афиши
2. Подготовка презентации
3. Карточки «Дорожные ловушки»
4. Анкеты «Грамотный пешеход»
5. Буклеты «Правила движения достойны уважения!»
6. Игры, пособия и литература по ПДД
Декабрь
1 неделя Устный журнал «Этика семейных отношений» Воспитатели Родители групп дошкольного возраста, 1. Привлечь внимание родителей к этике семейных отношений.
2. Формирование у родителей понимания о правилах поведения в семье.
3. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания у детей понятий о этике и эстетике семейных отношений. 1. Игра «Знакомство».
2. Коллаж сценок о семейной
жизни и
роли в них детей.
3. Распространение
буклетов-памяток.
4. Тестирование
«Я конфликтный?»
5. Сообщение
«Манипуляция
в семье»
6. Подведение итогов
1. Памятки для родителей :
Мама может…
Папа может…
Бабушка и Дедушка могут….
2. Тест
Январь
3 неделя
Беседа: «Режим будущего первоклассника»
Лекция-беседа «Влияние депривации родительских отношений на развитие ребенка и его здоровье» Воспитатели Родители семей «группы риска», психолог 1. Дать родителям представление о понятии «депривация».
2. Формировать у родителей понимание роли общения в развитии ребенка.
Игра в кругу «Общение:
хорошо - плохо»
2. Сообщение по теме на
основе презентации
3. Игра с клубочком
«Важным для меня стало…»
(обратная связь)
1. Презентация
2. Клубочек
Февраль
4 неделя Дискуссионный клуб «Ребенок на пороге школы» Соц. педагог,
психолог, воспитатели группы Родители и воспитатели подготовительной группы, учителя начальных классов школы 1. Выяснить позицию родителей по проблеме подготовки детей к школе.
2. Заложить у родителей правильные понятия о психологической готовности ребенка к школе.
3. Обсудить опасения родителей при поступлении ребенка в школе.
4. Обьяснить требования к прохождению тестирования при поступлении в школу 1. Открытый показ
образовательной
деятельности.
2. Опросник «Ваша позиция
по проблеме подготовки
детей к школе»
3. Дискуссия «Факторы
успешной
подготовки и адаптации
ребенка к школе»
4. Сообщение «Параметры
готовности к школьному
обучению»
5. Игра «Я боюсь, что
в школе….»
(игра - рисование, цветовые
карточки – определение
степени
беспокойства родителей в
связи с приближающейся
школьной жизнью ребенка)
6. Практикум «Родительские
установки и школьные
трудности»
7. Выступление учителя
начальных
классов
«Современная школа –
какая она?»
8. Распространение памятки
«Параметры готовности
ребенка к школе», буклетов
«Родителям будущих
первоклассников»
1. Памятки «Параметры готовности ребенка к школе»
2. Буклеты «Родителям будущих первоклассников»
3. Опросники «Ваша позиция по проблеме подготовки детей к школе»
4. Цветовые карточки
5. Ватман, карандаши
6. Карточки с родительскими высказываниями
Март
2 неделя Семинар-практикум «Театр делаем сами» Муз. рук., логопед Родители групп дошкольного возраста, воспитатели 1. Познакомить родителей со значением и особенностями организации театрализованной деятельности дошкольников
2. Познакомить родителей с разными видами самодельных театров и способами их использования
3. Формировать умение изготавливать атрибуты для театрализованной деятельности детей своими руками из подручного материала 1. Игра «Театр – это…»
2. Презентация
«Организация
театрализованной
деятельности
дошкольников»
3. Ознакомление с
выставкой
«Театр своими руками»
4. Игра «Теремок»
5. Практикум
«Изготовление
театра своими руками»
6. Подведение итогов,
распространение буклетов
«Театр делаем сами»
1. Разные виды самодельных театров
2. Материал для изготовления театров
3. Буклеты «Театр делаем сами»
Апрель
1 неделя Тренинг «Портрет моего ребенка» Воспитатели Родители и. Соц. педагог,
психолог 1. Помочь родителям в понимании роли ребенка в отношениях с родителями.
2. Помочь понять родительские переносы своих личных желаний на ребенка.
3. Определить, что же действительно хочет ребенок, а что хотят от него родители.
4. Помочь в гармонизации отношений детей и родителей в семье. 1. Игра «Знакомство».
2. Проективный тест
«Портрет моего ребенка»
3. Мой ребенок глазами
других родителей
4. Игра «А нужен ли тебе
кружок?»
5. Игра «Пожалей и поругай»
6. Тест «Портрет моего
ребенка» 1. Карандаши, листы бумаги, ручки, клубок ниток.
Май
2 неделя Итоговое заседание родительского клуба, отчет о работе за год Воспитатели Родители воспитатели 1. Отчитаться о работе клуба за год.
2. Получить обратную связь от родителей о работе клуба.
3. Определить тематические запросы родителей на следующий год. 1. Прзентация
«Работа родительского
клуба «Семейный очаг»
в2018-2019 году»
2. «Что дал мне
родительский клуб?»
- рисуночный тест.
3. Над чем я поработал
быв следующем году? -игра.
4. Чаепитие:
«А мне понравилось!»
1. Карандаши, листы бумаги, ручки, клубок ниток.
2. Презентация
3. Атрибуты для чаепития
Праздники и вечера общения.
№ п. п Наименование мероприятия Сроки Участники
1 Праздник «Вот и стали мы на год взрослей»
сентябрь Родители и дети
2
Спортивно- --оздоровительный досуг:
«Ах, картошка» сентябрь Родители и дети
3 Развлечение «Не стареем душой» октябрь Бабушки, дедушки и дети
4
Мастерская
«Тепло души»
Выставка детских рисунков ко Дню Матери, «Портрет моей любимой мамы»
ноябрь
День Матери
5 Рождественские и крещенские посиделки «Раз в крещенский вечерок.»
январь Молодые семейные пары
6 Конкурсная программа «Бабушка моей мечты» март Малообеспеченные семьи
7 Конкурс «Семья года» май Семьи разного возраста
Акции и выставки.
№ п. п Наименование мероприятия Сроки Участники
1 Акция «Внимание дорога» сентябрь Воспитатели и родители
2 Акция «Подари книгу» Октябрь Коротаева В. Г.
Щеткина А. А.
3 Акция «Внимание! «Грипп» Декабрь Коротаева В. Г.
Щеткина А. А.
4 Оздоровление детей из семей группы риска Каникулярное время Коротаева В. Г.
Щеткина А. А.
5 Новый год -семейный праздник Январь Родители клуба
Коротаева В. Г.
Щеткина А. А.
6 Акция «Письмо и посылка солдату» Февраль Родители
Коротаева В. Г.
Щеткина А. А.
7 Акция «Подари игрушку детскому саду» Март Родители
Коротаева В. Г.
Щеткина А. А.
8
Акция «Весенняя неделя добра»
Апрель-май Коротаева В. Г.
Щеткина А. А.
9 Летне-оздоровительная кампания 2019. Июнь-июль Коротаева В. Г.
Щеткина А. А.
Обобщение семейного опыта воспитания
Семья Проблема обобщаемого опыта Форма обобщения опыта
Воспитание детей, традиции и ценности семьи Встречи, фотоальбомы, выставки
Творчество семьи Встречи, рисунки, персональное открытие выставки
Диагностическая работа с родителями
1. Из серии «Школа общения» : «Я и мой ребёнок» сентябрь
2. Поощрения и наказания. Тест «Знаете ли вы своих детей» октябрь
3. Диагностика тревожности ребёнка (методика Р. Сирса) ноябрь
4. Изучение удовлетворённости родителей работой детского сада (методика Е. Н. Степанова) май
5. Из серии «Школа общения» :
«Главней всего – погода в доме»
июнь
Консультационная работа
Индивидуальные консультации родителей по проблемам воспитания и развития ребёнка, возрастных особенностей
Детей пришкольного возраста. Индивидуальные карты развития ребёнка, организация занятий с детьми дома. По запросу родителей в течение года
Индивидуальные консультации родителей по проблемам эмоционального развития ребёнка, подготовки детей к школе По запросу родителей в течение года
Общие положения
Основой правовых отношений организации деятельности Клуба являются :
Закон РФ от 10.07.1992 № 32661 (с изм. и доп.
от 06.01.2007 г., 05.02.2007 г.,
09.02.2007 г., 26.06.2007 г., 30.06.2007 г.) “Об образовании”Типовое положение
“Об общеобразовательном учреждении”, утвержденное постановлением Правительства
РФ от 19.03.2001 г. (с изм. и доп. от 23.12.2002 г., 01.02.2005 г., 30.12.2005 г.) № 196;
– Типовое положение “О дошкольном образовательном учреждении”, утвержденное
постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г. (с изм. и доп. от 14.02.1997 г., 23.12.2002 г., 01.02.2005 г.) № 677;
– Устав МАДОУ