Папки-передвижки

Рабочая программа кружка «ОЧумелые ручки» для детей 3–4 лет

Анастасия Герасимова
Рабочая программа кружка «ОЧумелые ручки» для детей 3–4 лет

Рабочая программа кружка "ОЧумелые ручки" во второй младшей группе

Содержание:

1. Пояснительная записка

1.1 Концепция программы

1.2 Актуальность

1.3 Новизна

1.4 Цель программы

1.5 Задачи программы

1.6 Продолжительность реализации программы

1.7 Методические рекомендации

1.8 Ресурсное обеспечение программы

1.9 Ожидаемый результат

2. Учебно-тематический план занятий кружка

Публикация «Рабочая программа кружка „ОЧумелые ручки“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах

2.1 Перспективное планирование обучения детей 3-4 лет

3. Механизм отслеживания качества дополнительной образовательной программы

4. Заключение

5. Литература

1. Пояснительная записка

1.1 Концепция программы

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

1.2 Актуальность.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

1.3 Новизна

Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Эмоционально-образное познание мира ребенком в рамках программы я строю по поступательной системе действий: видим (изображение, слышим (слово, звук, чувствуем, представляем, действуем – творим.

Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности: изобразительной (рисование красками, лепка); декоративной (украшение – аппликация, работа в разных материалах); конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).

Эти эмоционально-познавательные и творческие задачи будут решаться вместе с освоением способов деятельности, развитием координации движений руки и особенно мелкой моторики. «Рука – развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш или ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, мастерить поделки и подарки для своих близких. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

1.4 Цель

Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через художественное творчество: аппликацию, рисование, лепку. В работе кружка необходимые задачи для занятий детей конструированию из бумаги, природного и бросового материала, ткани, бумаги, круп. Поощрять интерес изобразительной деятельности; обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

Еще одна из главных задач, поставленная мною, это развитие мелкой моторики. Так как развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом

1.5 Задачи:

1. Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.

2. Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.

3. Развивать интерес к различным техникам художественного творчества, развивать творческие способности.

4. Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.

1.6 Продолжительность реализации программы

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка. Общее количество занятий в год -72 (с сентября по май). Возраст детей 3-4 года, количество детей (20) человек, время занятий 15 мин.

1.7 Методические рекомендации

Изобразительная деятельность в младшем возрасте является одной из форм усвоения ребёнком социального опыта. Занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития ребенка. Они способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают мелкую моторику рук, чувство формы, глазомер и цветоощущение.

Для проведения занятий желательно иметь отдельное помещение, отвечающее требованиям противопожарной безопасности и санитарии. За каждым ребенком желательно закрепить постоянное место. К занятию следует готовиться заранее: размещаются на нём необходимые для данного вида аппликации инструменты и материалы.

При этом надо помнить, что отношение и педагогов, и родителей к творчеству детей должно быть весьма благожелательным.

Основным материалом для занятий аппликацией является бумага ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками.

1.8 Ресурсное обеспечение программы

1. Бумага (цветная, гофрированная, самоклеющаяся).

2. Картон (однослойный и многослойный).

3. Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).

4. Фломастеры, маркеры, карандаши, гуашь.

5. Нитки (простые, шерстяные, капроновые).

6. Леска, проволока.

7. Пуговицы.

8. Скотч.

9. Ткань.

10. Цветной бисер, бусы, стразы.

11. Киндер– сюрпризы.

12. Семечки. Крупа.

13. Вата.

14. Обертки от конфет и шоколада.

15. Цветные иллюстрации.

16. Клей. Пластилин.

17. Соленое тесто

1.9 Ожидаемый результат

Дети будут знать:

- о разнообразии техник художественной деятельности;

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

- аккуратно пользоваться кистью и клеем;

- отщипывать и придавать необходимую форму пластилину;

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

- аккуратно и экономно использовать материалы.

2. Учебно-тематический план занятий кружка

2.1 Перспективное планирование обучения детей 3-4 лет

Сентябрь

1. «Букет к празднику» Рисование тычками

Цель: Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений.

2. «Кап-кап дождик» Рваная аппликация

Цель: Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

3. «Божья коровка» Аппликация с использованием пластилина

Цель: Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

4. «Осьминожки» Рисование

Цель: Учить детей аккуратно работать с гуашью при создании отпечатков ладони.

Октябрь

1. Веточка смородины Отпечатки листьев, рисование пальчиками

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Показать приемы получения точек.

2. «Урожай» Аппликация с использованием пластилина

Цель: Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

3. «Дорожка для ежика» Лепка

Цель: Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять ровно по линии.

4. «Осенние листочки» Аппликация

Цель: Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки цветной бумаги, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

5. «Мухомор» Лепка

Цель: Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму, аккуратно наклеивать на готовую форму.

6. «Помидорки на грядке» Отрывная аппликация из салфеток

Цель: Познакомить с отрывной аппликацией. Учить отрывать салфетку на мелкие кусочки и наносить равномерно на всю поверхность бумаги.

7. «Веселый светофор» Аппликация

Цель: учить детей наклеивать готовые детали на приготовленную основу.

8. «Солнышко и дождик» Объемная аппликация

Цель: Учить детей делать объемную аппликацию при помощи мятой бумаги, сминая листа бумаги и подворачивая края вовнутрь. Затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

Ноябрь

1. «Ежик» Поделка из пластилина и семечек

Цель: Учить создавать из пластилина овальную форму, вытягивать носик. Вдавить семечки в полученную форму.

2. «Волшебные листочки» Рисование

Цель: Учить детей закрашивать вырезанные формы, используя кисть.

3. «Далматинец» Аппликация с использованием пластилина

Цель: Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

4. «Грибочки» Объемная аппликация

Цель: Учить детей делать объемную аппликацию при помощи мятой бумаги, сминая листа бумаги и подворачивая края вовнутрь. Затем аккуратно приклеивать.

5. «Цыплята» Поделка из киндер-сюрприза и пластилина

Цель: Учить делать шарики из пластилина, расплющивать их и приклеивать на заготовку.

6. «Воробей» Аппликация из крупы

Цель: Познакомить с техникой наклеивания крупы на бумажную основу.

7. «Зайчик» Аппликация из ваты

Цель: Учить отрывать маленький кусочек ваты и наклеивать его на поверхность бумаги.

8. «Первый снег» Рисование тычками

Цель: Учить детей рисованию тычками, белой гуашью на синей цветной бумаге.

Декабрь

1. «Лепим снеговика» Скатывание бумаги

Цель: Учить мять бумагу в руках, затем скатывать из нее шарик. После этого бумажный комочек опускать в клей и приклеивать на основу.

2. «В гостях у елочки» Аппликация с использованием пластилина

Цель: Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

3. «Дедушка Мороз» Аппликация с использованием салфеток

Цель: Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки белой бумаги, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

4. «Зажигаем огоньки» Коллективная аппликация

Цель: Учить аккуратно намазывать клеем готовые формы разноцветных шаров и приклеивать на большую объемную елку.

5. «С Новым годом!» новогодняя открытка Аппликация

Цель: Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы (елка, разноцветные шары и коробка с подарком) и приклеивать на картон, составляя композицию.

6. «Зимний лес» Отрывная аппликация

Цель: Учить детей отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

7. «Рукавичка» Аппликация

Цель: Учить детей красиво наклеивать пайетки, стразы, бусинки, вату, снежинки на шаблон рукавички.

8. «Снегопад» Рисование методом «тычка»

Цель: Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений.

Январь

1. «Снежная баба» Аппликация с использованием ватных дисков

Цель: Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию.

2. «Елочные игрушки» Лепка

Цель: Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, изображающего конфеты и печенье, выкладывание на импровизированную тарелочку.

3. «Овечки» Поделка из ваты и киндер-сюрприза

Цель: Учить формировать из ваты комочки, наклеивать из на киндер-сюрприз, приклеивать заготовленную голову и глазки.

4. «Украшаем вазу» Аппликация с использованием пластилина

Цель: Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму вазы.

5. «Медали» Лепка из соленого теста и рисование на нем.

Цель: Учим лепить из соленого теста круг, расплющивать его, проделывать вверху дырочку, а затем украшать гуашью.

6. «Елочка – красавица» Аппликация

Цель: Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию.

Февраль

1. «Рыбка» Аппликация из круп

Цель: Продолжаем знакомить с техникой наклеивания крупы на бумажную основу.

2. «Открытка в праздник» Аппликация

Цель: Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, затем приклеивать на сердечко из картона, составляя форму цветка.

3. «С праздником, папочка!» открытка к 23 февраля Аппликация

Цель: Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.

4. «Погремушка» Лепка

Цель: Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски» и «мячики», соединять их между собой.

5. «Клоун» Аппликация

Цель: Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы кружков, аккуратно приклеивать по нарисованной нити на рисунок с изображением клоуна.

6. «Солнышко» Коллективная аппликация из ладошек

Цель: Продолжаем учить работать в коллективе, развиваем умение обводить свою ладошку и наклеивать на шаблон.

7. «Снежинка» Аппликация с использованием салфеток

Цель: Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки белой бумаги, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

8. «Зимний лес» Объемная аппликация.

Цель: продолжить учить детей создавать объемные композиции.

Март

1. «Мамочке, мамуле» открытка к 8 марта Аппликация

Цель: Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.

2. «Веточка мимозы» Скатывание бумаги

Цель: Закреплять умение мять бумагу в руках, затем скатывать из нее шарик. После этого бумажный комочек опускать в клей и приклеивать на основу.

3. «Одуванчик» Аппликация

Цель: Учить детей аккуратно намазывать клеем серединку кружка с разрезными краями и наклеивать их друг на друга.

4. «Капель» Лепка

Цель: Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать одинаковые формы, закреплять их на нити. Затем закрепить их под тучкой.

5. «Мой веселый, звонкий мяч» Рисование тычками

Цель: Учить детей рисованию тычками, украшая мячи.

6. «Угощение для гостей» Лепка из соленого теста

Цель: Учить детей лепить угощение для гостей из солёного теста через освоение способов лепки и приёмов оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).

7. «Рамка для фотографии» Аппликация из крупы

Цель: Учить приклеивать крупу на заготовленный шаблон.

8. «Скворечник» рисование

Цель: продолжить учить детей правильно держать кисть, создавая рисунок.

Апрель

1. «Началась капель» Коллективная отрывная аппликация

Цель: Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

2. «Подснежник» Рисование тычками

Цель: Учить детей рисованию тычками, не выходя за контур цветка.

3. «Почки на веточках» Лепка

Цель: Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая овальную форму, затем аккуратно закреплять на веточке.

4. «Тарелочка с фруктами» Аппликация

Цель: Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы яблок и груш, аккуратно приклеивать на картонную тарелочку.

5. «Шары для Зайчонка» Аппликация

Цель: Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы разноцветных шаров, аккуратно приклеивать к нитям у зайчонка в лапе.

6. «Пасхальное яйцо» Аппликация крупой

Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой. Учить наносить клей на рисунок и быстро засыпать его крупой.

7. «Платье для куклы» Аппликация из кусочков ткани

Цель: Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

8. «Бусы для куклы» Моделирование из макарон и соломинок

Цель: Учить нанизывать «бусины» на нитку (проволоку, развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

Май

1. «Праздничный салют» Коллективная аппликация из конфетти

Цель: Закрепить приемы приклеивания конфетти на лист, а также заполнять весь лист бумаги.

2. «Мать-и-мачеха» Рисование тычками

Цель: Учить детей рисованию тычками, не выходя за контур цветка.

3. «Подарок для белочки» Аппликация

Цель: Учить аккуратно намазывать клеем украшения (кружки, квадратики, треугольники) и приклеивать на коробку с подарком, создавая узор.

4. «Домик» Лепка

Цель: Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между пальцами и прилеплять по контуру домика.

5. «Шарики воздушные – с ветерком дружные» Рисование

Цель: Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.

6. «Лебедь» Конструирование из природного материала

Цель: Продолжать обучать разным приемам работы с природным материалам, пластилином.

7. «Чудо-дерево» Модульная аппликация

Цель: Развивать у детей интерес к сказочным образам деревьев. Формировать желание создать свой образ дерева с помощью цветной бумаги. Продолжать учить выполнять работу на весь лист.

8. «Подсолнухи» Аппликация из бумаги и гречки

Цель: Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон.

3. Механизм отслеживания качества дополнительной образовательной программы

Для отслеживания качества освоения дополнительной образовательной программы проводится мониторинг освоения программы в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май).

4. Заключение

Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он, а наша задача помочь в его начинаниях.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, наклеивание из бумаги фигурок, создание различных героев и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Художественная деятельность дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. А также, важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

5. Список использованной литературы

1. «Волшебные полоски». Петрова И. М.

3. «Детское творческое конструирование». Парамонова Л. А.

5. «Аппликация в детском саду». Малышева А. Н. ; Ермолаева Н. В.

6. «Пластилинография -Детский дизайн 3». Давыдова Г. Н.

7. «Поделки из бумаги», Москва, Лада издательство, 2008г. Агапова И., Давыдова М.

8. «Программа для дошкольных учреждений. Первые шаги в мире искусства», Н. А. Горяева - под ред. Б. М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2011.

9. «Конструирование и ручной труд в детском саду». Куцакова Л. В.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка «Очумелые ручки»Фотоотчет о работе кружка «Очумелые ручки» Здравствуйте, хочу представить вам рисунок моего воспитанника группы "Солнышко" МБДОУ Эльгетский детский сад "Чуораанчык" Слепцова Саши,.

Фотоотчет о работе кружка «Очумелые ручки»Фотоотчет о работе кружка «Очумелые ручки» Здравствуйте, хочу представить вам рисунок моего воспитанника группы "Солнышко" МБДОУ Эльгетский детский сад "Чуораанчык" Слепцова Саши,.

Рабочая программа кружка «Весёлая математика» для детей 6–7 лет Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Чулымского района детский сад «Улыбка» УТВЕРЖДАЮ Директор МКДОУ детский.

Образовательная программа кружка «Умелые ручки» для детей 6–7 лет «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Программа дополнительного образования детей по художественному творчеству «Очумелые ручки» для детей средней группы Пояснительная записка. Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой.

Рабочая программа кружка по развитию речи «Речетворчество» для детей 5–6 лет, старшая группа Составлена на основе парциальной программы «Развитие речи дошкольников» Ушаковой О. С. М. : «ТЦ СФЕРА», 2014. составители: воспитатель.

Рабочая программа кружка по оригами «Умелые ручки» Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки». («Техника оригами для малышей» Н. А. Просова)Разработали: Долганова Т. А. ,.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» художественно — эстетической направленности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Умелые ручки» художественно – эстетической направленности Руководитель: Смирнова А. И. 2017-2018 учебный.

Рабочая программа по бесплатному дополнительному образованию кружка «Истоки» для детей от 4 до 7 лет 2.3. Перспективный план кружка «Истоки» в средней группе 2016 -2017у. г МЕСЯЦ РАЗДЕЛ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ЦЕЛИ Сентябрь.

Рабочая программа театрального кружка «Солнышко» для детей 6–7 лет на 2017–2018 учебный год СОДЕРЖАНИЕ: Пояснительная записка ….3 Цель программы …4 Задачи программы ….4 Основные направления программы….5.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «ОЧумелые ручки» для детей 3–4 лет
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 15:58
+104Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД