Лучший педагог года

Рабочая программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник

Анжелика Мысливченко
Рабочая программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник

Рабочая программа.

Содержание

Раздел 1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка …. 2

1.2. Возрастные особенности детей 3-4 лет…. 4

1.3. Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования «Обучение рисованию с использованием нетрадиционных техник» ….…. ….…5

Раздел 2. Содержательный раздел

2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы ….7

2.2. Примерное годовое планирование…. 8

2.3. Календарно-тематическое планирование. …. 9

Публикация «Рабочая программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник» размещена в разделах

Раздел 3. Организационный раздел

3.1. Распределение режимных моментов в течение дня в холодный период …. 28

3.2. Расписание работы дополнительной услуги «Обучение рисованию» …29

3.3. Используемая литература…. 30

Целевой раздел

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствие с примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой Т. С. Комаровой, в соответствии с требованиями ФГОС ДО от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ, с учётом Основной образовательной программыМАДОУ «ЦРР Д/С№ 12»

Продолжительность реализации программы — 1 года. Содержание программы кружка составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13

(требования к организации режима дня и учебных занятий, предназначена для детей 3-5 лет, реализуется она через кружковую работу и выставки.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-Закон РФ «Об образовании»;

-Конвенция о правах ребенка (1989г);

-Концепция дошкольного воспитания;

- СанПиН 2.4.1.3049-13

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное творчество. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Изобразительное творчество располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Программа дополнительной развивающей услуги по нетрадиционной технике рисования для детей имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).

Актуальность программы: НОД в кружке позволяет развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование самое любимое и доступное занятие у детей. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Принципы и подходы к формированию Программы

Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Развивающие:

• Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

• Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение.

• Развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение.

• Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.

Образовательные:

• Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов).

• Учить получать различные оттенки красок основных цветов.

• Учить использованию различных материалов

• Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.

• Учить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности.

• Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создаватькомпозиции, образы. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

Воспитательные:

• Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.

• Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

• Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

При составлении данной программы учитывались основные принципы:

• Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

• Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

• Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

• Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу,нельзя миновать предыдущий);

• Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

• Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

• Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

• Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Возрастные особенности детей 4 – 5 лет

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с художественно-эстетической деятельностью, у мальчиков и девочек. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети задумывают конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами.

Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования

• развитие мелкой моторики рук

• обострение тактильного восприятия

• улучшение цветовосприятия

• концентрация внимания

• повышение уровня воображения и самооценки

• расширение и обогащение художественного опыта

• формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом

Планируемые результаты освоения программы детьми 4-5 лет

• самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты, владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их;

• самостоятельно передают композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

• выражают свое отношение к окружающему миру через рисунок;

• дают мотивированную оценку результатам своей деятельности;

• проявляют интерес к изобразительной деятельности друг друга.

Планируемые результаты освоения программы детьми 6-7 лет

• уверен в действиях и ответах;

• активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;

• уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;

• умеет экспериментировать с изобразительными материалами;

• проявляет фантазию, художественное творчество;

• умеет передавать личное отношение к объекту изображения;

• умеет штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;

• умеет наносить мазки краски узкой и широкой кистью;

• умеет узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;

• умеет правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;

• умеет использовать трафареты и печати при работе;

• умеет убирать за собой рабочее место.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу.

Ф. И.

ребенка Техника работы

с материалами Предметное и сюжетное изображение Декоративная

деятельность Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года конец года

В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

Содержательный раздел

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Форма работы

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

Возраст детей 4-5 года, количество 15 детей человек, время занятий 20 мин. Возраст детей 6-7 лет, количество детей 15 человек, время занятий 35 мин. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.

Срок реализации: 1 года

Методы проведения занятия:

словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

наглядные

практические

игровые

• Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

• формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

• способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Материально-техническое обеспечение.

Помещение для занятий: групповая комната.

Уголок художественного творчества в группе;

Технические средства: мультимедийные презентации. CD и аудио материал

Инструменты и приспособления: акварельные краски, гуашь; восковые мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, коктельные трубочки; салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти, цветная бумага, ножницы, крупа, нитки, пластилин.

Наглядный материал: презентации и иллюстрации; дидактические игры, педагогические эскизы.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Средний дошкольный возраст:

тычок жесткой полусухой кистью,

печать поролоном;

печать пробками;

пластилинография;

свеча + акварель; рисунки из салфеток;

рисование ватными палочками;

отпечатки листьев;

печать овощная;

трафаррет

Подготовительный к школе возраст:

Рисование солью, крупой;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

восковые мелки + акварель кляксография обычная;

ниткография

по – сырому;

набрызг;

тычок жесткой кистью

по – оттиску;

пластилинография

Формы подведения итогов реализации программы

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в выставках и конкурсах в течение года.

Оформление эстетической развивающей среды в группе и т. д.

КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2018-2019 учебный год

Тема Период

Осень 01.10-19.10

Мой город 22.10-02.11

В мире животных 05.11-16.11.

День матери. День отца. 19.11-30.11

В гостях у сказки 03.12.–14.12.

Новый год у ворот 17.12.-28.12

Зима 09.01–25.01.

Моя семья. 28.01.-08.02

День защитника Отечества 11.02 –22.02

Международный женский день 25.02-08.03

Народная культура и традиции 11.03–22.03.

Весна 25.03–12.04.

День театра 15.04-26.04

День Победы 29.04–10.05

Лето 13.05–31.05

Организационный раздел

Режим дня в ДОУ

Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:

время приёма пищи;

укладывание на дневной сон;

общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию.

Режим дня для дошкольниковот 4 до 5 лет в холодное время года.

Деятельность Время

Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность, дежурство. 7.00 - 8.00

Утренняя гимнастика. 8.00 - 8.20

Гигиенические процедуры. 8.20 - 8.25

Завтрак. 8.25 - 8.45

Игры. Подготовка к ООД. 8.45 – 9.00

ООД (индивидуальная, групповая, подгрупповая) 9.00 - 10.20

Второй завтрак 10.20 – 10.30

Подготовка к выходу на прогулку. Прогулка. Самостоятельная деятельность. Игровая деятельность. Реализация образовательных областей в режимных моментах. 10.30 - 12.10

Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Обед. 12.10 –12.35

Гигиенические процедуры, подготовка ко сну. 12.35 – 12.45

Дневной сон. 12.45 – 15.00

Постепенный подъём, гимнастика после сна, закаливающие мероприятия. 15.00 –15.20

Подготовка к полднику. Полдник. 15.20 –15.40

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность. Индивидуальная работа. 15.40-16.00

Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность, работа с семьей. 16.00 – 17.30

Группа кратковременного вечернего пребывания. 17.30 – 20.00

Режим дня для дошкольников

от 6 до 7 лет в холодное время года.

Деятельность Время

Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность, дежурство. 7.00 - 8.00

Утренняя гимнастика. 8.00 - 8.30

Подготовка к завтраку. Завтрак. 8.30 - 8.50

Игры, самостоятельная деятельность детей 8.50 – 9.00

ООД (индивидуальная, групповая, подгрупповая) 9.00 - 10.50

Второй завтрак 10.50 – 11.00

Подготовка к выходу на прогулку. Прогулка. Реализация образовательных областей в режимных моментах. 11.00-12.40

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 12.40 –12.50

Подготовка к обеду. Обед 12.50-13.15

Гигиенические процедуры, подготовка ко сну. Дневной сон 13.15 – 15.00

Постепенный подъём, гимнастика после сна. 15.00 –15.25

Полдник. 15.25 –15.40

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность 15.40-16.40

Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность, работа с семьей 16.40 – 17.30

Расписание работы дополнительной платной развивающей услуги

«Обучение рисованию с использованием нетрадиционных техник»

Список использованной литературы

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки" – Ярославль: Академия развития, 2007 г.

2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками": Стрекоза, 2012 г.

3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М., 2007г.

4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки" – М. ,1996г.

5 .А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; КАРО, 2010 г.

6. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009

7. М. В. Кудейко «Необычные способы рисования»; Содействие, 2007 г.

9. О. Соловьёва «Необыкновенное рисование», М. : Мозаика-Синтез, 2004 г.

8. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г.

10. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.

11. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.

12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.

13. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.

Публикации по теме:

Рабочая программа фольклорного кружка «Ладушки» на 2018–2019 год Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно речевое развитие и социально.

Фотоотчет о работе кружка нетрадиционных техник рисования «Цветные ладошки»Фотоотчет о работе кружка нетрадиционных техник рисования «Цветные ладошки» Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает.

Мастер-класс для педагогов об использовании нетрадиционных техник на занятиях по изодеятельности «Удивительное рисование» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Цель: Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник в изодеятельности в ДОУ» Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Использование нетрадиционных техник изодеятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Солнышко» Методическая разработка на тему: «Использование нетрадиционных техник.

Рабочая программа кружка по бумагопластике Программа кружка «Фантазеры» (бумагопластика) Пояснительная записка Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность,.

Рабочая программа кружка по рисованию «Волшебная палитра» СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка (направленность, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность) 3 Цель.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изодеятельности Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка» Развитие творческих способностей у детей дошкольного.

«Рыбки в аквариуме». Работа с применением нетрадиционных техник изодеятельности«Рыбки в аквариуме». Работа с применением нетрадиционных техник изодеятельности Цель: знакомство с окружающим миром,активизировать процессы познавательной деятельности. Образовательные задачи: - формировать представление.

Конспект занятия с применением нетрадиционных техник изодеятельности в разновозрастной группе «Цветной калейдоскоп» Программное содержание: учить детей эмоционально-образному восприятию цвета, познакомить их с составными и основными цветами; дать представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник
Опубликовано: 28 августа 2019 в 10:23
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД